Найти в Дзене
Круто об искусстве

По следам Чжан Хуаня в Эрмитаже. Часть 1. Дерево.

-2
-3

Скажу сразу, выставка "Чжан Хуань. В пепле истории" - ВОСТОРГ. И тут, к слову, уместно будет вспомнить разговор о качественном contemporary art, когда и глаз радуется, и серые клеточки активничают.

Кто такой Чжан Хуань?

Чжан Хуань (1965) - современный китайский художник, прославившийся на весь мир своими перформансами, в ходе которых он проверял свою физическую и ментальную выносливость. У него, кстати, есть степень магистра в Центральной Академии художеств.

В 2005 году, после громкого успеха на Западе, Чжан Хуань вернулся в Пекин и вновь обратился к живописи, скульптуре, арт-объектам. Именно приняв буддизм, художник переосмыслил свое искусство, он отошел от перформансов, и начал создавать работы, используя в качестве материалов вещи органического происхождения - дерево и пепел от буддийских благовоний.

САМИ МАТЕРИАЛЫ УЖЕ ТАЯТ В СЕБЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ НАБОР АЛЛЮЗИЙ И АССОЦИАЦИЙ, а главное - ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ.

-4
-5

-6
-7
-8

Первый зал, о котором и пойдет речь сегодня, демонстрирует ДЕРЕВО - настоящие двери старых китайских домов, которым 200-300 лет.

1️⃣ ЭТО НЕ ПРОСТО ДВЕРИ. Они есть СИМВОЛ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ культуры традиционной китайской семьи - ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА. ЭТО ДВЕРИ ПАМЯТИ.

2️⃣ Это ОСНОВА, на которой художник создает свои реплики, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. А именно черно-белые фотографии и резной рельеф.

Работы создавались конкретно для этой выставки - серия "Мой Зимний дворец" (2019). Это не первое обращение Хуаня к старинным дверям, оформленным фотографиями и резьбой по дереву - в 2008 году он создал серию "Двери Памяти", посвященную историческим фотографиям, используя этот же инструментарий.

В обоих случаях (но нас интересуют именно эрмитажные работы) - это ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ художника про ЭРМИТАЖ и ПРО ПАМЯТЬ. В июне 2019 года Чжан Хуань впервые приехал в Петербург, и это был не просто первый его визит в северную столицу, это был его первый визит в Россию (первым художником, которого Хуань хотел увидеть, был Рембрандт, глубоко им любимый еще со времен студенчества).

-9
-10
-11
-12

3️⃣ Дверь - это всегда ВХОД и ВЫХОД, или, если хотите, ПОРТАЛ в другое измерение.

Выход из нашей ЕВРОПЕЙСКОЙ действительности (со всеми установками, мифами, религиями и далее по списку), вход в другой мир, увиденный глазами Чжан Хуаня, КИТАЙСКОГО художника (со всеми вытекающими ассоциациями).

Ибо восточная культура для европейца - это всегда другое измерение.

❗И тут начинается самое интересное. Перед нами художник, который долгое время жил за пределами Китая, а значит европейская культура оставила на нем неизгладимый отпечаток.

-13
-14
-15

Поэтому Чжан Хуань СМЕШИВАЕТ ТРАДИЦИИ, РЕЛИГИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВО, ПОЛИТИКУ (но не в этом зале).

Черно-белые фотографии "Мадонны Литты" Леонардо, "Лютниста" Караваджо, "Дамы в голубом" Гейнсборо, "Флоры" Рембрандта, "Танкреда и Эрминии" Пуссена, "Рыбной лавки" Снейдерса и других шедевров Эрмитажа, вырезанные на дереве техникой, существующей в Китае более 2000 лет (древняя техника дунъянской резьбы) - это ВСТРЕЧА ВОСТОКА И ЗАПАДА.

-16
-17
-18
-19
-20
-21

И даже больше - это про неразделимую связь культур и про непреодолимую стену между этими культурами.

Но, несмотря на разодранность образов, посыл Хуаня про любовь (в самом высоком смысле этого слова) - проплешены "европейской" части заполняются "восточной" резьбой, они как бы взаимодополняют друг друга и один без второго невозможен.

Но это слияние происходит не только в контексте материала, техники, предмета, но и в ИНТЕРПРЕТАЦИИ самих сюжетов - авторской интерпретации. Так, например, за спиной Мадонны Литты классический итальянский пейзаж приобретает китайские черты - мотив традиционных китайских облачков, а некоторые цветки на голове Саскии имеют поразительное сходство с не менее традиционным для Китая мотивом лотоса. На самом деле таких моментов очень много, если внимательно рассматривать двери Хуаня (а благо там есть что рассматривать), можно найти большое количество таких отсылок.

-22
-23
-24
-25
-26
-27

Выставка называется" В пепле истории" - и в самом названии кроется еще одна, необходимая нам, зацепка.

Изодранные, сожженые, попорченные временем ОБРЫВКИ черно-белых шедевров ВОССТАЮТ ИЗ "ПЕПЛА" В ДЕРЕВЕ.

❗Но, что важно ➡️ эти работы не столько проза, сколько МИСТИКА. Ибо здесь ярко и в высшей степени эстетично, не побоюсь этого слова - красиво, продемонстрированно БУДДИЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.

И уже совсем не европейский memento mori (помни о смерти),

❗а восточный момент РЕИНКАРНАЦИИ - ПЕРЕРОЖДЕНИЯ. То есть про бессмертие.

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35

В экспозиции есть две двери, которые на первый взгляд совсем не связаны с Эрмитажем. Первая - это реплика картины Брюллова "Последний день Помпеи", вторая - демонстрирует старую фотографию, которая была сделана в 1908 году: на ней изображен известный исследователь восточных языков, ориенталист Поль Пилье.

Почему?

В Эрмитаже хранится небольшое количество древних свитков Хуаня, найденный Полем Пилье в одном из храмовых комплексов, находящихся на Шелковом пути в пустыне Гоби, в пещере Тысячи Будд Пилье (обнаружил большую библиотеку древних восточных рукописей). Это очень важно для Чжан Хуаня - художника восточного, художника буддиста, художника СОХРАНЯЮЩЕГО СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ (для России - это важно тем, что открытие Пилье внесло существенный вклад в востоковеденье). Эта фотография очень показательный момент в истории развития взаимоотношений России и Китая.

И это тоже про ПАМЯТЬ.

На счет Брюллова - как это ни странно, но картина некоторое время экспонировалась в Эрмитаже. Так что это тоже эрмитажная ПАМЯТЬ, эрмитажная ИСТОРИЯ.

-36
-37
-38