Найти в Дзене
С Богом по жизни

"Приблизилось Царство Небесное!"

Оглавление

“В те дни приходит Иоанн Креститель и, проповедуя в пустыне Иудейской, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»” (Мф. 3:1, 2). Нам трудно осознать, какими волнующими были эти слова для слушавших его. Эра Мессии “приблизилась”! Недалеко то время, когда явится Сам Мессия!

Это занятие посвящено событиям, которые положили фундамент публичного служения Иисуса.

ДОЛГОЖДАННЫЙ МЕССИЯ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-18)

Пророки предсказали, что перед Мессией придет некто, чтобы приготовить Ему путь (Ис. 40:3-5; Мал. 3:1; 4:5, 6). Священнику Захарии было сказано, что Его сын Иоанн и будет этим предтечей (Лк. 1:17).

То, что предстояло выполнить Иоанну, Исайя сравнил с работой строителя дорог:

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» (Лк. 3:4, 5; см. Ис. 40:3, 4).

В те дни, когда царь путешествовал по бездорожью, впереди него часто шла дорожная бригада, ровнявшая дорогу. Этим образом и воспользовался пророк. Конечно, что касается задачи Иоанна, то ему нужно было наполнить не овраги на поверхности земли, но ямы невежества, понизить не холмы из каменистых пород, но горы гордыни. А искривленные представления о Мессии нужно было выпрямить учением об истине.

В целом иудеи неверно понимали Мессию и Его работу. Они думали, что Он будет земным царем, который победит их врагов и восстановит былую славу нации. И задачей Иоанна было донести до людей ту идею, что царство Мессии будет духовным царством с духовными требованиями.

Проповедь Иоанна

Последний раз мы видели Иоанна, когда он “был в пустынях” (Лк. 1:80). В этом лишенном растительности районе он жил аскетом: носил грубую одежду (Мф. 3:4; см. 4 Цар. 1:8), питался саранчей и диким медом (Мф. 3:4).

И вот, наконец, “было Слово Божье” к нему (Лк. 3:2) — сигнал начинать свою проповедь. Лука подчеркивает важность служения Иоанна, подтверждая дату начала этого события именами пяти политических и двух религиозных руководителей (Лк. 3:1, 3).

Ключевым словом в проповедях Иоанна было “покайтесь” (Мф. 3:2). Смысл слова “покаяние” — “перемена мыслей, ведущая к перемене жизни”. Те, кто не захочет покаяться, узнают, что такое Божий гнев (Мф. 3:7, 10; Лк. 3:9). Царство предназначалось не для тех, у кого в жилах течет определенная кровь, а для обладателей определенных нравственных качеств (Мф. 3:8, 9; Лк. 3:8).

О необходимости перемены Иоанн говорил не в общем, а конкретно. Он призывал людей “сотворить достойный плод покаяния” (Мф. 3:8; см. Лк. 3:8). Он приводил яркие примеры. Он учил эгоистичные массы делиться с другими (Лк. 3:11), чиновников — быть честными (Лк. 3:13), а наделенных властью — не злоупотреблять ею (Лк. 3:14). Он призывал всех людей исповедать свои грехи (Мк. 1:5). Не желавших делать это он называл “порождением ехидны” (Мф. 3:7), по-современному — “змеиным отродьем”.

Несмотря на свою дерзость — а может, благодаря ей — он привлек к себе огромное число последователей.

“И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои” (Мк. 1:5).

Практическая деятельность Иоанна

Крещение было неотъемлемой частью служения Иоанна. Некоторые пытаются найти прецедент Иоаннову крещению в иудейском обрядовом омовении, но ему не было аналога. Иоанна прозвали “Крестителем” (Мф. 3:1), потому что таково было его уникальное призвание.

Иоанн крестил людей в реке Иордан. По-видимому, он ходил вверх-вниз по реке, чтобы все могли услышать его весть. В Лк. 3:3 сказано: “И он проходил по всей окрестной земле иорданской”. Нам сказано о нескольких районах, где он крестил (Ин. 1:28; 3:23).

Иоанн крестил погружением в воду. Словом “крестить” переведено греческое слово баптидзо, которое означает “окунать, полностью погружать в воду”. То, что Иоанново крещение было погружением, можно понять, даже если не знать значения этого греческого слова. В Ин. 3:23 подчеркивается, что “Иоанн также крестил в Еноне... потому что там было много воды”. Окропление, в отличие от погружения, не требует “много воды”. После того как Иоанн крестил Иисуса, Христос вышел “из воды” (Мк. 1:10; см. Мф. 3:16). Если бы Иоанн просто окроплял людей водой, то ему не нужно было бы входить в реку, как не нужно входить в воду тем, кто практикует окропление сегодня.

Иоанново крещение названо “крещением покаяния для прощения грехов” (Мк. 1:4; Лк. 3:3). Оно названо так потому, что было выражением покаяния. Его назначение было — “для прощения грехов”: Иоанн не только обличал людей в греховности, но и давал им надежду на прощение их грехов. Его крещение предвосхищало смерть Христа за грехи человечества.

Цель Иоанна

Главной целью Иоанна было приготовить сердца и жизнь людей для Мессии (см. Ин. 3:28). Он говорил толпам: “Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его” (Мф. 3:11; см. Ин. 1:27, 30). Нести обувь было обязанностью слуги. Иоанн, по сути, говорил: “Я недостоин быть Его рабом”.

Он проводил различие между своей работой и работой Христа: “Я крещу вас в воде в покаяние. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Мф. 3:11). Контекст показывает, что крещение Святым Духом и крещение огнем — разные вещи. Иоанн обращался к смешанной группе людей — к восприимчивым и к невосприимчивым (Мф. 3:5-7). Крещение Святым Духом сошло на апостолов в первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (Деян. 1:5, 8; 2:1-4). Они были погружены в силу Духа. А крещение огнем говорит о погружении нечестивых в огонь в Судный день (Мф. 3:12).

КРЕЩЕНИЕ МЕССИИ (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21, 22; Ин. 1:31-34)

В пик популярности Иоанна — и в пик ожидания Мессии — креститься к нему приходит Иисус. Тогда “Иисус был лет тридцати” (Лк. 3:23).

Мы не знаем, видел ли Иоанн Иисуса до этого момента. Их матери были родственницами и подругами. Возможно, и даже вероятно, что Иоанн и Иисус встречались — хотя бы в праздничные дни в Иерусалиме. Так или иначе, Иоанн знал главное — что Иисус отличался от других, которые приходили к нему креститься. Иоанново крещение было крещением покаяния, а у Иисуса не было грехов, в которых нужно было каяться. Его крещение было для прощения грехов, а Иисусу нечего было прощать. Поначалу Иоанн отказался крестить Христа: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне?” (Мф. 3:14).

Если Иисус, в отличие от нас, не имел греха, тогда зачем Ему было креститься? Христос Сам ответил на этот вопрос. “Оставь теперь, — сказал Он Иоанну, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3:15). Иоанново крещение было “с небес” (см. Мф. 21:25), и отвергавшие его крещение “отвергли волю Божью о себе” (Лк. 7:30). Иисусу было определено находиться в центре Божьей воли, и Он понимал, что Иоанново крещение было частью этой воли. Поэтому у Него не возникало даже вопроса о том, что Ему нужно делать: нужно было креститься — и Он крестился. Как было бы замечательно, если бы каждый и сегодня имел положительное отношение к крещению!

В конце концов Иоанн согласился крестить Иисуса. Во время крещения Иисус молился (Лк. 3:21). Затем Иоанн увидел и услышал нечто удивительное:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И вот голос с небес, говорящий: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”» (Мф. 3:16, 17).

Таким образом Бог поставил Свой штамп “принято” на тридцатилетнюю подготовку Иисуса и вооружил Его для служения (см. Лк. 4:18; Деян. 10:38).

До этого события Иоанн мог только подозревать, что Иисус — Мессия, но он не знал этого. Господь сказал ему, как узнать Мессию: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1:33). Когда Иоанн увидел сходящего с небес Духа, то радости его, наверное, не было границ. Бог сдержал Свое слово! Христос пришел!

ИСПЫТАНИЕ МЕССИИ (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1-13)

Сразу же после описания крещения Иисуса мы читаем о Его искушении. Крещение не означает, что все искушения прекратятся. Когда мы крестимся, сатана не сокращает свои нападки, а скорей наоборот, увеличивает их. Однако факт нашего крещения означает, что теперь справиться с этими искушениями нам помогает Бог (1 Кор. 10:13; Евр. 13:5).

Один из наиболее поразительных аспектов искушения Иисуса открывается в словах “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола” (Мф. 4:1; см. Лк. 4:1). Для исполнения Божьих планов искушение Иисуса было необходимо.

Мы никогда не сможем полностью понять Божьи планы, но слово “искушение” может погубить Его миссию, ему нужно было заставить Его согрешить лишь раз). Однако с Божьей точки зрения, эти сорок дней были периодом испытания — временем проверки, чего Иисус на самом деле стоил и какими качествами характера обладал.

В Евангелиях записаны три искушения. В своей основе они соответствуют трем типам искушений, описанных в 1 Ин. 2:16: “похоть плоти [обращение камней в хлеб для утоления голода], похоть очей [возможность увидеть славу царств мира] и гордость житейская [возможность поразить толпу, бросившись с храма и не разбившись]”.

Автор Послания к евреям говорит, что Иисус, “подобно нам, искушен во всем” (Евр. 4:15). Христос не испытал тысяч конкретных искушений, которым подвергаемся мы, но Он, как и мы, испытал все типы искушений. Искушения в Мф. 4 и Лк. 4 являются типичными соблазнами, с которыми приходится встречаться нам.

Некоторым не нравится та идея, что Иисус мог быть искушаем. Одних она беспокоит потому, что в их понимании искушение автоматически предполагает грех. “Не бывает истинного искушения, — рассуждают они, — если человек не хочет поступать неправильно. А желание поступить неправильно есть грех”. Других она тревожит потому, что они пугаются даже одной возможности того, что Иисус мог согрешить.

Есть много такого, что мы с вами никогда не сможем понять в искушении Иисуса; оно относится к вопросу о том, как Иисус мог быть одновременно вполне Человеком и вполне Богом. Тем не менее, мы можем быть уверены в следующих трех выводах: (1) Иисус мог быть искушаем, иначе незачем было рассказывать о Его искушении. Независимо от того, понимаю я или нет, как это могло быть, текст говорит, что Иисус был искушаем. (2) Само по себе искушение не является грехом. Именно эта истина лежит в основе рассказа. Грех — не тогда, когда мы подвергаемся искушению; грех — тогда, когда мы уступаем ему. (3) Иисус не поддался искушению. Иисус, “подобно нам, искушен во всем, кроме греха” (Евр. 4:15). Благодарение Богу за это! Если бы Христос согрешил, то на кресте Он не смог бы стать “для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)!

После искушения Христа “ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4:11). Бог не оставляет нас лишь потому, что в нашу жизнь вошло искушение.

ВОЗВЕЩЕНИЕ МЕССИИ (Ин. 1:19-34)

После искушения Иисус вернулся туда, где проповедовал Иоанн (ст. 26, 29).

Отрицание

Очевидно, популярность Иоанна смущала религиозных вождей в Иерусалиме. Поэтому фарисеи (Ин. 1:24) послали священников и левитов допросить пророка. Они хотели узнать, кто он — Мессия (Христос), Илия или “пророк”. Иоанн категорически все отрицал (Ин. 1:19-21).

Слово “пророк” рядом со словом “Христос” показывает полное непонимание со стороны иудейских религиозных вождей. Некоторые мессианские пророчества не вписывались в их предвзятые идеи, поэтому они решили, что в этих отрывках имелся в виду Тот, о ком Моисей сказал, что Бог воздвигнет пророка, как его самого (Втор. 18:15). Слова Моисея относились к грядущему Мессии, но иудейские учителя придумали отдельную туманную личность, некоего “пророка”.

Вас может удивить категорическое заявление Иоанна, что он не Илия (Ин. 1:21). Ведь он же сказал допрашивавшим его, что он предтеча Мессии, и процитировал Ис. 40:3. Пророчество Ис. 40:3 связано с Мал. 3:1 (Мк. 1:2, 3), где говорится об идущем впереди Мессии, которого Малахия назвал “Илия пророк” (Мал. 4:5). Иоанн и был предсказанный Малахией “Илия”. Позже это подтвердил Сам Иисус, сказав: “Он есть Илия, которому должно прийти” (Мф. 11:14; см. 17:10-13).

Тогда почему Иоанн отрицал, что он Илия? Иудеи думали, что вернется прежний Илия. Иоанн отрицал то, что он был Илией по плоти. Он пришел “в духе и силе Илии” (Лк. 1:17); он не был Илией в буквальном смысле.

Заявление

На другой день после встречи Иоанна с иерусалимской делегацией у него появилась первая возможность привлечь внимание народа к Иисусу как к Мессии. Он увидел “идущего к нему Иисуса и [сказал]: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»” (Ин. 1:29).

Заметьте: Иоанн не сказал, что Иисус — “воин-завоеватель, который победит наших врагов”, а назвал Его “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”. Иисус пришел научить лучшей жизни; Он пришел дать нам пример того, как нужно жить, но самое главное — Он пришел умереть за наши грехи (см. Лк. 19:10). Предназначение агнцев — не учить. С грехом их связывало то, что они предназначались в жертву на алтаре. Иисус — наш Пасхальный агнец (1 Кор. 5:7), “непорочный и чистый Агнец” (1 Пет. 1:19).

Затем Иоанн объясняет, как он узнал, что Иисус — Мессия (Ин. 1:31-33), завершая словами: “И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий” (Ин. 1:34).

Иоанн практически завершил свою работу, хотя продолжал учить и крестить еще несколько месяцев. Он с верностью исполнил поставленную перед ним Богом задачу. Ни один человек не может сделать большего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь все было готово для работы Иисуса. Важной частью приготовления Иисуса было Его крещение. Если вы хотите служить Господу, вначале вам нужно стать Его чадом через веру и крещение (Гал. 3:26, 27). Чтобы креститься, Иисус прошел более ста километров!

Царство Божье | С Богом по жизни | Дзен