Найти тему
Наследники

Цифровая трансформация муниципалитетов, или зачем умному городу платформа

Оглавление

Автор статьи: Дмитрий Гришин, эксперт по цифровой трансформации муниципалитетов SkillsCenter.

Роль муниципалитета в умном городе

Умный город – это наборы технологических, цифровых прорывов на стыках функциональных подразделений муниципалитета, которые на текущий момент друг с другом не связаны. Все самые большие открытия рождаются на стыке наук и технологий: научные открытия, стартапы и т.д. Муниципалитет на текущий момент из себя представляет набор разрозненных функций, и управление городом осуществляется также - функционально: есть ЖКХ, социальный блок, транспортный и другие подразделения. А умный город – это когда всё это аккуратно друг с другом сопряжено, найдены точки соприкосновения, взаимодействия, и все проблемы, которые связаны с функционированием муниципалитета и задачами жителей, решаются кросс-функционально.

В настоящий момент управление муниципалитетами идет «по старинке». У жителей есть понимание, что для того, чтобы что-то было сделано, нужно идти жаловаться и тратить бесконечно много времени на это. Если муниципалитет совсем малый, то там вообще можно найти ситуации, что дорого почищена, когда я позвонил на мобильный мэру. Но в умном городе так быть не должно. Все эти процессы должны реализоваться алгоритмически, аккуратно с помощью цифровых технологий, и мэр не должен тратить на это время. У мэра должно быть две функции: разбор нестандартных социальных случаев – 20% времени, а 80% – на работу с инвестиционной привлекательностью территории и стратегическому развитию человеческого потенциала.

Администрация умного города в конечном итоге должна уйти от ситуационного управления территорией за счет «оцифровки» бизнес-процессов внутри муниципалитета. В результате должен сильно сократиться штат - примерно с 300 человек малого города до 40 управленцев. Все процессы реагирования отдельных служб должны управляться цифровыми платформами алгоритмически, без непосредственного участия мэров.

-2

Здоровье и благополучие жителей умного города

С момента, как стало известно, что женщина забеременела, для нее, как для мамы, и для человека, который родится через девять месяцев, можно в целом спроектировать наборы услуг и сервисов под разные сценарии развития ситуации, которые муниципалитет, среда и власть могут предоставить ему на его жизненном пути. Начиная с того, что маме предоставляются все медицинские, социальные и прочие обеспечения, цифровые справки. С момента, когда человек родился, можно дальше по факту получения обратной связи и данных от медицинского учреждения и других поставщиков, аккуратно, практически по дням понимать в идеальной картине мира, что при тех или иных обстоятельствах человеку нужно - с точки зрения городской среды, юридической истории, образования, социальной поддержки, трудовых и имущественных отношений.

Такое структурирование запроса гражданина от момента, когда его зачали, до момента, когда он умер, со всеми развилками, позволяет формировать практическое предоставление тех или иных сервисов и рекомендаций в отношении здоровья и благополучия граждан. Например, если житель сдал анализы в 30 лет и результат показал онкомаркеры, то это не человек должен пытаться искать решения, а городская система на основании этого триггера проектирует набор его действий: забронировала ему ближайшую консультацию, прописала диету, поставила на учет, снабдила материалами.

Для жителя на текущий момент все проектирования в цифровом поле, к несчастью, заканчиваются пока на уровне того, что муниципальные услуги есть, а как ими пользоваться прописано в нормативных документах. Если мы говорим про качественную среду, которая нас окружает, и, если отбросить в сторону все фобии по поводу того, что «большой брат за нами следит», я бы хотел, чтобы за мной следили, и у меня при этом не было проблем, а были проактивные решения всех моих жизненных ситуаций даже до момента того, как я узнал, что эта жизненная ситуация возникла.

-3

Росатом - лидер в области цифровых технологий управления территорией

Росатом - единственная на сегодняшний день госкорпорация, которая способна реализовать платформенное решение с точки зрения интеллектуального управления территориями. Сегодня мы в состоянии реализовать подобный подход, который можно было бы тиражировать дальше за пределы территории Росатома и даже за пределы РФ.

Росатом — это определённая территория, и она очень зависит от интеллектуальной составляющей. Удерживать людей на территории, развивать и привлекать таланты— стратегическая миссия компании. Кроме того, доходы организации формируются в том числе через проекты, связанные с бизнес-аналитикой, «цифрой» и большим объемом интеграций. Такие же задачи стоят и перед муниципалитетом любого города, не только атомного.

Есть хороший пример — проект по цифровой трансформации на Сахалине. Мы исследовали 1200 рабочих процедур у каждого из 600 сотрудников муниципалитета. Ежедневно люди тратят гигантское время, и, если выразить это в зарплатных часах, колоссальные деньги на рутинные, дублирующийся и местами бессмысленные процедуры. Чтобы разгрузить сотрудников муниципалитета, одним из самых разумных решений стало взять и оцифровать рутинные операции. Есть экономическое обоснование после анализа потерь, а значит это можно и нужно ставить в бюджет. Люди перестанут тратить время на то, что могут сделать за них цифровые сервисы. Под эту задачу мы готовы рассматривать привлечение местных студентов, запланировать им вознаграждение и отдать эти цифровые функции на поддержку на бесконечно долгий срок. Финансово — это выгодно для муниципалитетов: сотрудники высвобождают время за счет цифровых сервисов, а студенты поймут, как они могут зарабатывать, не уезжая с острова. Возможности для такой занятости безграничные, бюджет уже несет расходы на работу сотрудников, их перераспределение и оптимизация позволит увеличить количество сделанных в единицу времени дел, услуг, задач, что само по себе уже ведет к увеличению привлекательности территории. И муниципалитет, пользуясь этим решением, не просто экономит, а инвестирует, потому что сотрудники освобождаются от рутинных действий для стратегического управления территорией.

В каждом, даже самом маленьком муниципалитете есть бюджеты, которые потенциально можно было бы заводить на частных исполнителей. На текущий момент времени, такие отношения вне правового поля, но технически, в рамках платформенной экономики, бюджетные деньги можно давать напрямую гражданам, которые в качестве самозанятых готовы выполнять задачу быстрее и качественней, в соответствии со всеми стандартами, вместо компаний, которые с такие задачи не выполняют или делают это плохо.

-4

Какие компетенции нужны умному городу

Для развития умного города необходимо повышать предпринимательскую активность населения, запускать новые виды деятельности, учить граждан коммерциализироваться на уровне своих знаний, умений, хобби.

Сегодня государство активно пропагандирует предпринимательство. Детям показывают удачные кейсы, но при этом не рассказывают о проблемах, которые их ждут, и это нечестно. Когда они встают на предпринимательский путь и ошибаются, эти ошибки стоят очень дорого. От таких ошибок застрахованы все, кроме начинающего предпринимателя. Город с помощью платформы должен выступать неким гарантом того, что человек может попробовать коммерциализировать свои знания, навыки и умения, и при этом не залезть в гигантские долги.

Механизмы предпринимательской деятельности можно переводить в оцифрованные процедуры. Например, таксисту сейчас не нужно нести риски отсутствия заказов, а достаточно запустить приложение, зарегистрироваться и получить лицензию через платформу и просто начать выполнять заказы. Ему не надо брать на себя повышенные обязательства - всё прозрачно. Вовлечение людей в предпринимательскую активность через платформу должно максимально обеспечивать людям безопасность.