Эта история произошла несколько лет назад во время нашей зимней арктической автоэкспедиции на Чукотку в самый разгар зимы.
Как известно, зимой в Сибири очень холодно и нередки температуры до 35-40 градусов. Но это "цветочки" по - сравнению с тем, что ждет вас в Якутии, где в январе - феврале температуры нередко опускаются до 45-55 градусов ниже нуля.
И такие температуры - серьезнейшее испытания как для самих автомобилей, так и для топливо, которое в них заправляем.
Сразу скажу, что в Арктику мы ездим только на дизельных автомобилях и для этого есть одна причина - в отдаленных и труднодоступных районах Крайнего Севера бензин в огромном дефиците, а вот дизелем нет никаких проблем. Его можно найти на любой полярной и метеостанции, в любом поселке.
А дизель, в отличии от бензина крайне чувствителен к низким температурами и тут приходится использовать разные технические ухищрения.
Наши автомобили были серьезно подготовлены к Арктическим условиям: утеплены двигатели, установлены автономные подогреватели ДВС и салона, а кроме этого установлены "самовары" на систему ОЖ для подогрева топлива в магистралях ведущих как из бака, так и в бак. Всё для того, чтобы даже в случае проблем с топливом или заправкой "демисезонным" топливом, у нас в баках была теплая солярка.
Оказавшись в Якутске в середине января, мы обслужили свои машины, заправили полные баки топливом на одной из заправок ЯТЭК (местная сеть) и выдвинулись по федеральной трассе "Колыма" в сторону Хандыги. А надо сказать, что наши баки вмещают в себя более 200 литров солярки.
Но на этой заправке мы заправили только один автомобиль, а остальные два автомобиля заправлялись на другой сети АЗС.
По мере продвижения на восток и удаления от Якутска, температура стремительно понижалась. В Хандыге уже за окном термометр показывал -50С и у нас начались первые проблемы с топливными фильтрами. Автомобиль начал глохнуть при наборе оборотов и более - менее уверенно работал только на холостых оборотах. Заглянув под капот, убедились, что наш якутский "самовар" сносно справлялся с подогревом топлива, но топливо начало расслаиваться, а маслянистая пленка забивать фильтр грубой очистки.
И проблемы с топливом оказались только в нашей машине, следовательно дело в АЗС.
Поменять фильтр грубой очистки в таких условиях при -50С на улице невероятно сложно. Дело в том, что резина и пластик дубеют до состояния бетона и либо ломаются, либо не гнутся. С большим трудом заменили фильтр грубой очистки за 30 минут и с еще большим трудом завели двигатель, прикурив аккумуляторы от второй машины. Если в такой мороз дать двигателю полностью остыть, то завести его без теплого бокса практически невозможно.
С большим трудом преодолели 550 километров до Усть-Неры, еще один раз меняя топливный фильтр по той же причине и загнали машины в теплый бокс
Там мы слили около 80 литров топлива из баков и вместо обычного зимнего дизтоплива обнаружили темную жижу с странным запахом, не похожим на запах солярки.
Мужики удивились, что этот газоконденсат мы заправили в Якутске на ЯТЭК. Да и странно, что наш Nissan Patrol Y61 с древним архаичным двигателем TD42 вообще смог проехать на этом суррогате более 900 км.
Теперь не удивительно, что в крепкий мороз газоконденсат расслаивался на жидкость и пленку и забивал нам фильтры. На этом топливе даже печи нормально не могут работать.
Продул магистрали, промыл бак, заменил фильтры и заправил нормальное арктическое дизтопливо - больше таких проблем с топливом за всю экспедицию у нас не было.
Я знаю, что газоконденсатного топлива довольно много в республиках Северного Кавказа - тот же Дагестан и Чечня. Местные знают про это и с осторожностью заправляют даже древние КАМАЗы на таких заправках. Но Кавказ - это не Якутия, там другие условия, другие температуры и другие расстояния.
Тогда мы не знали, что ЯТЭК несмотря на то, что является крупнейшим поставщиком газа в центральной Якутии, но еще и добывает газоконденсат и перерабатывает его на своих мини-НПЗ. Именно так, газоконденсатное топливо и оказалось на АЗС под видом обычного зимнего дизтоплива. А смешивали его с обычным, поставляем с крупнейших НПЗ страны, но здесь похоже ошиблись с пропорциями.
Но чем думают эти "горе-предприниматели", когда поставляют такое топливо на свои сетевые АЗС? Якутия - это Россия больших расстояний и не будь у нас нескольких машин, встань мы из-за проблем с топливом на трассе между Хандыгой и Усть-Нерой при температуре в -55..-58, просто бы замерзли и всё.
Впрочем, такие истории, в той же Якутии не редкость. Встают, жгут резину и машины, замерзают.
А ЯТЭК в прошлом году сменил собственника. К слову сказать до 2019 года владельцем этой компании был Зиявудин Магомедов, выходец из Дагестана. И уже более двух лет он находится под следствием в СИЗО по подозрению в хищение средств и мошенничестве. Какое странное совпадение...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!