Найти в Дзене
С Богом по жизни

На север, в Галилею (служение Иисуса)

В уроке “ВСЕ ПЕРВОЕ” рассматривался ранний период служения Иисуса в Иерусалиме и Иудее на основе Евангелия от Иоанна. Затем действие переносится в Галилею. Синоптики повествуют о “Великом галилейском служении”, которое продолжалось около полутора лет. В настоящем уроке мы поговорим о событиях, непосредственно предваряющих это служение. Иисус и Его ученики многого достигли в Иудее, учили и крестили гораздо больше, нежели Иоанн Креститель (Ин. 3:22, 26; 4:1). В то время, когда им больше всего сопутствовал успех, Христос решил, что пришла пора покинуть Иудею и вернуться в Галилею. Решению о перемене места именно в этот период способствовали два фактора. На одну из причин указали Матфей и Марк. В Мф. 4:12 говорится: “Иисус же, услышав, что Иоанн отдан под стражу [Иродом], удалился в Галилею” (см. Мк. 1:14). Ирод, тетрарх, жил с Иродиадой, своей племянницей и женой своего брата Филиппа. Бесстрашный Иоанн Креститель “говорил ему, что, согласно закону, тот не имел права на ней жениться” (Мф.
Оглавление

В уроке “ВСЕ ПЕРВОЕ” рассматривался ранний период служения Иисуса в Иерусалиме и Иудее на основе Евангелия от Иоанна. Затем действие переносится в Галилею. Синоптики повествуют о “Великом галилейском служении”, которое продолжалось около полутора лет. В настоящем уроке мы поговорим о событиях, непосредственно предваряющих это служение.

ВРЕМЯ ОТПРАВЛЯТЬСЯ НА СЕВЕР (Мф. 4:12; Мк. 1:14; Лк. 3:19, 20; Ин. 4:1-4)

Иисус и Его ученики многого достигли в Иудее, учили и крестили гораздо больше, нежели Иоанн Креститель (Ин. 3:22, 26; 4:1). В то время, когда им больше всего сопутствовал успех, Христос решил, что пришла пора покинуть Иудею и вернуться в Галилею. Решению о перемене места именно в этот период способствовали два фактора.

На одну из причин указали Матфей и Марк. В Мф. 4:12 говорится: “Иисус же, услышав, что Иоанн отдан под стражу [Иродом], удалился в Галилею” (см. Мк. 1:14). Ирод, тетрарх, жил с Иродиадой, своей племянницей и женой своего брата Филиппа. Бесстрашный Иоанн Креститель “говорил ему, что, согласно закону, тот не имел права на ней жениться” (Мф. 14:4; Слово Жизни). Это вызвало гнев Иродиады, которая стала настаивать на том, чтобы Ирод отдал Иоанна под стражу (Мк. 6:17-19). И правитель “заключил Иоанна в темницу” (Лк. 3:20).

Читая о том, что после ареста Иоанна Иисус удалился в Галилею, вы можете подумать, что Он хотел скрыться от Ирода, так как знал, что тетрарх и Его хотел заключить в тюрьму. На самом деле Иисус направился в область, являвшуюся частью тетрархии Ирода (см. Лк. 23:6, 7). Тогда почему заключение Иоанна под стражу побудило Иисуса отправиться в Галилею? Некоторые полагают, что Иисус поспешил на север, чтобы воодушевить учеников Иоанна в той местности и не допустить, чтобы они рассеялись.

В Евангелии от Иоанна приводится дополнительная причина, почему Иисус решил, что было бы разумно покинуть Иудею: “Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн... то оставил Иудею...” (Ин. 4:1-3). Иисус хотел избежать прямого столкновения с фарисеями — по крайней мере, на какое-то время — поэтому Он покинул провинцию, где они имели наибольшее влияние.

Проведя в Иудее около года, Иисус и Его ученики “пошли опять в Галилею” (Ин. 4:3).

ОСТАНОВКА В ПУТИ (Ин. 4:4-42)

Кратчайший путь из Иудеи в Галилею пролегал через провинцию Самарию, но большинство иудеев из-за своей неприязни к самарянам шли из Иудеи в Галилею окольной дорогой: они направлялись на восток, пересекали Иордан, а затем двигались вдоль восточного берега, пока не добирались до Галилеи. Но Иисус отправился прямо на север через Самарию.

У Иоанна говорится, что Иисусу “надлежало проходить через Самарию” (Ин. 4:4). Может быть, Ему “надлежало” выбрать такой маршрут, потому что Он торопился? Так Он мог сэкономить три дня пути. Однако тот факт, что Иисус на несколько дней остановился в Самарии (Ин. 4:40), исключает эту возможность. Более вероятно, Ему “надлежало” пройти через Самарию, чтобы встретиться с самарянами. Там, где иудеи видели презренный нечистокровный народ, Иисус видел “побелевшую и поспевшую к жатве” ниву (Ин. 4:35).

В самом центре Самарии Иисус встретил у колодца женщину, в результате чего произошла одна из самых знаменательных бесед в служении Христа. Разговор Иисуса с этой женщиной является образцом того, как нужно приводить неверующего к вере: как Он заговорил с ней, как пробудил у нее интерес, как указал на ее ошибки, как открыл ей новые истины, как обличил ее в грехе и, в особенности, как Он вселил веру в ее сердце.

Одна такая встреча дала Иисусу возможность обрести многих учеников в том городе. “И еще большее число уверовали по Его слову” (Ин. 4:41).

НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ В ГАЛИЛЕЕ (Мф. 4:13-17; Мк. 1:14, 15; Лк. 4:14, 15; Ин. 4:43-54)

Пробыв несколько дней с самарянами, Иисус и Его ученики продолжили путь, направившись на север через Ездрилонскую долину. Наконец они достигли холмов южной Галилеи. В этой провинции Иисусу суждено было проделать самую важную работу.

Почему Иисус направил Свои усилия на работу в Галилее, если в то время центром иудаизма были Иудея и Иерусалим? Вот три возможные причины: (1) Иисус вырос в Галилее и поэтому хорошо знал эту местность; (2) Галилея была самой густонаселенной областью; (3) как правило, среди галилеян, менее приверженных религиозным традициям, можно было встретить больший отклик, чем среди жителей Иудеи. Все апостолы, кроме Иуды, были галилеянами.

Радушный прием

Молва о деяниях Иисуса в Иудее опередила Его. В Ин. 4:45 говорится: “Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник” (см. Ин. 2:23).

Иисус начал проповедовать, как и ранее в Иудее. Марк записывает, что “пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божьего и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (1:14, 15). Лука отмечает: “Он учил в синагогах их, и всеми был прославляем” (4:15). Начало было благоприятным.

Чудеса

Как и в Иудее, Иисус здесь также начал творить чудеса. В Лк. 4:14 сказано, что “возвратился Иисус в силе Духа в Галилею”. Имеется в виду, что Иисус использовал “силу Духа”, чтобы творить чудеса. Первое чудо после Своего возвращения из Иудеи Иисус сотворил в Кане.

Иисус еще раз навестил то место, где ранее “претворил воду в вино” (Ин. 4:46). Возможно, Его пригласил к себе Нафанаил, который был родом из тех мест (Ин. 21:2). В соседнем Капернауме сын “царедворца” “был при смерти” (Ин. 4:46, 47). Узнав, что Иисус находится в Кане, чиновник поспешил к Нему, чтобы попросить Его исцелись сына.

Царедворец стал умолять Иисуса прийти в Капернаум, но Иисус сказал ему: “Пойди, сын твой здоров” (Ин. 4:50). Человек поверил слову Иисуса и отправился назад. Вернувшись домой, царедворец узнал, что сын его выздоровел в тот самый момент, когда Иисус сказал, что сын будет жить (Ин. 4:50-53). Глубоко пораженный этим событием, вельможа “уверовал сам и весь дом его” (Ин. 4:53).

Молва об этом и других чудесах разнеслась “по всей окрестной стране” (Лк. 4:14). Имя Иисуса было у всех на устах.

Перемещение в Капернаум

Оказавшись в Галилее, Иисус первым делом обосновался в Капернауме. Матфей писал, что Иисус “удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском” (Мф. 4:12, 13). У Иисуса никогда не было своего дома в Капернауме (Мф. 8:20), но там жили некоторые из Его учеников (Мк. 1:21, 29). С этого времени в течение всего Своего галилейского служения Иисус ни разу надолго не покидал Капернаум. Он отправлялся из этого города в другие места, но затем возвращался назад (прочтите Мк. 1:21, 29, 38, 39; 2:1).

Капернаум находился “в пределах Завулоновых и Неффалимовых” (Мф. 4:13), в области, отведенной для этих двух колен, когда израильтяне вошли в Ханаан (Иис. Н. 19). Матфей сообщает читателям, что переезд Иисуса исполнил часть известного мессианского пророчества (Мф. 4:14-16; см. Ис. 9:1, 2).

НУЖНА ПОМОЩЬ! (Мф. 4:18-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1-11)

Почти все было готово к тому, чтобы Иисус начал энергичную работу в северной провинции. Ему не хватало лишь одного: постоянных учеников. В Мф. 4, Мк. 1 и Лк. 5 рассказывается о призвании четырех рыбаков: Петра, Иакова, Иоанна и Андрея. Все они, или большинство, были призваны Иисусом во второй раз, так как они уже являлись Его учениками во время служения в Иудее.

Продолжая изучать Писания, мы обнаружим, что призвание Иисусом учеников проходило в три этапа. Первый этап включал приглашение последовать за Ним и учиться у Него. Это призвание не требовало непременно оставить семью и работу — как мы и видим на примере рыбаков, которые вернулись к своему прежнему занятию. За время служения у Иисуса было много временных помощников. Однажды Он послал проповедовать семьдесят учеников (Лк. 10:1-20).

Второй этап заключался в призвании постоянных учеников. Откликнувшиеся на этот призыв всюду сопровождали Иисуса и жили вместе с Ним. Таких учеников было значительно меньше. Призвание четырех рыбаков, о котором говорится в рассматриваемых нами текстах, относится ко второму этапу.

Третий этап наступил тогда, когда Иисус избрал из числа Своих учеников двенадцать апостолов. Это важнейшее событие мы детально обсудим позже. А пока давайте поговорим о призвании четырех рыбаков, ставших постоянными спутниками Иисуса.

Об этом призыве говорится во всех трех синоптических Евангелиях. Эти рассказы наглядно показывают, как трудно составлять гармонию. Матфей и Марк говорят о четырех призванных рыбаках, тогда как Лука упоминает только троих. Если бы вы прочли только повествования Матфея и Марка, то не знали бы, что во время тех событий присутствовали и другие люди.

Из-за этих отличий некоторые считают, что Лука рассказывает о другом событии. Однако некоторые детали указывают на то, что это один и тот же эпизод. Во всех трех повествованиях говорится (1) об одном месте — море Галилейском 22 (Мф. 4:18; Мк. 1:16; Лк. 5:1), (2) о тех же трех рыбаках — Петре, Иакове и Иоанне (Мф. 4:18, 21; Мк. 1:16, 19; Лк. 5:3, 10 23), (3) об одном занятии — вымывании/починке сетей (Мф. 4:21; Мк. 1:19; Лк. 5:2), (4) об одном призвании — быть ловцами людей (Мф. 4:19; Мк. 1:17; Лк. 5:10), и (5) об одном ответе — рыбаки оставили все и последовали за Ним (Мф. 4:20, 22; Мк. 1:18, 20; Лк. 5:11). Если все это относится к одному событию, то каким образом можно примирить данные повествования? Давайте рассмотрим следующий сценарий развития событий.

Когда Иисус со Своими учениками возвратился в Галилею, четверо из них — Петр, Иаков, Иоанн и Андрей — вернулись к своему занятию: ловле рыбы в Галилейском море. Однажды ранним утром недалеко от того места, где рыбаки обычно ловили рыбу, по берегу проходил Иисус. После неудачного ночного лова, отказавшись от дальнейших попыток поймать что-либо, Иоанн с Иаковом на берегу вымывали и чинили сети. Более упрямый, чем остальные, Петр продолжал закидывать сети; наконец, даже он сдался. Вместе с Андреем он вернулся на берег.

Между тем всех облетела весть, что пришел Иисус. Собралось множество людей. Иисус начал проповедовать им. Когда народ стал тесниться к Нему, Он вошел в лодку Петра и попросил его немного отплыть от берега. С такой импровизированной кафедры Он и закончил проповедь.

За этим последовало чудо — необычайно богатый улов рыбы, повергший в изумление рыбаков и побудивший Петра пасть на колени. Таким образом Иисус подготовил сердца рыбаков к отклику на Свой призыв. Об этом призыве и отклике Матфей написал: «И говорит им: "Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей". И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:19, 20; см. 4:21, 22; Мк. 1:17-20). От этого практически не отличается и сообщение Луки, который цитирует слова Иисуса и описывает отклик рыбаков на них: «"...отныне будешь ловить людей". И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:10, 11).

Так Иисус призвал Своих первых постоянных учеников. Это событие имело очень большое значение. Теперь у Иисуса не только появились спутники, находившиеся рядом с Ним день и ночь — этим четверым рыбакам суждено было составить одну треть от двенадцати человек, избранных быть апостолами. Более того, трое из них станут в дальнейшем ближайшими учениками Иисуса (Мк. 5:37; 9:2; 14:33).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все было готово для служения Иисуса в Галилее. Впереди были волнующие дни!

Жертвоприношения | С Богом по жизни | Дзен