Исцеления составляли важную часть служения Иисуса. Например, в синагоге Капернаума Иисус изгнал из человека нечистого духа (Мк. 1:21-28; Лк. 4:31-37). В результате “все ужаснулись... И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее” (Мк. 1:27, 28).
Из синагоги Иисус вместе с учениками направился в дом Петра и Андрея, где Иисус исцелил тещу Петра. В тот вечер “к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных” (Мф. 8:16; прочтите ст. 14-17; Мк. 1:29-34; Лк. 4:38-41).
На следующее утро Иисус отправился проповедовать по всей провинции (Мф. 4:23-25; Мк. 1:35-39; Лк. 4:42-44).
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царства, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. …И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4:23-25).
Одно из чудес, совершенных во время этого путешествия, — исцеление прокаженного — описывается подробно (Мф. 8:2-4; Мк. 1:4045; Лк. 5:12-16). Иисус велел очистившемуся молчать о происшедшем, но тот всем рассказал об этом. Иисус стал настолько популярен, что “не мог уже явно войти в город... и приходили к Нему отовсюду” (Мк. 1:45).
Иисус возвратился в Капернаум — вероятно, чтобы немного отдохнуть — но Ему это не удалось, так как в дом, где Он остановился, собралось множество людей. В этой обстановке Иисус исцелил человека, которого спустили вниз через дыру в крыше (Мф. 9:2-8; Мк. 2:112; Лк. 5:17-26). Иисус сказал этому человеку: “Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мк. 2:11). Согласно Марку, исцеленный “тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали»” (ст. 12).
Читая евангельские повествования, мы постоянно будем встречать рассказы о чудесах Иисуса и, в частности, о Его чудесных исцелениях. Думаю, будет полезно немного более подробно поговорить о Его чудесах — в особенности об исцелении Им больных.
ОЧЕВИДНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЧУДЕС ИИСУСА
Я хочу подчеркнуть, что Иисус действительно творил чудеса. Все происходило именно так, как записано у Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Те, кто не верит в Библию и божественность Иисуса, высмеивают библейские чудеса. “Вы в самом деле верите, что кит проглотил Иону?” — спрашивают они. “Вы в самом деле думаете, что Иисус в буквальном смысле накормил пять тысяч человек всего несколькими хлебами и рыбками?” Некоторые, называющие себя христианами, приложили очень много усилий, чтобы найти рациональное объяснение чудесам: “Это были просто невежественные люди. То, что они называли чудом, на самом деле таковым не являлось”.
Я еще раз заявляю, что Иисус действительно творил чудеса, и все происходило именно так, как записано у Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Есть много причин считать это утверждение истинным. Позвольте мне привести некоторые из них.
Я считаю, что так оно и было, потому что верю в Бога. Верующий в Бога должен верить и в то, что “все возможно Богу” (Мк. 10:27).
Я считаю, что так оно и было, потому что верю в Библию. У нас есть веская причина верить в то, что Библия вдохновлена Богом (2 Тим. 3:16). За годы своего существования она проявила себя как книга, которой можно доверять, — книга, которой мы без преувеличения можем вверить свою жизнь. И эта богодухновенная книга говорит нам о чудесах, сотворенных Иисусом.
Следующая причина тесно связана с только что упомянутой: я считаю, что так оно и было, потому что о чудесах Иисуса было написано заслуживающими доверия очевидцами. Форма изложения и время написания указывают на то, что о чудесах нам поведали люди здравомыслящие, а не такие, что не осознавали происходящего, и, конечно, не такие, что замыслили обман.
Я считаю, что так оно и было, потому что сотворенные Иисусом чудеса соответствовали тому, кем Он являлся, или, если хотите, кем Он Себя называл. Иисус называл Себя Сыном Божьим, Мессией, Светом мира, Хлебом жизни и Тем, кто прощает грехи. Какие смелые заявления! Утверждающий подобное должен либо продемонстрировать истинность своих притязаний, либо быть уличенным в обмане. Кто-то сказал, что Иисус был либо лжецом, либо сумасшедшим, либо Господом. Иного не дано. Если вы не хотите назвать Иисуса лжецом или сумасшедшим, то должны признать Его Господом — и тогда Его способность творить чудеса будет соответствовать Его статусу.
Я считаю, что так оно и было, потому что невозможно объяснить феномен Иисуса и Его влияние в отрыве от Его чудес. Однажды группа теологов проводила исследования под названием “Поиск исторического Иисуса”. Они не верили в чудеса — в их понимании “чудеса” были суеверной чепухой — поэтому, чтобы найти “истинного Иисуса”, ходившего по земле, они пытались исключить из Его истории все чудесное. В итоге они получили фигуру неизвестного, необразованного философа нравов, жившего в отдаленном уголке мира. Кто-то сказал, что если такой “Иисус” смог изменить ход истории, то это даже еще удивительнее любого из чудес, приписываемых Ему в Новом Завете! Один из моих учителей сравнил такие исследования ученых с попыткой отыскать сердцевину луковицы путем удаления ее слоев. Когда вы закончите процесс, от луковицы ничего не останется. Нельзя объяснить феномен Иисуса и Его влияния в отрыве от Его чудес.
Я считаю, что чудеса Иисуса действительно происходили так, как записано в Евангелиях, потому что даже враги Иисуса не могли отрицать, что Он творил чудеса. Противники Иисуса были свидетелями исцеления Им парализованного. Иисус бросил им вызов: “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит парализованному, — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мк. 2:10, 11). Недруги Иисуса не могли отрицать того, что этот человек встал и пошел!
Открыв Ин. 9, мы прочтем о том, как Иисус исцелил слепорожденного. Враги Христа рассердились и попытались очернить Иисуса, но одного они не сделали: они не отрицали, что чудо действительно произошло (ст. 16).
В Ин. 11 мы прочтем о воскрешении Лазаря. Обратите внимание на то, что сказали враги Иисуса: “Что нам делать? Этот Человек много чудес творит” (ст. 47).
Петр, проповедуя в день Пятидесятницы своим соотечественникам об Иисусе, сказал: “Выслушайте слова эти: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете...” (Деян. 2:22). Никто не прервал его возгласами: “Нет, такого не было!”
Не только в библейские времена люди не могли отрицать, что Иисус творил чудеса. В ранние дни христианства появлялись люди, которые писали книги, целью которых было уничтожение христианской веры. Среди них были Цельс, Иерокл и Юлиан Отступник. Почти никто из этих людей не отрицал, что Иисус творил чудеса.
Еще я верю в подлинность чудес Иисуса потому, что даже в наши дни мы не можем их объяснить. Время от времени кто-то говорит: “Конечно, они думали, что Иисус творит чудеса, но были и другие, которые приписывали себе способность творить чудеса, например Симон волхв, и люди считали их чудотворцами. Иисус просто обманывал людей”. Такой довод имел бы под собой какое-то основание, если бы не факты: те самые люди, которые вводили в заблуждение других, которые знали, как обмануть других, используя психологию толпы, были сами убеждены в подлинности чудес Иисуса и апостолов. Возьмите историю с Симоном волхвом в Деян. 8. Вспомните также Иуду Искариота. Иуда изнутри знал все, что делал Иисус. Если бы Иисус вводил народ в заблуждение, то Иуда, несомненно, знал бы об этом. Решив предать Иисуса, Иуда, однако, не смог сообщить Его врагам ничего такого, что они могли бы использовать против Него. Единственное, что он мог, это указать местонахождение Иисуса, чтобы они Его арестовали.
Вот еще возражение: “Даже если этим рассказам можно доверять, даже если эти события действительно имели место, написавшие о них не понимали, что происходило. Им не было известно о психосоматических расстройствах. Сегодня мы знаем, что 80 процентов физических недугов людей связаны с тем или иным нарушением работы мозга. Вот благодаря чему Иисус мог исцелять”.
Я не стану отрицать, что многие болезни связаны с нарушением работы мозга, но этот факт не может дать объяснения ни одному из сотворенных Иисусом чудес. Это не объясняет исцеление больного проказой. Это не объясняет исцеления людей с сухими конечностями. Это не объясняет исцеление слепорожденного. Этот человек не потерял зрение в результате психосоматической болезни, он родился слепым. А что можно сказать о воскрешении Иисусом Лазаря через четыре дня после его смерти, когда от него уже стал исходить тяжелый дух? (Ин. 11). Может быть, Лазарь только думал, что был мертв четыре дня?
Многие чудеса Иисус сотворил в присутствии множества людей. Он совершал их на глазах у неверующих. Чудеса совершались на протяжении долгого времени, различным образом демонстрируя власть, которой обладал Иисус: власть над природой, власть над болезнями, власть над бесами, власть, предполагавшую сверхъестественные знания, власть над творением и власть над смертью. Этому не существует объяснения.
Иисус действительно...
...исцелил в синагоге Капернаума парализованного!
…исцелил тещу Петра!
…исцелял всех, приходивших к нему в Капернауме — и в Галилее!
…исцелил человека, который был “весь в проказе”!
…исцелил человека, которого опустили на носилках через дыру в крыше!
РЕАЛЬНОСТЬ ЧУДЕС ИИСУСА
В оставшейся части нашего урока давайте подробнее рассмотрим совершенные Иисусом чудеса — в частности, исцеления. Читая Евангелия, мы неоднократно будем встречать подобные чудеса.
Чудеса Иисуса тогда
В наши дни слово “чудо” мы употребляем в более широком смысле. Мы говорим о “чуде рождения”. Мы говорим: “Будет чудо, если я сдам экзамен” или “Будет чудо, если в этом году я не заработаю себе язву”. В Библии, однако, слово “чудо” имеет особое значение. Это не было что-то, что происходило каждый день. Это не было что-то, что происходило от действия естественного закона или в результате деятельности человека. Это было что-то сверхъестественное, потому что на какое-то время естественные законы переставали действовать и в силу вступало сверхъестественное. Это было проявление сверхъестественных сил в естественном мире, причем такое, что все могли увидеть, услышать и признать, что произошло чудо.
Возьмем для примера исцеления. Из них мы узнаем несколько фактов о том, как исцелял Иисус.
Во-первых, обратите внимание на то, что Иисусу было под силу любое чудо. Бог одарил Его Духом Святым “без меры” и ограничений (Ин. 3:34).
Наличие или отсутствие веры у других не влияло на способность Иисуса творить чудеса. В одних случаях у исцеленного человека была вера, как это было с прокаженным (Мф. 8:2). В других случаях, однако, о вере исцеленного ничего не говорится. Например, Иисус видел веру четырех друзей, опустивших к Нему через крышу парализованного (Мф. 9:2; Мк. 2:5) — но не веру самого больного. Те, кого Иисус воскресил из мертвых, конечно же, не могли продемонстрировать свою веру в Его способность творить чудеса.
У Иисуса была власть над любым недугом. Он мог исцелить “всякую болезнь и всякую немощь в людях” (Мф. 4:23). Иисус исцелил такую “простую” болезнь, как жар, и человека, который был “весь в проказе” (Лк. 5:12). Он специально не отбирал кандидатов на исцеление. Для истинно обладающего властью исцелять нет ограничений в отношении того, кого Он может исцелить, а кого — нет.
Для Иисуса также не имело значения, какое количество людей нуждалось в Его помощи. Он мог исцелить их всех. Он ни разу не потерпел неудачу.
«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех... и Он исцелял их» (Мф. 4:24).
«Он… исцелил всех больных» (Мф. 8:16).
«...Все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40).
Во-вторых, совершенные Иисусом исцеления характеризовались следующими отличительными признаками:
(1) Исцеление происходило мгновенно. Людям не требовалось время для постепенного выздоровления. О больном проказой мы читаем: “И он тотчас очистился от проказы” (Мф. 8:3 см. также Мк. 1:42; Лк. 5:13). В отношении парализованного в Мк. 2:12 сказано: “Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми…” (см. Лк. 5:25).
(2) Исцеление было полным. Люди не исцелялись лишь частично. После того как Иисус в синагоге изгнал из одержимого нечистого духа, человек этот был полностью исцелен. Когда Иисус исцелил тещу Петра, женщина почувствовала себя совершенно здоровой и сразу же принялась за свои обычные дела. Прокаженному не просто “стало лучше”, он очистился. Парализованный взял свою постель и вышел через дверь. В дальнейшем мы еще прочтем о многих других подобных случаях: о прозрении слепых, исцелении сухоруких и воскрешении мертвых.
(3) Исцеление было убедительным. Ранее я уже отмечал, что никто не мог отрицать того, что чудеса действительно имели место. Некоторые пытались очернить Иисуса, даже говоря, что Он совершал чудеса силой веельзевула; но они не могли отрицать сам факт чудес. В результате за Иисусом стали ходить толпы народу, популярность Его росла: “И прошел о Нем слух... И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана” (Мф. 4:24, 25). После того как Иисус исцелил в синагоге одержимого бесом, далее мы читаем:
«И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: “Что это... что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?” И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее» (Мк. 1:27, 28).
Когда Он исцелил прокаженного, “тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих” (Лк. 5:15). Пожалуй, самым лучшим примером является исцеление человека, которого опустили в дом через дыру в крыше. Даже недруги Иисуса не могли отрицать, что в тот момент произошло чудо.
Можно назвать много аспектов сотворенных Иисусом чудес, но давайте рассмотрим только еще один: в-третьих, цель Иисуса была прежде всего духовной. Он спасал души, а не просто лишь облегчал физические страдания. Вы обратили внимание на Лк. 4:43? В этом стихе говорится: “Но Он сказал им: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан»”. Иисус не сказал, что был послан исцелять, — Он сказал, что был послан проповедовать, чтобы люди могли обрести спасение (см. Лк. 19:10).
Это не значит, что Иисус оставался равнодушен к человеческим страданиям. Увидев прокаженного, Он “исполнился жалости к нему” (Мк. 1:41; Современный Перевод). Но это значит, что первостепенное значение Иисус придавал не исцелениям или чудотворению. Его больше всего заботили души людей, а не их тела. Когда больного опустили к Иисусу через крышу, Он первым делом простил этому человеку его грехи (Мк. 2:5).
Так называемые чудеса теперь
Я не могу не провести некоторых сопоставлений. Одна из причин, почему люди не верят в чудеса Иисуса, состоит в том, что некоторые в наши дни заявляют, что обладают такой же властью, какая была у Иисуса и апостолов. Исследовав дела этих самозванцев и установив, что в них нет ничего чудесного, скептики делают заключение, что и Иисус с апостолами также не могли творить чудеса. Однако давайте посмотрим, чем отличаются чудеса Иисуса от так называемых чудес, демонстрируемых в наши дни.
Как мы видели, ничто не ограничивало способность Иисуса творить чудеса — ни наличие или отсутствие веры у других, ни вид недуга, ни количество желающих исцелиться. В противоположность этому, когда сегодня кому-то не удается исцелить другого, он тут же заявляет: “У него не было достаточно веры”. По сути, они утверждают, что их ограничивает степень веры другого человека. Еще мы узнали, что Иисус мог исцелить любую болезнь, в то время как современные так называемые целители не берутся лечить определенные заболевания.
После их “сеансов исцеления” люди возвращаются домой с теми же болезнями.
Давайте особенно подчеркнем разницу в отношении трех характеристик чудес Иисуса. Его чудеса были, во-первых, мгновенными, во-вторых, полными. Так называемые целители зачастую утверждают, что “исцеленному” стало лучше и он постепенно будет выздоравливать. Придя на “сеанс исцеления”, вы не увидите, как наполняются жизнью сухие конечности; вы не увидите воскрешения мертвых. Третья характеристика убийственна для тех, кто утверждает, что они могут делать такие же чудеса, какие творил Иисус. Чудеса, сотворенные Иисусом, были убедительными: они убеждали Его врагов; они убеждали скептиков; никто не мог отрицать, что произошло чудо. Я как-то ходил на “сеанс исцеления”, а еще больше я их насмотрелся по телевизору, но чуда я так и не увидел. В наше время нетрудно отрицать наличие чудес.
Наконец, разница в том, что ставить во главу угла: Иисус никогда не делал упор только на облегчении физических страданий. Главным для Него было духовное состояние человека. На “сеансах исцеления”, которые я видел, все ажиотажное внимание было сосредоточено на физических недугах.
Я еще раз хочу сказать, что фальшивые чудеса являются одной из причин, почему люди в наше время не верят в то, что Иисус творил чудеса. Виновным в этом однажды придется дать ответ.
РЕЗУЛЬТАТ ЧУДЕС ИИСУСА
Наше заключительное рассуждение основывается на истине, рассмотренной ранее. Я хочу этим завершить урок, потому что именно в этом состояла суть чудес, будь то исцеление, усмирение бури или воскрешение мертвых: сотворенные Иисусом чудеса доказывали, что Он Сын Божий и наш Спаситель.
Чудеса, которые творил Иисус, оказывали сильное воздействие на очевидцев. Это видно на примере исцеления парализованного, которого спустили через крышу. Соединив вместе все три описания этого события, вы увидите, насколько сильно были потрясены присутствовавшие:
• Они изумились (Мк. 2:12).
• Их объял ужас (Лк. 5:26).
• Они удивились (Мф. 9:8).
• Они прославили Бога (Мф. 9:8; Мк. 2:12; Лк. 5:25, 26).
Иисус подчеркивал, что главным назначением Его чудес было убедить людей в том, что Он действительно Сын Божий. Например, Иисус исцелил парализованного, спущенного через крышу, чтобы доказать, что Он имеет власть прощать грехи (то, что может делать только Бог) (Мф. 9:4-6). Продолжая изучение, мы вновь и вновь будем находить иллюстрации этой истины. Когда Иоанн Креститель захотел удостовериться, что Иисус действительно Мессия, Иисус, вместо того чтобы ответить “да”, исцелил многих людей. Затем Он сказал посланным от Иоанна: “Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали” (Лк. 7:20-23).
В Евангелии от Иоанна этот факт особенно подчеркивается. В Ин. 2:11 говорится, что первое чудо Иисуса укрепило веру Его учеников. В Ин. 5:36 Христос сказал, что “дела эти, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня”. Иисус призвал Своих учеников “верить Ему по самим делам” (Ин. 14:11). Вы можете сказать: “Если бы я увидел сотворенные Иисусом чудеса, то поверил бы”. Иоанн высказался и по поводу такой позиции:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30, 31).
Нет необходимости в повторении чудес Иисуса. У нас есть достоверные свидетельства тех, кто их видел. Если мы их свидетельствам не хотим верить, то не поверим, даже если увидим чудеса собственными глазами (см. Лк. 16:31).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чудеса Иисуса преподают нам важные уроки. Например, они показывают, что Иисус неравнодушен к проблемам других. Христос все так же сострадает нам, когда нам плохо. Гораздо важнее то, что чудеса показывают нам, что Иисус действительно Сын Божий. Поэтому мы можем получить спасение от наших грехов — и когда-нибудь отправимся к Нему и будем пребывать с Ним вечно!