Донской есаул Голуб снова ехал в Сечь. И снова за деньгами. Прохудившаяся, после "астраханского сидения" в остроге мошна требовала пополнения. Поэтому, он и вез на продажу, табунок своих самых лучших трехлеток.
Конечно, табунка с ним, не было. А было только секретное слово для коновода у которого он держал своих лошадей. Знаешь слово - отдают тебе табун. Не знаешь - значит и не найдешь ты табуна в большой и вольной степи. Сколько их по степи пасется - попробуй найти голубовский.
Есаул жил на свете уже 44-й год. И жить научился. Был богат, но никому своего богатства не показывал и не кичился им.
Тихо в степи! Хорошо! Но что-то насторожило казака и он остановился. Впереди в жарком мареве показались 8-ь всадников.
Странные они были на вид! Вроде бы и казаки - одеты почти также. Только лица накрашены какой-то масляной краской. И вид поэтому у них какой-то звериный, не человеческий.
Казак решил, не убегать! Не солидно уже в таком возрасте драпать!
Всадники окружили его и на турецком, который Голуб понимал, спросили:
- Ты на Сечь, казак?
- Будьте здоровы, добре люди! На Сечь? Что хотели?
- Будешь нашим проводником в молдавскую землю? Неволить не будем! Не хочешь - не иди! Убьем и здесь закопаем.
- А зачем вам казак?
- Мы идем к казакам Наливайко. Нам нужен казак, чтобы провести через своих.
Голуб понял, что попал в неприятный переплет. Умирать ему не хотелось и пока никто не требовал предавать кого-либо или что-либо. Но могли потребовать позже:
Если расскажете, что вам надо в Молдавии, то проведу
Турки переглянулись и старший из них, у которого за спиной были два древка в виде крыльев согласно кивнул головой:
Ну слушай! Мы едем в Молдавию! Там есть старый замок! В том замке есть что-то такое, что может нанести вред не только туркам, но и всем добрым людям. Столетнее зло, которое оставил там валашский господарь Влад Цепеш! Его еще называют Дракулой (Драконом).
- А что за зло? - не отставал старый казак.
- Так ли ты хочешь об этом знать? Если узнаешь, то мы тебя заберем с собой в Турцию.
- Хочу!
- Ну ладно! Чума!
- Какая чума?
- Обычная чума! Алхимики Дракулы в свое время проводил опыты на крысах. И они узнали, как можно переносить эту заразу с крысы на человека. Достаточно заразить одного человека и он принеся чуму в город может стать источником смерти для всех.
- И какая она чума в этом замке.
- Никакая! Все что узнали эти люди, в бумагах. А бумаги в потайном месте.
- И кто же вам рассказал об этом потайном месте?
- Наш человек у нынешнего господаря Валахии Михая. Он узнал, что Михай направил туда отряд, чтобы они нашли эти бумаги и привезли к нему. Он хочет сотворить это ужасное оружие и использовать против нас турок. Правда, валахи не знают где в замке запрятаны сокровища. Наш человек смог убрать того, кто знал. Зато знаем мы!
Ну что же! Проведу я вас через казаков. А дальше посмотрим - ответил старый казак. И они продолжили дальше путь вместе.
В пути Голуб ехал молча. Молчать он умел столько-сколько нужно. И даже на самых безмолвных людей его молчание действовало очень сильно. Этому его научил еще его отец - старый кипчак Сары-Азман: "Хочешь что-то узнать, научись молчать".
Наконец, тягостное молчание не выдержал старший из турков, который обратился к Голубу с вопросом:
- Тебя как зовут, казак?
- Голуб!
- А меня, Кангар!
- Турок?
- Мое имя - это имя моего рода Кангар. Нас осталось сейчас мало. Все хотят быть османами. А осман значит, забывший о своем роде. Они взяли в жены гречанок и славянок и их кровь уже стала тяжелой. Им не нравиться вольный дух степи, который так будоражит кровь. Мы не хотим быть османами, привыкающими сидеть среди юбок своих жен.
Голуб не стал ничего говорить в ответ. Это было еще рано делать.
Зато продолжил Кангар:
Османы забыли о старой вере отцов наших - в Тенгри. Они не верят и в пророка Мухамеда. Но вера в него нужна, чтобы быть своими среди магометан, которых большинство.
Голуб, решил наконец вступить в беседу:
Мой отец кипчак Сары-Азман тоже верил в Тенгри.
Ты кипчак? - переспросил его Кангар
Я русский. Мой отец подобрал меня в степи, когда меня, умирающего бросили крымчаки, которые вели нас на продажу в Кафу.
Дальше разговор не вязался и оба собеседника просто ехали молча рядом.
Голуб думал о цели турок и понимал, что в их словах есть правда. Негоже убивать столько народу, только потому что они неверные. Правда, ведь и турки также имеют виды на эту заразу.
Его мысли прервал казачий дозор, который встретился им по пути. Казаки, появились как из под земли. Запорожская застава пряталась за щитами цвета окружающей степи и пока они сами не вышли им навстречу их заметить было невозможно. Даже если, проехать прямо над ними. Щиты, покрытые землей и дерном выдержали бы коней и их наездников.
Хлопчики! Сидайте! - с хитрецой в голосе сказал им старый запорожец, чуб которого уже выцвел под степным солнцем.
Голуб узнал старого казака:
Сирко! Бисов сын! Тебя еще костлявая не взяла?
Сирко прищурившись посмотрел на Голуба, ответил:
А чортов донец Голуб! Да вот костлявая не идет за моими старыми костями что-то.
Он хотел сказать еще что-то, но Голуб оттеснив его крупом коня в сторону, тихо сказал ему:
- Слухай, Сирко. Это мои татары из добруджской орды. Я их на базар везу. Хочу им свой табунок сплавить. Вначале покажу ваших захудалых русинских лошадок, а потом предложу свой табунок втридорога. Ты же знаешь, у меня тай к таю (тай - стригунок двухлетка).
- Слыхал я про твоих лошадок. Но и у твоих татар рожи уж больно зверские.
- У тебя Сирко я слышал сынок уже в Сечи. Доброму казаку без коня никак не справно. На обратном пути завезу тебе трехлетка.
- Ну раз так, то езжайте. Но отвечаешь за них головой. Я предупрежу следующую заставу, чтобы пропустили.
- Рахмат тебе урток (товарищ). Свидимся!
Дальше турки и Голуб ехали уже спокойно. Если и были по пути заставы, то их не было видно. Запорожцы были мастера прятаться т чужого взора.
Через три дня они достигли Подолья (территория между Диким Полем и Молдавией), а там уже были молдавские земли. Тут турки были уже хозяевами.
Наконец они подьехали к мрачному замку, где Дракула запрятал свои бумаги.
Кангар, обрадовавшийся, что они достигли цели своего путешествия спросил Голуба:
- Ты думаешь, почему мы сразу не поехали в Молдавию, а пошли кружным путем через казаков?
- Думал - бесхитростно ответил Голуб
- Валахи тоже знали, что мы едем. У них есть свои люди среди нас. Поэтому мы и поехали кружным путем.
- Умно придумали - только и ответил казак.
- Молдаване сейчас под нами, турками. Но с валахами они все равно дружат. И те чувствуют себя здесь как рыба в воде. Так что гляди в оба казак. Теперь ты их враг.
Они въехали в замок, ворота которого были открыты. Оглянувшись Голуб увидел только четверых турок. Еще четверо турок куда-то исчезли.
В замке стояла подозрительная тишина. И это не нравилось Голубу. И вскоре, он понял почему?
Когда они спешились и привязали лошадей к коновязи их сразу окружил десяток воинов. Кангар даже не повел глазом. Он спокойно поправил свои крылья и Голуб понял что это был тайный знак. Значит оставшихся четыре турка были где-то рядом.
Вперед вышел валашский офицер со шрамами на лице от клинков.
- Приветствую тебя, Кангар. Мы тебя долго ждали.
- И тебе привет, Григор. Значит не нашли, что искали
- Мы и не собирались искать. Знали, что ты приедешь.
- Ну накормил бы с дороги. Обычай гостеприимства так велит.
Офицер проводил их к столу, накрытому для гостей.
Турки воздав хвалу Тенгри с аппетитом принялись за еду.
Голуб, чувствуя драку, есть не хотел, но Кангар толкнув его под столом коленом потребовал есть.
Голуб с неохотой принялся.
Вид турок, с удовольствием поглощающих пищу умиротворяюще подействовал на солдат. Они уже не хватались за свои мечи при любом движении турок как вначале. И только стояли группой, наблюдая за трапезнующими.
И зря! Внезапно с четырех сторон появились четыре турка, которые вытащив свои сабли, мерным шагом подошли к солдатам. Те даже ничего не поняли, так как приняли их за тех, кто сидел за столом.
Турки, ударами сабель по шлемам кого-то оглушили, а кого-то и ранили, сделав все в четыре шага:
Шаг вперед - удар. Уход в сторону - удар сбоку. Поворот через плечо - удар по инерции. Шаг к центру и турки победоносно скрестили свои сабли. Все 12 валашских солдат были повержены.
Кангар с ухмылкой сказал Голубу:
Я же сказал тебе, казак. Ешь спокойно - и встал из-за стола.
Но тут из соседней башни грянул залп из аркебузов. Четыре турка рухнули на землю. А Кангар мгновенно поднял стол и повернул его к башне.
Но по ним сзади ударил другой залп. Голуб увидел как рядом в столешницу вмазалась пуля. И услышал как кто-то застонал рядом.
И тут он вспомнил, что валашского офицера они ведь не видели. Видно, он еще до нападения турок куда-то скрылся. Это была заранее подготовленная засада, в которой валахи переиграли турок, зная, что они скроют часть отряда.
Но видно валахам нужен был Кангар. И обязательно живым. Но Кангар живым отдаваться не хотел.
Голуб еще когда въезжал в замок приметил сточную канаву, которая вела в одну из башен. Он потянул Кангар и показал ему эту канаву. Тот согласно кивнул и они вдвоем бросились туда. Валахи не стреляли так как боялись попасть в Кангара.
Они прыгнули прямо в нечистоты. Теперь среди вони они могли оглянуться. Четверо турок лежали вместе убитыми. За столом еще кто-то шевелился.
Кангар! Тебя они не хотят ранить. Предложи им найти бумаги Дракулы. А я попытаюсь их обойти по канаве - сказал турку Голуб
Кангар кивнул и подождав пока казак удалиться поднял руку.
Голуб приблизился к башне и увидел, что нечистоты выходят из не закрытый дырки в башне. Он смог пролезть в башню и через вход в нее смог пройти к башне, откуда стреляли.
Приникнув к бойнице, Голуб увидел как Кангар казался окруженным несколькими валахами с аркебузами. Офицер был также с ними.
Хитромудрый казак решил подождать. Он увидел как двое валахов бросились к канаве. Видно, искали его. Это было хорошо. Валахи разделились. И тут казак увидел, что один из четырех турков пошевелился. Он приподнял голову и посмотрел в спины двум валахам, ушедшим к канаве. И взгляд его был недобрый.
Ну вот! С теми двумя, есть кому разобраться - подумал казак.
В это время, Кангар повел валахов к дальней башне. Казак незаметно пошел за ними. Там, Кангар отсчитав несколько шагов от башни, приказал рыть там землю.
Солдаты, отставив аркебузы начали рыть землю. И наконец они вытащили ларец, подав его офицеру. Тот открыл его, посмотрел что в нем и радостно кивнул головой.
И тут за спиной офицера появился Голуб. Он приставил свой пистоль к его спине, и потянув того за воротник не дал возможности двинуться.
Не берите свои аркебузы, ребятки - сказал он валахам. И движением руки показал им, чтобы они легли на живот. Те подчинились, а он взяв у офицера из руки ларец ударил того по голове пистолетом.
Заметив как Кангар захотел броситься на него, он навел на него пистолет, сказав ему на татарском - Ёт (ложись). Тот понял и подчинился.
Голуб, взяв в охапку еще две аркебузы забежал в башню и закрыл дверь. Вытащил из кармана огниво и быстро зажег бумаги. В дверь стучался Кангар. Голуб спокойно сжег бумаги и через бойницу сказал турку:
- Уходи, турок! Бумаги сожжены. Ты выполнил свою задачу
- Но мне приказали приказали привезти их.
- Зачем? Чтобы сделать отраву, с помощью которой вы бы погубили тысячи невинных христианских душ. Думаешь, Тенгри простил бы тебе смерть невинных людей?
- Хорошо, казак. Ты прав.
Голуб видел, как турок забрав своего раненного товарища, который видно все-таки расправился с двумя валахами, искавшими Голуба, уехал из замка.
Оглядевшись, Голуб увидел в башне еще несколько аркебуз, приготовленных к стрельбе. И когда офицер очнулся, он для острастки выпалил из одной аркебузы. Тот поняв, что казак просто так не сдастся, попросил казака только оставить аркебузы и уходить, когда они отдалятся от замка на приличное расстояние.