Найти в Дзене
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.6): ЗНАМЕНИЕ ЭММАНУИЛА

Оглавление

(Исаия 7)

Главы 7—12 наполнены удивительными пророчествами. После призвания Исаии в главе 6 его встреча с царём Ахазом в главе 7 привела к возвещению о младенце Эммануиле. Глава 8 рассказывает о падении Сирии и Израиля (северного царства), в то же время заверяя в спасении остатка. Глава 9 обещает приход божественного Князя мира. Пророчество в главе 10 называет Ассирию Божьим орудием наказания, а также даёт дополнительные заверения, что остаток будет спасён. Темой главы 11 является праведная Отрасль. И завершается этот раздел в главе 12 гимном благодарения за спасение. Примерно за пять лет до смерти Озии, в 745 году до н.э., Феглаффелласар III, главнокомандующий ассирийской армии, захватил престол Ассирии. Он сразу провозгласил курс на мировое владычество. Двигаясь на запад, он наводил ужас на царей Сирии и Израиля.

"Феглаффелласар (Тиглатпаласар) III царствовал с 745 по 727 гг. до н.э. В своих летописях он хвастался своими подвигами. Он называет по именам Рецина, Факея и Осию" (Причард). Израильский царь Факей и сирийский царь Рецин образовали коалицию, чтобы противостоять ассирийскому царю Феглаффелласару III. Они пытались вынудить Иудею присоединиться к их заговору. Когда же Ахаз отказался, они в 735 г. напали на Иудею. В одном бою с Факеем было убито 120 000 иудеев (2 Пар. 28:6) и ещё 200 000 взято в плен. Так же и сирийцы увели множество иудеев в плен в Дамаск (2 Пар. 28:5). Одновременно на южные границы Иудеи совершали набеги филистимляне (2 Пар. 28:18), а портовый город Елаф был захвачен идумеями. Таким образом, Иудея подвергалась вражескому вторжению с трёх сторон. Встреча Исаии с Ахазом произошла во время этого кризиса, названного ефремо-сирийской войной. Оказавшись в отчаянной ситуации, Ахаз не видел иного выхода, кроме как обратиться за помощью к Феглаффелласару. Тот откликнулся незамедлительными действиями. Его армия двинулась вниз вдоль побережья Израиля и в 734 г. покорила филистимлян. Годом позже он снова ударил по Израилю — на этот раз всеми своими силами. Были захвачены все израильские территории в Галилее и Заиорданье и часть населения депортирована (4 Цар. 15:29). Множество городов было разрушено. Израиль спасся от полного разорения, когда Осия убил Факея, сдался Ассирии и уплатил дань (4 Цар. 15:30).

В 732 г. до н.э. ассирийцы захватили Дамаск, опустошили город и увели с собой большую часть населения. Они пока не тронули Иудею, но стране пришлось заплатить огромную дань. Однако в действии Ахаза Исаия усмотрел отсутствие веры в Господа Бога. В 722 г. до н.э. Израиль был опустошён и большинство его жителей уведено в плен.

ЗАГОВОР ПРОТИВ ЦАРЯ (7:1–9)

«И было во дни Ахаза, сына Иоафама, сына Озии, царя иудейского: Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалии, царь израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. И было возвещено дому Давида и сказано: "Сирийцы расположились в земле Ефрема". И поколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу» (7:1, 2).

Война, о которой говорится в стихе 1, известна под названием ефремо-сирийской войны. Она началась в начале царствования Ахаза (4 Цар. 15:38; 16:5). Цари Сирии и Израиля создали коалицию для ведения войны против Ассирии. Ахаз отказался присоединиться к коалиции, и потому они вначале выступили против Иудеи, чтобы покорить её.

Сирийцы расположились в земле Ефрема (ст. 2). Гомер Хейли говорит: «Используя современную терминологию, мы бы сказали, что Сирия и Ефрем [или Израиль] стали “союзниками”».

Слова «дом Давида» относятся к Ахазу, правившему в то время царю из рода Давида (7:13). Бог обещал Давиду, что его династия будет всегда править народом. Пророки использовали данные слова, чтобы подчеркнуть этот факт (Зах. 12:7, 10; 13:1; Иер. 21:12).

Когда царю Ахазу донесли о намечающемся событии, «поколебалось его сердце и сердце народа его». Их страх был оправдан, потому что они уже терпели поражения от рук Факея и Рецина (2 Пар. 28:5, 6).

«И сказал Господь Исаии: "Выйди, ты и сын твой Шеар-Ясув, навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильному, и скажи ему: Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и сирийцев, и сына Ремалии. Сирия, Ефрем и сын Ремалии умышляют против тебя зло, говоря: Пойдём на Иудею и возмутим её, и овладеем ею и поставим в ней царём сына Тавеила. Но Господь Бог так говорит: Это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а через шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалии. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены"» (7:3-9).

Стих 3 содержит единственное упоминание в Библии сына Исаии Шеар-Ясува. Его имя означает «остаток вернётся». Имена детей в ветхозаветные времена имели огромный смысл. Исаия и его сын должны были пойти навстречу царю «к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильному». Это было то самое место, где позже Елиаким, Севна и Иоах — представители Езекии — встретят рабсака, военачальника армии Сеннахирима, царя ассирийского (36:2). Некоторые полагают, что Ахаз в тот момент инспектировал водоснабжение. Вода была чрезвычайно важна для взятого в осаду города.

В стихе 4 даются четыре повеления: два позитивных («наблюдай» и «будь спокоен») и два с отрицанием («не страшись» и «да не унывает сердце твоё»). Фактически все они означают одно: «Не паникуй из-за угроз тебе, но доверься Господу».

«Сирия, Ефрем» (то есть Израиль) задумали зло против Ахаза и Иудеи (ст. 5). Они решили захватить Иерусалим, чтобы вместо Ахаза посадить на престол «сына Тавеила» (ст. 6). «Сын Тавеила» больше нигде в Писаниях не упоминается; он был «никто». Это была явная угроза положить конец династии Давида, посадив на престол кого-то, кем могли бы манипулировать цари Сирии и Израиля.

Но их плану было не суждено исполниться. «Это не состоится и не сбудется», — заявил Исаия (ст. 7). Исаия предсказал, что через шестьдесят пять лет эти два народа будут уничтожены (ст. 8). «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» — продолжил Исаия (ст. 9). В этом предложении мы видим игру слов. «Верить» и «удостовериться» образованы от еврейского корня аман («доверие»). Брайли говорит: «Поскольку основная идея этого слова — быть прочным, укоренившимся, то суть сказанного в том, что нельзя стоять на твёрдой почве, не будучи утверждённым на основании Бога и Его обетований». Мотьер комментирует: «Вера — это главная реальность Господнего народа, не просто их отличительная черта, но основа их существования. Нет веры — нет народа». То же можно сказать и о сегодняшнем дне, потому что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6). Вера подразумевает наше постоянное повиновение Богу (Евр. 3:18, 19; 4:2, 11).

ЗНАМЕНИЕ ГОСПОДА (7:10–17)

«И продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: "Проси себе знамения у Господа Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте". И сказал Ахаз: "Не буду просить и не буду искушать Господа". Тогда сказал Исаия: "Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её. Но наведёт Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведёт царя ассирийского"» (7:10-17).

В стихе 10 продолжает говорить Господь. Заметьте, что Исаия ничего не произносил от себя или своей властью. Слова, сходившие с его уст, были от Бога. Это замечание очень существенно в отношении откровения. Пётр писал: «Зная же прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20, 21). Освальт говорит: «Если он [Исаия] прав, тогда мир не смеет с такой лёгкостью, с какой он имеет обыкновение, отвергать религию Исаии — и Израиля — просто как ещё одно из человеческих исканий Божества. Исаия говорил не о Боге; он утверждал, что говорит от имени Бога».

«Проси себе знамения у Господа, Бога твоего», — говорит пророк (ст. 11). «Проси» — это повеление. «Знамение» (оф) можно перевести как «чудо» или «залог». Это слово в пророчестве Исаии встречается одиннадцать раз. Исаия, обращаясь к Ахазу, излагает ему Божью волю. «Проси или в глубине, или на высоте», — говорит он. Божье побуждение к вере безгранично.

Царь ответил: «Не буду просить и не буду искушать Господа» (ст. 12). На первый взгляд может показаться, что ответ Ахаза продиктован благочестием. Однако совершенно очевидно, что он уже решил, как будет действовать дальше: он не станет уповать на Бога, а обратится к царю Ассирии. У него не было никакого намерения повиноваться Божьей воле, и потому его отказ демонстрирует, что он не верил Господу и не полагался на Него. Сказав Феглаффелласару: «Раб твой и сын твой я» (4 Цар. 16:7), он нарушил свой завет с Богом. Слова «дом Давида» (ст. 13) вызывают в памяти Господне обещание Давиду. Его потомки будут царствовать над Израилем (2 Цар. 7:8–16; 1 Пар. 17:24; 2 Пар. 21:7).

Не обращая внимания на отказ Ахаза, Исаия сказал: «Господь даст вам знамение» (ст. 14). Господни замыслы осуществятся невзирая на неверие и непослушание Ахаза. Дева зачнёт ребёнка и родит сына. Слово «дева» (алма) в книге Исаии встречается только здесь. Многие лингвисты переводят его просто: «молодая женщина, достигшая брачного возраста», — независимо от того, замужем она или нет. Другие утверждают, что «молодая женщина», о которой идёт речь, во время пророчества была девственницей.

«И нарекут имя Ему — Эммануил», — говорит пророк. Синодальная Библия (в отличие от Современного Перевода) считает Эммануила Божеством. (Заметьте, что слова «Сына» и «Ему» здесь пишутся с заглавной буквы). Слово «Эммануил» означает «Бог с нами». Матфей отнёс это пророчество к Иисусу: «А всё это произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: “Вот, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил”» (Мф. 1:22, 23).

Это может служить примером пророчества с двойным исполнением, то есть оно и имело отношение ко времени Ахаза, и указывало на Иисуса, истинного Эммануила. Стихи 15 и 16 говорят, что родится Младенец. Ещё до того, как мальчик научится «разуметь отвергать худое и избирать доброе», угроза Иудее пройдёт. Исаия сказал Ахазу: «…земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её». Это говорит о непосредственном исполнении в довольно короткие сроки. Но пророчество также указывает на Иисуса, истинного Эммануила, который будет царствовать вечно. В стихе 17 разоблачается стратегия Ахаза: он обратится за помощью к Ассирии. Однако это принесёт Ахазу не безопасность, а беду. Эдвард Янг говорит, что «иногда самым большим наказанием для нас бывает исполнение наших желаний и молитв». Так случилось с Ахазом и Иудеей. Спаситель народа стал его палачом! Человеческая мудрость, лишённая веры и упования, всегда терпит неудачу!

Очень скоро ефремо-сирийский кризис миновал. И действительно, через год Ассирия одержала победу над филистимлянами. Три года спустя пал Дамаск, а через тринадцать лет (в 722 г. до н.э.) Израиль подвергся разорению, а его жители были уведены в плен.

Вместо того чтобы довериться Божьим обещаниям, Ахаз положился на собственную мудрость. Эммануил не принёс ему утешения. Мысль Мотьера, что Эммануил родится «в неопределённом будущем… много позже времени существования Ассирии», является интригующей возможностью. Он делает вывод:

«Со времени Ахаза уже больше никогда не было "дома Давида" в истинном смысле, а только череда марионеточных, мнимых царей под иноземным господством, пока наконец в изгнании даже они не исчезли в песках истории, чтобы уже не появиться вновь. Прежде чем родится Эммануил, имя господствующей силы изменится с Ассирии на Вавилон, затем на Персию, Грецию и, наконец, на Рим; но когда Он родится, то разделит бедность со Своим народом, унаследует несуществующий престол и сполна испытает всю тяжесть притеснителя. Вина за всё это лежала на Ахазе и его неверии в Господне слово. Исполнение обещания ещё ждало своего времени, но угроза была непосредственной».

Профессор Библии Дж. Уоттс на семинаре по книге Исаии высказал практически ту же мысль.

В пророческом видении Исаия узнал о разорении ассирийскими и вавилонскими угнетателями своей горячо любимой страны. Он также увидел непосредственные результаты веры в Господа в гибели Сирии и Израиля. И, наконец, он увидел чудесный триумф Эммануила, Мессии, Отрасли Господа, который родится от девы.

НАКАЗАНИЕ НЕВЕРУЮЩИХ (7:18–25)

В четырёх коротких абзацах, каждый из которых начинается словами «[и будет] в тот день», Исаия описывает страшные последствия заключения союза с Ассирией.

«И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки египетской, и пчеле, которая в земле ассирийской, — и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам» (7:18, 19).

Стихи 18 и 19 говорят о так называемых союзниках Иудеи. От Египта, который всегда был смертельным врагом Божьего народа, уж никак нельзя было ждать помощи. Ассирия тоже на деле покажет свою сущность свирепого врага страны и её народа. Эти ненадёжные союзники придут в таком огромном количестве и так же неизбежно, как насекомые.

«В тот день обреет Господь бритвой, нанятой по ту сторону реки, царём ассирийским, голову и волосы на ногах, и даже отнимет бороду» (7:20).

«Бритва, нанятая по ту сторону реки [Евфрата]» — это ссылка на союзы с другими народами. Исаия заявляет, что за нечестивые союзы придётся заплатить дорогой ценой. Бритьё символизирует тот позор, который навлечёт на себя Иудея в результате заключения союза с ассирийцами.

«И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и мёдом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (7:21, 22).

Сельскохозяйственная деятельность прекратится, так как земля опустеет. Людей останется так мало, что они будут питаться только натуральными продуктами: молоком и мёдом.

«И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдёшь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их» (7:23-25).

Стихи 23–25 рисуют запустение иудейской земли. Где когда-то рос дорогой виноград, «тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников», будет «терновник и колючий кустарник» (ст. 23). На ту землю, где люди когда-то выращивали зерно, «будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать» её (ст. 25). Эти стихи перекликаются с песней о винограднике в 5:1–7. Неверие и непослушание Господу опустошает не только народ, но и землю. Мотьер подводит итог этому разделу, говоря: «Они лишились достоинства (20), терпели лишения (21) и утратили всё, ради чего когда-то экономили каждую копеечку (23) и трудились (24–25) — и всё потому, что вера и послушание уступили место неверию и мирской мудрости».

ЗНАМЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ

Факей, царь северного Израиля, и Рецин, царь Сирии, заключили союз с целью сбросить ассирийское владычество. Они ожидали, что западные страны тоже присоединятся к ним и восстанут против Ассирии, но иудейский царь Ахаз отказался стать их союзником. Тогда Факей и Рецин привели свои войска к Иерусалиму (7:1; 4 Цар. 16:5), чтобы взять город в осаду и вынудить Ахаза вступить в союз с ними. Они планировали свергнуть Ахаза и на его место поставить сына Тавеила — человека, который, по их мнению, будет им послушен. В начале главы 7 книги Исаии Сирия была уже в Израиле; её войска расположились на израильской земле в трёх днях пути от Иудеи.

Ахаз в отчаянии нанял ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула), чтобы тот помог ему справиться с этими двумя армиями, выступившими против него. Этим Ахаз сделал неугодное пред Богом. Исаия был послан к царю сказать, чтобы тот не боялся Факея и Рецина. Бог окажет всяческую помощь Ахазу; ему только нужно полностью положиться на Господа. Далее Исаия сказал, что коварные замыслы этих двух царей не осуществятся. Ахаз должен был попросить у Бога знамения в знак того, что эти два царя скоро потерпят поражение.

Вначале Ахаз отказался просить у Бога знамение. Он сказал, что не хочет искушать Бога. Бог, теряя терпение, велел Исаии сказать царю, что, когда Бог предлагает знамение, то просить Его об этом не значит искушать Бога. Он сказал: «Итак, Сам Господь даст вам знамение» (ст. 14). Знамение, которое дал Бог, — одно из самых потрясающих в Ветхом Завете. Вот оно:

«Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её» (ст. 14—16).

Суть этого знамения такова. Дева (девственница) зачнёт ребёнка и родит сына. К тому времени, как младенец достаточно подрастёт, чтобы различать добро и зло, двух царей, которых боялся Ахаз, уже не будет. Это знамение само по себе важно в нескольких отношениях. Давайте извлечём из него несколько уроков.

Это было знамение для Ахаза, чтобы он доверился Богу. Знамение говорило ему, что надо довериться Богу, потому что через короткое время оба царя, которых боялся Ахаз, уйдут. Для Ахаза это знамение было только промежутком времени. К тому времени, когда женщина зачнёт и родит сына и этот сын достигнет возраста разумения, царей уже не будет.

Вряд ли Ахаз понял ту часть знамения, где говорилось о рождении младенца девственницей. Он явно не обратил внимания на эту мысль, заложенную в употреблённом слове алма, означающем «дева, девственница».

Это было знамение на отдалённый срок, что Мессия родится от девы. Часть пророчества о рождении младенца девой может быть отнесена только к Иисусу, как и указывал Матфей:

«А всё это произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: "Вот, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил», что значит 'С нами Бог' "» (Мф. 1:22, 23).

Значение слова алма, которое употребил Исаия, — непорочная молодая женщина, достигшая брачного возраста. Это слово уместно для обозначения девственницы, как его и переводит Септуагинта. Конечно, Ахаз (да и, наверное, Исаия) не догадывался о смысле этой части пророчества, но Святой Дух имел в виду именно эту мысль, как позже показал Матфей. Как здорово иметь вдохновенного мужа, который может растолковать нам высший смысл такого пророчества, как это! Это было предсказание, что грядущий Мессия придёт в мир, родившись от девы.

Это знамение для нас, чтобы мы верили, что Бог стал человеком. Это пророчество, это знамение, помогает нам увидеть всеобъемлющий план Бога для этого мира. Если человек сможет поверить, что в мир пришёл Бог Сын, вторая ипостась Божества, то он без труда поверит во все элементы христианства. Чтобы помочь нам в этом, Бог дал нам самое сильное свидетельство из всех — что Родившийся от Марии был воистину Бог, ставший плотью, Бог, ставший Эммануилом. Матфей открыл нам, что рождение Иисуса девой — высочайший и удивительнейший смысл Ис. 7:14. Благодаря пророчеству о непорочном зачатии и его исполнению мы имеем необходимое нам достоверное свидетельство для того, чтобы верить, что Иисус — воистину Сын Божий.

Какое потрясающее знамение Бог дал Ахазу! Оно сообщало ему такую весть: «Ахаз, ты должен верить Богу. Пройдёт совсем немного времени, и твои враги исчезнут». Кроме того, оно сообщало весть на далёкую перспективу. Оно говорит всем читателям Евангелия от Матфея: «Знаете, о чьём рождении здесь пишется? Он — тот, о ком давно пророчествовал Исаия! Он — центральная мысль Ис. 7:14!» Но и это ещё не всё; это пророчество сообщает нечто более удивительное и потрясающее: «Это одно из свидетельств, которые Бог даёт нам, чтобы мы твёрдо верили, что Иисус есть Христос, вторая ипостась Божества, и что Он стал одним из нас и умер за наши грехи!» Так возрадуемся же тому, что в рождении Иисуса мы видим исполнение одного из самых прекрасных пророчеств Ветхого Завета.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻