Скажу сразу, выставка "Чжан Хуань. В пепле истории" - ВОСТОРГ. И тут, к слову, уместно будет вспомнить разговор о качественном contemporary art, когда и глаз радуется, и серые клеточки активничают.
Кто такой Чжан Хуань?
Чжан Хуань (1965) - современный китайский художник, прославившийся на весь мир своими перформансами, в ходе которых он проверял свою физическую и ментальную выносливость. У него, кстати, есть степень магистра в Центральной Академии художеств.
В 2005 году, после громкого успеха на Западе, Чжан Хуань вернулся в Пекин и вновь обратился к живописи, скульптуре, арт-объектам. Именно приняв буддизм, художник переосмыслил свое искусство, он отошел от перформансов, и начал создавать работы, используя в качестве материалов вещи органического происхождения - дерево и пепел от буддийских благовоний.
САМИ МАТЕРИАЛЫ УЖЕ ТАЯТ В СЕБЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ НАБОР АЛЛЮЗИЙ И АССОЦИАЦИЙ, а главное - ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ.
Первый зал, о котором и пойдет речь сегодня, демонстрирует ДЕРЕВО - настоящие двери старых китайских домов, которым 200-300 лет.
1️⃣ ЭТО НЕ ПРОСТО ДВЕРИ. Они есть СИМВОЛ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ культуры традиционной китайской семьи - ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА. ЭТО ДВЕРИ ПАМЯТИ.
2️⃣ Это ОСНОВА, на которой художник создает свои реплики, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. А именно черно-белые фотографии и резной рельеф.
Работы создавались конкретно для этой выставки - серия "Мой Зимний дворец" (2019). Это не первое обращение Хуаня к старинным дверям, оформленным фотографиями и резьбой по дереву - в 2008 году он создал серию "Двери Памяти", посвященную историческим фотографиям, используя этот же инструментарий.
В обоих случаях (но нас интересуют именно эрмитажные работы) - это ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ художника про ЭРМИТАЖ и ПРО ПАМЯТЬ. В июне 2019 года Чжан Хуань впервые приехал в Петербург, и это был не просто первый его визит в северную столицу, это был его первый визит в Россию (первым художником, которого Хуань хотел увидеть, был Рембрандт, глубоко им любимый еще со времен студенчества).
3️⃣ Дверь - это всегда ВХОД и ВЫХОД, или, если хотите, ПОРТАЛ в другое измерение.
Выход из нашей ЕВРОПЕЙСКОЙ действительности (со всеми установками, мифами, религиями и далее по списку), вход в другой мир, увиденный глазами Чжан Хуаня, КИТАЙСКОГО художника (со всеми вытекающими ассоциациями).
Ибо восточная культура для европейца - это всегда другое измерение.
❗И тут начинается самое интересное. Перед нами художник, который долгое время жил за пределами Китая, а значит европейская культура оставила на нем неизгладимый отпечаток.
Поэтому Чжан Хуань СМЕШИВАЕТ ТРАДИЦИИ, РЕЛИГИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВО, ПОЛИТИКУ (но не в этом зале).
Черно-белые фотографии "Мадонны Литты" Леонардо, "Лютниста" Караваджо, "Дамы в голубом" Гейнсборо, "Флоры" Рембрандта, "Танкреда и Эрминии" Пуссена, "Рыбной лавки" Снейдерса и других шедевров Эрмитажа, вырезанные на дереве техникой, существующей в Китае более 2000 лет (древняя техника дунъянской резьбы) - это ВСТРЕЧА ВОСТОКА И ЗАПАДА.
И даже больше - это про неразделимую связь культур и про непреодолимую стену между этими культурами.
Но, несмотря на разодранность образов, посыл Хуаня про любовь (в самом высоком смысле этого слова) - проплешены "европейской" части заполняются "восточной" резьбой, они как бы взаимодополняют друг друга и один без второго невозможен.
Но это слияние происходит не только в контексте материала, техники, предмета, но и в ИНТЕРПРЕТАЦИИ самих сюжетов - авторской интерпретации. Так, например, за спиной Мадонны Литты классический итальянский пейзаж приобретает китайские черты - мотив традиционных китайских облачков, а некоторые цветки на голове Саскии имеют поразительное сходство с не менее традиционным для Китая мотивом лотоса. На самом деле таких моментов очень много, если внимательно рассматривать двери Хуаня (а благо там есть что рассматривать), можно найти большое количество таких отсылок.
Выставка называется" В пепле истории" - и в самом названии кроется еще одна, необходимая нам, зацепка.
Изодранные, сожженые, попорченные временем ОБРЫВКИ черно-белых шедевров ВОССТАЮТ ИЗ "ПЕПЛА" В ДЕРЕВЕ.
❗Но, что важно ➡️ эти работы не столько проза, сколько МИСТИКА. Ибо здесь ярко и в высшей степени эстетично, не побоюсь этого слова - красиво, продемонстрированно БУДДИЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.
И уже совсем не европейский memento mori (помни о смерти),
❗а восточный момент РЕИНКАРНАЦИИ - ПЕРЕРОЖДЕНИЯ. То есть про бессмертие.
В экспозиции есть две двери, которые на первый взгляд совсем не связаны с Эрмитажем. Первая - это реплика картины Брюллова "Последний день Помпеи", вторая - демонстрирует старую фотографию, которая была сделана в 1908 году: на ней изображен известный исследователь восточных языков, ориенталист Поль Пилье.
Почему?
В Эрмитаже хранится небольшое количество древних свитков Хуаня, найденный Полем Пилье в одном из храмовых комплексов, находящихся на Шелковом пути в пустыне Гоби, в пещере Тысячи Будд Пилье (обнаружил большую библиотеку древних восточных рукописей). Это очень важно для Чжан Хуаня - художника восточного, художника буддиста, художника СОХРАНЯЮЩЕГО СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ (для России - это важно тем, что открытие Пилье внесло существенный вклад в востоковеденье). Эта фотография очень показательный момент в истории развития взаимоотношений России и Китая.
И это тоже про ПАМЯТЬ.
На счет Брюллова - как это ни странно, но картина некоторое время экспонировалась в Эрмитаже. Так что это тоже эрмитажная ПАМЯТЬ, эрмитажная ИСТОРИЯ.