Во время Великой Отечественной войны диверсионная деятельность приобрела особый размах. В том числе и в советских вооруженных силах.
В соответствии с приказом № 00145 от 18 января 1942 года было образовано 4-е Управление НКВД во главе с генералом Павлом Судоплатовым.
В задачи управления входило:
«проведение специальной работы в тылу противника, а также организация и осуществление мероприятий по выводу из строя и уничтожению промышленных предприятий и других важнейших сооружений» - А.Ф. Стародубцев "Дважды незримый фронт" 2010 г.
Но, не только советские спецслужбы, занимались диверсионной работой. При Центральном штабе партизанского движения за диверсии отвечал полковник И.Г.Старинов. Под его началом служили испанские республиканцы, которые после поражения в Испании, оказались в СССР.
"В качестве инструкторов испанские добровольцы внесли большой вклад и передачей своего боевого опыта молодым советским партизанам и воинам специальных войсковых подразделений. Они направлялись инструкторами в отдельные гвардейские батальоны минеров, и в воздушно-десантные войска, и в партизанские формирования. Так, Хуан Менендес с группой испанских командиров работали инструкторами по тактике партизанской борьбы в воздушно-десантных войсках, Хуан Аитонио Рамирес был заместителем по диверсии партизанского соединения" - Старинов И.Г. Добровольцы двух войн. Предисловие к книге Серна Роке «Испанцы в Великой Отечественной войне». М., 1988. С.7.
Советские диверсанты подрывали эшелоны, добывали развединформацию и уничтожали колонны противника. Но главной их задачей был поиск, захват или ликвидация крупных чинов вермахта, СС и администрации противника.
Одной из таких целей был командир испанской Голубой дивизии Агустина Муньос Грандес.
Для его захвата осенью 1942 года была сформирована диверсионная группа НКВД "Стрижи", во главе с опытным чекистом Виктором Григорьевичем Павловым.
Захват генерала Муньоса Грандеса преследовал важные политические цели. В случае успеха операции советская сторона могла попробовать внести серьезные разногласия между немецким и испанским руководством. Похищение испанского генерала могло быть представлено как факт использования Голубой дивизии на весьма опасном участке фронта, где сами немцы боятся находиться. Поскольку Муньос Грандес являлся опытным военным специалистом, то его физическая ликвидация стала бы не только пропагандистским, но и военным успехом советских спецслужб. Но тщательная, достаточно долговременная подготовка этой операции сыграла с советскими спецслужбами злую шутку: операция по захвату испанского генерала сорвалась. Она не была проведена по причине того, что немецкое командование к этому времени уже отвело дивизию из зоны десантирования этого подразделения - монография Б.Ковалева "Деятельность советских спецподразделений в тылу группы армий «Север» (1942 — 1944 гг. )"
В декабре 1942 года М.Грандес благополучно вернулся в Испанию и стал министром обороны Испании.
В 1943 году немцы решили активизировать участие русских добровольцев в составе вермахта на Восточном фронте.
Для усиления духа русских добровольцев, было решено использовать бывшего советского генерала А.Власова.
Тот опубликовал открытое письмо "Почему я встал на путь борьбы с большевизмом?", где показал все ошибки советского режима, призвав русских бороться с коммунизмом.
В этих условиях для советского руководства своего рода делом чести стал вопрос физического уничтожения генерала Андрея Власова. 27 августа 1943 г. нарком НКГБ В.Н.Меркулов обратился с докладной запиской в Государственный комитет обороны СССР с предложением о ликвидации изменника Родины Власова А.А - Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Т.4. Кн.1: «Секреты операции “Цитадель”» (1 января — 30 июня 1943). М. 2003. С.288-293
Для ликвидации А.Власова предлагалось использовать испанских республиканцев, воевавших на стороне Красной Армии. Диверсионную группу должен был возглавить капитан Гульон Франциско, 22 лет.
Испанцы должны были проникнуть на территорию занятую противником в районе Пскова, под видом военнослужащих испанской Голубой дивизии. именно, под Псковом ожидалось появление А.Власова в очередной пропагандистской поездке.
Но эта акция так и не состоялась. Меркулов видно не знал, что Гульон Франциско был тяжело ранен еще в марте 1943 года при переходе фронта.
Захватом А.Власова в течение войны занималось еще 17 групп от НКГБ, Смерш, ГРУ, армейских и даже флотских разведок, Центрального штаба партизанского движения. Но никакого результата они не достигли. Он был захвачен танкистами 1 Украинского фронта только в мае 1945 года.