За столетия существования Библии светлые умы выделили два гигантские столпа, поддерживающие веру в Библию: свидетельства, найденные вне Библии, такие как обнаружение туннеля Езекии, и свидетельства, находящиеся внутри самой Библии и указывающие на ее божественное происхождение. Силоамский туннель был построен Езекией для снабжения Иерусалима водой во время осады города ассирийцами. Надпись, найденная в туннеле в 1880 г., подтверждает предположительное время правления Езекии (716-687 гг. до н.э.). Наличие самого туннеля подтверждает события, упоминаемые в 4 Цар. 20:20. В данном уроке мы ограничимся внутренними доказательствами и рассмотрим (1) общие характерные особенности Библии, указывающие на небесное авторство, (2) исполнение древних предсказаний о приходе Мессии, (3) то, каким человеком был Иисус, и (4) воздействие Библии на мышление неверующих.
“ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА!”
Умирающий Вальтер Скотт, шотландский поэт и прозаик, попросил друга почитать ему книгу. Так как они находились в комнате с двадцатью тысячами книг, друг спросил, какую книгу он хотел бы послушать. “Ты еще спрашиваешь? - удивился писатель - Есть только одна!”
Несколько уникальных черт Библии свидетельствуют о том, что у нее есть небесный автор. Потрясающим качеством Библии является - при таком разнообразии! - ее изумительное единство. Никакая другая книга не сравнится с Библией в том, как в ней соединяется простота и глубина. Для Слова Божьего характерна беспримерная непредвзятость, краткость и сдержанность изложения. Это единственная совершенная книга, не нуждающаяся в доработке или дополнениях.
Многие книги являются шедеврами литературного мастерства, но, когда надо сказать о самой лучшей, “есть только одна”. Слово Божье стоит намного выше любого произведения древности. Кроме того, относительно немного древних произведений дожило до наших дней, и в то же время мы располагаем многочисленными списками Святого Писания.
“ВЕРИШЬ ЛИ ПРОРОКАМ?”
Павел наверняка сознавал, что стоит перед царем, принимающим Ветхий Завет всерьез, когда воскликнул: “Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь!” (Деян. 26:27). Насколько глубоко царь Агриппа изучал ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, мы не знаем; но он был сам в какой-то степени иудей. Любой человек, будь то иудей или язычник, читая Ветхий Завет, написанный задолго до прихода Иисуса, не может не верить пророкам, настолько ясно они предсказывали пришествие Мессии.
Свидетельствование об Иисусе было главной целью пророчеств (Отк. 19:10). Это о Нем свидетельствовали пророки (Деян. 10:43). Семя жены поразит сатану в голову (Быт. 3:15; Гал. 4:4; Евр. 2:12-14). Он произойдет от семени Авраама (Быт. 18:18; Гал. 3:16), племени Иуды (Быт. 49:10), из рода Давида (Пс. 88:4, 5). Он родится от девы (Ис. 7:14) в Вифлееме (Мих. 5:2). Предтеча приготовит пути Его (Ис. 40:3). Было предсказано Его галилейское служение (Ис. 9:1, 2), описана Его сверхчеловеческая мудрость (Ис. 11:1-3) и великие дела (Ис. 35:5). Была также предсказана Его всепоглощающая ревность по дому Отца Его (Пс. 68:10; Ин. 2:16, 17).
Ему надлежало стать мужем скорбей, изведавшим болезни и понесшим грехи мира, - таковы были ошеломляющие факты о Нем, известные задолго до Его появления на земле (Ис. 53:3, 11). Он будет изъязвлен за грехи наши, но не окажет никакого сопротивления (Ис. 53:5, 7). Он будет презираем (Ис. 53:3), а Его ученики окажутся трусами (Зах. 13:7). Один из них за 30 сребреников (Зах. 11:12) предаст Его (Пс. 40:10). Задолго до уплаты денег была предсказана готовность заплатить за пролитие крови (Зах. 11:13). Было предсказано, что Он будет оплеван (Ис. 50:6) и причислен к злодеям (Ис. 53:12). Над Ним будут насмехаться (Пс. 21:8, 9), не только всячески сквернословя Его, но и пытаясь напоить желчью с уксусом (Пс. 68:22). Бросив жребий, поделят Его одежды (Пс. 21:19). Пронзят руки и ноги Его (Пс. 21:17), но кости Его не будут сокрушены (Пс. 33:21). Распинаемый будет молиться о распинающих Его (Ис. 53:12). Он будет погребен у богатого (Ис. 53:9), но тело Его не познает тления (Пс. 15:10). Он взойдет на небеса (Пс. 44:5; 109:1-3).
Кэнон Лиддон насчитал 332 пророчества о Христе в Ветхом Завете. Альфред Эдершайм составил список из 456 отрывков, относящихся к Христу и Его Царству. Как все это могло случайно исполниться в одном человеке? Неудивительно, что Иисус утверждал: “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении” (Ин. 7:17). Неверию уже не может быть оправдания.
Уникальность Библии заметна еще в том, что в книгах, относящихся к другим религиям (таким как ислам, буддизм, конфуцианство, синтоизм и зороастризм) не предпринимается попыток предсказать будущее. Библия содержит в себе самой средство подтверждения или опровержения ее истинности - пророчества, на что не смеют претендовать другие религиозные книги.
Если сравнить пророков-самоучек с библейскими пророками, то кое-кого это очень смутит. Например, британский государственный деятель Джордж Кэннинг (1770-1827) предсказал, что южноамериканские колонии разовьются так же, как и Соединенные Штаты. Премьер-министр Великобритании Дизраэли (1804-1881) предсказал, что Конфедерация южных штатов перерастет в независимое государство. Роберт Ингерсоль (1833-1899) предсказал, что через десять лет на каждую церковь будет по два театра. Иероним Кардан (1501-1576), итальянский математик, предсказал день и час своей смерти и в назначенный день совершил самоубийство.
“ВЕСЬ ОН - ЛЮБЕЗНОСТЬ”
Наилучшее внутреннее свидетельство нечеловеческого происхождения Библии - личность Иисуса. Иисус является предметом восхищения практически всех без исключения, и верующих, и неверующих. “Во все века возвещалось, что среди сынов человеческих, - писал неверующий философ Иосиф Ренан (1823-1892), - не было величественнее Иисуса”. Иисус - единственный в своем роде, нарцисс саронский, лилия долин, лучше десяти тысяч других, весь Он - любезность, Слово Божье, неописуемое никакими словами.
Иисус, несмотря на Свое совершенство, был далек от самодовольства. Он был смирен и кроток. Он был покорен Своим земным родителям. Забывая о Своих собственных потребностях, Он был поглощен спасением душ и оказанием помощи нуждающимся - даже ненавистным самарянам. Не стремясь к земной власти, Он властно прогнал тех, кто проявил неуважение к святости храма. Совершенный пример любви и служения, Иисус отвергся Себя ради других. Нельзя признать Его благость и не признать в Нем Божества.
Невозможно сочинить такого человека, как Иисус. Если бы авторы Евангелий придумали все рассказы о Нем, то это было бы большее чудо, чем все чудеса, которые они приписали Иисусу. Ибо тогда они, простые смертные, сотворили бы совершенного индивидуума и создали идеальную систему нравственности.
Один ученый как-то заметил, что апостолам недоставало ни благости, ни величия, чтобы изобрести Иисуса. О царстве они думали чисто в физическом плане (Mк. 10:35-45); они не понимали “закваски” фарисейской (Мф. 16:5-12); они не могли уразуметь самоотвержения (Мф. 16:21-26); они не обладали нравственной смелостью (Мф. 26:31-35, 51-56, 69-75); и их отличала предубежденность по отношению к другим народам (Лк. 9:51-56).
“Я НЕ ВЕРИЛА”
“Я не верила словам, - сказала царица Савская Соломону, - доколе не пришла, и не увидели глаза мои” (3 Цар. 10:7; 2 Пар. 9:6). Точно так же многие были неверующими и скептически настроенными по отношению к Библии до тех пор, пока не исследовали свидетельства о Христе. Но когда они это сделали, то обнаружили, что от них, оказывается, скрывали “ту половину”, которая говорила о том, что Христос может значить в жизни человека.
Сэр Джордж Литтельтон (1709-1773) получил образование в Итоне и Оксфорде в Англии. Он был членом парламента и занимал высокие посты в казначействе. Был известным литератором: его биография записана доктором Сэмюэлем Джонсоном. Подобно многим литераторам XVIII века, Литтельтон со своим другом Гербертом Уэстом, находясь под влиянием Генри Болингброка, Филиппа Честерфилда, Александра Попа и других, отвергали христианскую религию. Полностью убежденные в том, что Библия представляет собой подлог, Литтельтон и Уэст решили разоблачить “самозванца" Иисуса Христа.
Для своей критики Литтельтон избрал обращение Павла, а Уэст - воскресение Христа. Приступая к работе независимо друг от друга, оба они были исполнены предубеждения, но их усилия разгромить христианство привели к тому, что оба уверовали в Бога и Его Слово. После своих исследований они встретились, но не для того, чтобы торжествовать по поводу разоблаченного обмана, а чтобы поскорбеть над своим прежним безумием и возрадоваться тому, что они нашли.
Оба они написали по трактату: Уэст - “Заметки о воскресении Христа”, а Литтельтон - “Заметки об обращении св. Павла”. Первые изыскания Литтельтона были изданы в форме письма к Уэсту. В первом же абзаце мы читаем: “...Обращение [Павла] само по себе явилось действием, достаточным для того, чтобы доказать, что христианство - это божественное откровение”.
Литтельтон провел исследовательские изыскания о предполагаемом обращении Павла и пришел к заключению, что по отношению к этому вопросу можно занять только четыре позиции: (1) Павел фальсифицировал видение по дороге в Дамаск; (2) он, будучи рьяным энтузиастом, ошибочно предположил, что имел видение; (3) христиане обманули его; или (4) он рассказал правду.
Первое предположение отвергается. Зачем было Павлу фальсифицировать такое событие, под воздействием этой лжи круто изменить направление всей своей жизни, а затем еще и умереть за эту ложь? У самозванцев есть мотивы заниматься подобными выдумками: богатство, власть, похоть или репутация. Поскольку ни один из приведенных мотивов не может быть приписан Павлу, здравый смысл побуждает нас отказаться от первого пункта.
Второе предположение делает Павла фанатиком, заблуждающимся относительно того, что он видел. Однако Павел находился не в том расположении духа, чтобы видеть воображаемое видение на небесах. Он всем своим существом был нацелен на разоблачение самозванца Иисуса. Заблуждающийся энтузиаст должен быть психологически подготовлен к галлюцинациям. Павел представлял собой как раз обратное. Вся его жизнь свидетельствует не о некритичной эмоциональности, но о благоразумии, рассудительности, аналитическом уме. Итак, вторая позиция, доказывал Литтельтон, также является невероятной. Относительно 1 Кор. 13:1-13, где Павел добрые дела ставит выше чудес, Литтельтон написал: “Разве так говорит энтузиазм? ...Вполне определенно, что ни нрава, ни взглядов человека, склонного к фанатическим заблуждениям, нельзя выявить в данном отрывке...”
В отношении третьего пункта, даже если предположить, что христиане занимались обманом, Павел бы просто не поверил им. Он убивал христиан и не послушал бы их. Таким образом, пункт три представляется очень слабым.
Исключив другие возможные варианты, Литтельтон пришел к выводу, что у Павла действительно было чудесное видение Иисуса. В правдивости слов Павла заключается единственное логическое объяснение тому, что человек с такими здравыми убеждениями, как у Павла, так радикально изменил себя: от преследования Иисуса до жертвенной жизни ради Него.
Публикация Литтельтона была настолько убедительна, что, отмечает д-р Сэмюэль Джонсон, на этот трактат атеисты так и не смогли придумать ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама Библия содержит свидетельство того, что она произошла от Бога. На божественную природу Писаний указывают удивительные пророчества Ветхого Завета и их исполнение в Иисусе Христе, а также совершенная жизнь Христа. Человеку остается лишь принять Библию как богодухновенное Слово.