Найти тему
Владислав Садовский

Великая Россия обогнала Германию по объёму экономики и уверенно дуржится.

Всемирный банк уже несколько десятков лет стремится точно вычислять уровень реального ВВП в различных странах мира. Макроэкономические показатели в тех или иных государствах измеряются в их национальных денежных единицах, следовательно, чтобы сравнивать между собой показатели, нужно привести их к общему знаменателю, для чего используют какую-то одну валюту, к примеру доллар США.

Измерение ВВП таким образом приводит к сильным искажениям. Допустим, курс рубля вырос по отношению к доллару на 10 процентов за год. Это даст 10-процентную прибавку к номинальному долларовому показателю ВВП России, но реального роста благосостояния в таких масштабах произойти, конечно, не могло. Чтобы избежать таких искажений, в расчеты закладывается реальная покупательная способность валют, то есть расчет того, сколько товаров и услуг можно купить на одинаковое количество долларов в разных странах. Разница с данными по обменному курсу иногда достигает 100 процентов и даже больше (за счет того, что потребительская корзина в одних странах может быть в несколько раз дешевле, чем в других), но, по крайней мере, эта методика сглаживает крупные скачки курсов.

Для измерения роли стран в мировой торговле лучше подходит сравнение по текущим курсам, для расчета уровня реального производства и благосостояния — по паритету покупательной способности. ВВП России, а также Индии, Китая и подавляющего большинства развивающихся стран в данной методике фиксируется значительно выше номинального.

Непохожие сестры


Германию и Россию роднит то, что они обе являются экспортно-ориентированными странами с большим профицитом торгового баланса. Немцы уступили титул мирового лидера по экспорту Китаю лишь в 2009 году, да и РФ входит в семерку крупнейших экспортеров. Номенклатура экспорта, правда, различается. Если Россия вывозит прежде всего нефть и металлы, то Германия специализируется на машинах, оборудовании, продукции химической промышленности и других товарах глубокой переработки. Тем не менее, эта внешняя ориентированность делает обе страны зависимыми от ситуации на международных рынках.

Во всем остальном макроэкономические показатели и статистика благосостояния в ФРГ и РФ отличаются кардинально. При примерно равном объеме экономики население России в 1,8 раза больше. Соответственно, душевой доход отличается в тех же пропорциях.

Кроме того, германское правительство демонстрирует более высокий уровень дирижизма, если под ним понимать перераспределение средств между различными сферами. Уровень налоговой нагрузки в Германии составляет около 39 процентов. В то же время министр финансов России Антон Силуанов утверждает, что для РФ этот показатель равен 34,5 процента. Размер подоходного налога в Германии (включая так называемый налог солидарности для богатых) может составлять до 50 процентов, а Россия с ее плоской шкалой собирает 13 процентов. Тем не менее, размер государственного сектора в РФ больше, поскольку огромное количество крупнейших компаний принадлежат государству. В Германии когда-то тоже было так, но в 80-90-х значительная часть госсектора была распродана.

Большая часть этой статистики может быть легко использована при сравнении любых двух крупных стран — развитой и развивающейся. Хотя Россия и сравнялась с Германией по объему ВВП, до немецкого уровня развития (как и до уровня почти любой западноевропейской страны) ей далеко и еще долго будет далеко. В то же время, выход России вперед показывает размер российского рынка, который, как известно, имеет значение.

У Германии свои трудности. Страна довольно долго занималась оптимизацией производства, из-за чего зарплаты последние лет десять практически не росли, а расслоение населения увеличилось. Вероятно, этот ресурс роста уже исчерпан. Ситуация с долговым кризисом в ЕС тоже принципиально не улучшилась и выглядит как откладывание болезненных мер в долгий ящик, причем платить за это приходится странам-донорам союза, то есть в первую очередь той же Германии. Следовательно, Россия и Германия, если, конечно, глобальную экономику не настигнет очередная волна потрясений, останутся в рейтинге Всемирного банка соседями на долгие годы.