В октябре 1941 года около города Мценска 4-я танковая бригада полковника Катукова вела бои против частей 2-й танковой группы генерала Гудериана. Шестого числа у села Первый Воин пехотный батальон капитана Кочеткова, занимающий позиции на одной из высоток возле шоссе, был атакован силами до ста танков и мотопехоты 4-й танковой дивизии вермахта. Подавив противотанковые орудия, танки ворвались в расположение стрелков и начали утюжить окопы гусеницами.
Вдруг, в борт немецких танков из леса ударили 4 советских Т-34 под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Лавриненко. Это Катуков прислал пехотинцам помощь. Несколько танков с крестами на бортах загорелись, и пока нацисты разворачивали свой фланг в сторону атакующих советских машин, те, в свою очередь, покинули поле боя. Через несколько минут, те же самые 34-ки, выехав из-за холма, атаковали нацистов с тыла, и снова, уничтожив несколько танков, растворились в лесу. Немцы, думая, что против них сражается большая танковая группа, стали отступать, а 34-ки, всплывая, то в одном, то в другом месте, наносили ощутимый урон противнику.
В этом бою будущий танковый ас Дмитрий Лавриненко открыл счёт своим победам, уничтожив 4 танка противника, а вся его группа суммарно подбила 15. К сожалению, данный танкист провоевал всего 2,5 месяца, но за этот короткий срок на его счету оказалось 52 уничтоженных танков противника. В Т-34-76 командир танка сам же был и наводчиком, а Лавриненко отличался небывалой меткостью, и в каждом бою выбивал по нескольку машин с крестами на бортах.
Ещё в бронетанковом училище, друзья прозвали Дмитрия Лавриненко «Снайперский глаз», он стрелял точно из всех видов оружия, а впоследствии однополчан поражала его меткость и при выстреле из пушки танка.
Детство
Дмитрий Фёдорович Лавриненко родился 14 октября 1914 года в станице Бесстрашной Краснодарского края в семье кубанского казака. Его отец Фёдор Прокофьевич в годы Гражданской войны погиб, сражаясь с белоказаками, а мать Матрёна Прокофьевна, после установления советской власти, работала председателем стансовета на хуторе Сладкий Армавирского района. Окончив школу крестьянской молодёжи, а затем и учительские курсы, Дмитрий Лавриненко работал учителем в школе в том же самом хуторе Сладкий. По его инициативе в сельской школе возникли драмкружок, струнный оркестр и спортивные секции — борьба, футбол, волейбол и лёгкая атлетика.
В 1934 году Лавриненко добровольцем вступил в ряды красной армии, где окончил Ульяновское бронетанковое училище, и после участвовал в походах на Западную Украину и в Бессарабию.
Начало Великих поражений
Великую Отечественную войну лейтенант Лавриненко встретил на Украине в должности командира танкового взвода 15-й танковой дивизии. Эта дивизия, отступая и теряя в походах материальную часть в виде сломанных танков, на начальном этапе войны не принимала участие в боевых действиях. Вышел из строя и танк Лавриненко. После команды уничтожить сломанные машины, он не отдал свой танк на смерть, а заставил буксировать его до ремонтной службы. Позже, танкистов без машин направили на переформирование в Сталинград, а 15-я танковая дивизия погибла в «уманском котле».
Получая новый танк Т-34, Лавриненко, сказал: "Ну, теперь я с Гитлером рассчитаюсь!". Его, вместе с машиной, направили служить командиром танкового взвода только что сформированной 4-ой танковой бригады под командованием полковника Михаила Ефимовича Катукова.
ЧП - Лавриненко с новым танком пропал!
В боях под Мценском бригаде Катукова удалось нанести ощутимый урон войскам Гудериана, и за это она получила почётное звание 1-й гвардейской танковой бригады. 19 октября её перебросили под Москву на Волоколамское направление. И тут случилось ЧП – экипаж Лавриненко вместе с танком пропал. Его оставили под Мценском охранять штаб. Штабисты практически сразу же отпустили Лавриненко, но тот колонну так и не догнал. Катуков и начальник политотдела старший батальонный комиссар Деревянкин, обзванивая все возможные части, не могли найти потерянный танк. Но на следующий день к штабу бригады подъехала 34-ка Лавриненко с немецким штабным автобусом на буксире.
Оказалось, что танк в дороге сломался и после его починки, экипаж пытался догнать свою колонну, но в Серпухове комендант города комбриг Фирсов задержал Лавриненко. На город шли немецкие части в количестве одного батальона, а у коменданта не было сил, чтобы задержать врага. Тогда Лавриненко устроил колонне немцев засаду. Подпустив фашистов на максимально короткую дистанцию, экипаж расстрелял колонну в упор. Уничтожив несколько грузовиков и орудий из засады, а потом танк выехал на дорогу, давя и расстреливая всё, что оказывалось на его пути. В этот момент подошли части, предназначенные для обороны Серпухова, и так же вступили в бой. Немецкий батальон практически полностью был уничтожен, и лишь, малой группе немцев удалось бежать. Экипаж Лавриненко в этом бою захватил 10 мотоциклов, 6 миномётов, противотанковую пушку и штабной автобус с документами. Комбриг Фирсов написал объяснительную записку Катукову, в которой описал причину задержки танка.
Битва за Москву
Лавриненко Дмитрий Фёдорович во время Битвы за Москву провёл 28 кровопролитных боёв. Как потом писал Катуков в своих воспоминаниях:
«С именем Лавриненко был связан каждый километр боевого пути 1-й гвардейской танковой бригады. Не было ни одного серьезного боевого дела, в котором он бы не участвовал».
Первые победы
17 ноября 1941 года группа в количестве 6-и танков под командованием старшего лейтенанта Лавриненко, помогая 1073-му полку 316-й (Панфиловской) дивизии, получила задачу отбить село Лысцево. Не доехав до цели полкилометра, наши танкисты заметили танки противника в количестве 18-ти штук. Группа Лавриненко сходу вступила в бой. В этой битве немцам удалось поджечь два наших лёгких танка БТ и повредить две тридцатьчетверки, но, потеряв 7 своих танков, они вышли из боя и отступили. 34-ка Лавриненко и лёгкий танк БТ-7 Маликова остались целыми.
Они на большой скорости ворвались в село. Оставшиеся без поддержки своих танков немецкие пехотинцы укрылись в каменных строениях, и попытались организовать сопротивление. Но эти очаги быстро были ликвидированы танкистами и подошедшими стрелками 1073 полка. Но, в этот момент, из штаба по рации сообщили, что на правом фланге дивизии немцы совершили новый прорыв. Развивая успех, они выходили в тыл стрелкам и танкам Лавриненко. Немецкая танковая колонна уже двигалась в тылу советских боевых порядков.
Нагло встал в поле и уничтожил 6 танков
Дмитрий Федорович, направил танк Маликова на охрану штаба, а сам скрытно перелесками и оврагами вывел свою тридцатьчетверку навстречу танковой колонне нацистов. Около дороги не было места, чтобы сделать засаду, поэтому Лавриненко стал ждать врага прямо в поле. Вскоре появились немцы. Когда наши танкисты подсчитали танки противника, то оказалось, что их опять 18, только теперь Лавриненко пришлось сражаться с ними в одиночку. Советский танк был выкрашен в белый цвет, поэтому на снежном покрове, немцы не сразу его заметили.
Лавриненко подпустил противника поближе, открыл огонь и за короткое время уничтожил 3 средних и 3 лёгких немецких танка, а потом ушёл от погони. Отважный гвардейский экипаж застопорил дальнейшее продвижение фашистов и помог нашим частям планомерно отойти на новые рубежи.
В ярости уничтожил семерых
Уже на следующий день, 18 ноября, когда буквально на глазах Лавриненко, нацистской миной был убит генерал Панфилов, танкист направил свою машину на прорвавшиеся к штабу танки противника. В отчаянном бою, потрясённые гибелью Панфилова танкисты, действовали не по тактическому расчету, а повинуясь инстинкту мщения. Как одержимые помчались они навстречу гитлеровским машинам. Противник, увидев идущий на таран советский танк, на какое-то мгновение растерялся, но вдруг машина остановилась в нескольких десятках метров и быстро произвела 7 выстрелов. Семь нацистских танков были уничтожены, а Лавриненко опомнился только, когда заело спусковой механизм, и он никак не мог сделать выстрел по удиравшей восьмой машине. Тогда он выскочил из танка и погнался за немецкими танкистами подожжённых им машин, которые пытались спрятаться в кустарнике, стреляя на ходу по ним из пистолета.
Но тут подъехали ещё 10 немецких танков. Лавриненко запрыгнул обратно в свой танк и в этот момент раздался взрыв. В боковой броне зияла рваная дыра. Когда дым рассеялся, водитель Бедный был мертв, а радист Шаров ранен в живот. Лавриненко и заряжающий Фёдоров вытащили его через верхний люк, но тот сразу же скончался у них на руках. В этот момент в 34-ке сдетонировал боекомплект.
Тактика Лавриненко побеждать
Лавриненко Дмитрий Фёдорович лишь раз поддался чувствам, после смерти любимого всеми генерала Панфилова, а так, он был хорошим хладнокровным тактиком. Он, если была такая возможность, внимательно изучал предстоящее поле боя, чтобы правильно выбрать направление атаки и вид последующего манёвра. Он активно использовал преимущество Т-34 перед немецкими танками в проходимости в условиях осенней распутицы. Он уверенно маневрировал на поле боя, скрываясь за складками местности, и, меняя позицию, вновь атаковал с нового направления, создавая у противника ложное впечатление о действиях сразу нескольких групп танков.
Используя так же тактику танковых засад, он иногда шёл на хитрость. Один раз, ещё в боях под Мценском, Лавриненко, замаскировав свой танк, установил на позиции брёвна, внешне походившие на стволы танковых орудий. Нацисты открыли по ложным целям огонь, а экипаж Лавриненко, подпустив врага поближе, обрушил на них губительный огонь из засады и уничтожил 9 танков, 2 орудия и около роты пехотинцев.
Но 7-го декабря 1941 года, когда уже советские войска погнали нацистов прочь от Москвы, герой погиб.
Не кланялся фашистским минам
Танковая рота гвардии старшего лейтенанта Лавриненко на рассвете ворвалась в деревню Гряды. Застигнув немцев врасплох, танкисты уничтожили гарнизон и решили атаковать село Покровское. Но фашисты подтянули к шоссе десять танков с пехотным десантом и противотанковыми орудиями. Рота Лавриненко вступила в бой и ликвидировала немецкую группу. В этом бою Дмитрий Фёдорович уничтожил свой последний 52-ой танк, два противотанковых орудия и до полусотни фашистских солдат.
Буквально через час Лавриненко вызвали в штаб, который располагался в деревне Горюны, для доклада. В этот момент, нацисты подвергли деревню миномётному обстрелу. Не обращая внимания на рвущиеся мины, Лавриненко после доклада направился к своему танку и, не дойдя до него всего несколько шагов, вдруг упал в снег. Танкисты бросились к своему командиру, но помочь ему уже ничем не смогли.
22 декабря 1941 года гвардии старший лейтенант Лаврененко Дмитрий Фёдорович был награждён орденом Ленина посмертно, а 5 мая 1990 года Героем Советского Союза посмертно.
Похоронили Дмитрия Лавриненко по всем правилам воинского ритуала неподалеку от Волоколамского шоссе, близ деревни Горюны.