Найти в Дзене
Роман Рабинович

Гибкое бюджетирование: к большим деньгам маленькими шагами

Невозвратность инвестиций - одна из главных проблем в реализации цифровых инициатив и причина дискредитации цифровой трансформации. Вложить огромные суммы в проект и не получить ожидаемый бизнес-эффект - знакомая ситуация? Продуктовый подход предлагает другое решение - поэтапное, гибкое бюджетирование.

Фреймворк для управления цифровыми инициативами – это общая рабочая рамка, помогающая взаимодействовать различным функциям, вовлеченным в реализацию инициативы.

В принципе, на каждой из стадий фреймворка – генерации идей, Ideation, исследования Discovery, проектирования Design, разработки Development, внедрения в деятельность Deploy, масштабирования Scale и менеджмента Management – происходит контакт с финансовой функцией.

Происходит разработка артефактов, которые позволяют взаимодействовать с экономической функцией – либо через экономический эффект, либо через инвестиции, либо через доп. бюджет.

Кросс-функциональное взаимодействие продуктовой и финансовой функции
Кросс-функциональное взаимодействие продуктовой и финансовой функции
  • Расчет финансового эффекта часто является блокиратором новых инициатив от "продуктовиков" – когда не все понятно, то сложно четко сформулировать, когда, от чего, сколько и как придет денег, и инициативы начинают восприниматься финансистами как сплошная спекуляция. При этом совсем не говорить об экономическом эффекте тоже неправильно.
  • В инвестициях в инициативы часто применяется подход waterfall – когда деньги выделяются на все и сразу, а это риски.

Какие решения этих вопросов предлагает фреймворк?

Во-первых, нужно по-разному бюджетировать разные типы портфелей инициатив.

Разное бюджетирование для разных портфелей инициатив
Разное бюджетирование для разных портфелей инициатив
  • Если это портфель инфраструктурный, с большими инфраструктурными проектами, то финансовая функция действует, используя соответствующую методологию: исходя из подсчета экономического эффекта, и в том числе, бюджетирования как такового и заключения юридического контракта с этой инициативой.
  • Если речь идет о продуктовом портфеле – то тут уже сложнее.

Нужно соблюсти баланс.

С одной стороны, необходимо разработать финансовую методологию, которая позволяет не растрачивать средства акционера впустую, а с другой стороны, предоставлять необходимые финансовые инвестирования для продуктовых инициатив.

И такое бюджетирование - тоже продукт, предполагающий работу над ним с применением продуктового подхода – не просто взять готовые шаблоны из других корпораций, где уже работают УК, выделяющие инвестиции, хотя так тоже можно поступить - но действовать так, как это делают "продуктовики".

Гибкое бюджетирование - продукт CFO
Гибкое бюджетирование - продукт CFO

Сначала несколько раз поинвестировать, понять, что прожгли деньги, финансы, неправильно оценили экономический эффект, через три недели или через три месяца вернуться опять, уточнить финансовый шаблон и в итоге получить классный продукт CFO – Гибкое бюджетирование.

Как начать использовать такой подход?

  • Во-первых, нужно разработать несколько типов шаблонов для экономических обоснований своих проектов, инициатив - уйти от привычных бюджетов к обоснованиям, к диалогам с финансовой функцией, как с финансовым консалтингом.

По сути, это же не только регуляторная функция, она и помочь может – в одной из крупных корпораций руководитель продуктовой функции бегал к контроллингу, экономической функции за помощью, которая помогала ему считать экономический эффект инициативы.

Для того, чтобы эта модель заработала, нужно поговорить с финансовой функцией и построить этот сервис, так как это новая, непривычная тема. Особенно в промышленных корпорациях.

  • Во-вторых, в продуктовом подходе нужно переходить от капитальных вложений в итерационное инвестирование, последовательно по стадиям фреймворка.
Гибкое бюджетирование - итерациями
Гибкое бюджетирование - итерациями

Главный стресс большинства руководителей корпораций – невозвратность средств, которые вкладываются в инициативы.

Это главная проблема цифровой трансформации, ее дискредитации в крупном бизнесе в последние несколько лет - невозвратные инвестиции от капитального вложения.

Решение – итерационные инвестиции - хочешь идти к большим деньгам, иди маленькими шагами.

Нужна помощь в разработке и поддержке фреймворка для реализации цифровых инициатив в корпорации - обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.