5,3K подписчиков

1941-й год и наши заблуждения. Танки Красной Армии. Количество и качество.

11K прочитали

Определяющим* фактором, в рамках Приграничного сражения, было отсутствие у Красной Армии проведённых мобилизации и развёртывания войск.

  • наиболее значимым и масштабным по своему влиянию на ход событий — но не единственным или главным
  • этому вопросу на канале посвящена отдельная статья:
  • Как началась война. 1941-й год и наши заблуждения. Мобилизация и развёртывание.

Однако, многих любителей военной истории и просто неравнодушных к прошлому своей страны людей волнуют вопросы о танках Красной Армии.

И советская, и антисоветская пропаганда, не считая различных «течений», начиная со времён Холодной войны и до нынешних дней, подчёркивает огромное число и (не)совершенство советских танков как мерило мощи Красной Армии, советского военно-промышленного комплекса или направленности военной доктрины СССР. Зачастую, исключительно танками определяется сила противоборствующих сторон, а потерями танков военные успехи и неудачи.

Почему такой подход стал популярным — это, как раз, понятно. Он даёт возможность делать выводы быстро и просто, основываясь на минимуме фактической информации.

Достоверность редко «дружит» с быстрыми и простыми выводами, и этот подход породил невероятное множество заблуждений. Врядли их все удастся разобрать в рамках одной статьи, поэтому начнём с основ.

Сколько было танков в составе Красной Армии? Особенности учёта.

Согласно «статистическому сборнику №1» в составе Красной Армии на 22-е июня 1941-го числилось: 23.106 танков, из них исправных: 18.691 единиц.

В докладе начальника ГАБТУ (главного автобронетанкового управления) Я.Н. Федоренко от 1-го июня 1941-го года, подготовленном для военного совета Красной Армии, указано общее число танков: 23.268, из них исправно: 18.820. В составе механизированных корпусов: 16.555 танков из 31.574 положенных по штатам.

В литературе и публицистике встречаются и более впечатляющие числа, на основании докладов того же Федоренко о всей гусеничной бронетанковой технике на балансе ГАБТУ или данных «статсборника №1», также, по всем типам гусеничной бронетанковой техники, равных 25.932 единицам. Данные «статсборника №1» включают также гусеничные машины, которые не считались танками:

  • танкетки: 2558 ед, из которых 1134 исправно:
современная реплика танкетки Т-27. Машина очень маленькая, её английский предок - танкетка карден-ллойд - не имела даже крыши.
современная реплика танкетки Т-27. Машина очень маленькая, её английский предок - танкетка карден-ллойд - не имела даже крыши.

И составители «статсборника №1», и ГАБТУ в июне 1941-го года не включали танкетки в состав танковых войск, потому что они в 1941-м году в качестве боевых машин уже не рассматривались: часть была переделана в малые тягачи, часть работала в войсках, военных училищах и даже учреждениях Осоавиахим «партами» - учебными машинами, большая часть была неисправна.

В таком пренебрежении танкетками Советский Союз не был уникален, выпускавшая «юниверсал кэрриер» (Bren Gun Carrier) всю войну Великобритания не учитывала их как танки, взявшая трофеями многочисленные французские танкетки Германия также не ставила их на учёт танковых войск, как до того и сама Франция.

  • тягачи на шасси Т-26: 211 ед, из которых 140 исправно:
фото - М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка."
фото - М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка."

Т-26Т или ТР-26 — тягачи на шасси Т-26 не были аналогами БРЭМ (боевая ремонтно-эвакуационная машина), не все из них имели даже полное бронирование, часть машин выпущена с откидным брезентовым верхом, но, главное, они не были способны на буксировку танков (максимальная масса буксировки - 7 тонн для колёсного прицепа по сухому дорожному покрытию) и не имели достаточно большого грузового отсека под боеприпасы или расчёт, например, буксируемого орудия, что сводило все их возможности к роли частично бронированного трактора.

Собственно, название ТР-26 так и расшифровывается - трактор.

  • сапёрные машины на шасси Т-26: 57 ед, из которых исправно 12 штук:
фото - М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка."
фото - М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка."

Сапёрными машинами - мостоукладчиками СТ-26 нескольких модификаций — просто пренебрегают при подсчётах, их мало и они показали очень быстрый технический износ «сапёрной» части и даже формально исправные машины (см ниже), врядли были исправны фактически.

Исправные и неисправные танки —это термины, которые часто используются при описании количества танков в начале или накануне Великой Отечественной Войны.

Когда речь идёт об исправных танках Красной Армии, можно предположить, вполне логично, что они, действительно, исправные, а неисправные стоят в ангарах или на площадке рембазы своей части. И ведь в других странах тоже были танки требующие текущего ремонта, даже в Вермахте накануне вторжения в СССР.

Однако, это не так.

«Исправные» и «неисправные» - это категории введённые составителями «статсборника №1» как упрощение системы учёта Красной Армии в рамках которой существовало четыре категории* учёта бронетанковой техники.

  • на самом деле, было пять категорий учёта, но «негодных» танков в СССР не было, совсем:
...В этих документах количественный и качественный учет всего военного имущества осуществлялся в соответствии с приказами НКО СССР № 12-16 от 10 января 1940 г., вводившими в действие с 1 апреля 1940 года «Наставление по учету и отчетности в Красной Армии».
Данным наставлением предусматривалось, что все имущество по своему качественному состоянию разделяется на следующие категории:
1-я – новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.
2-я – бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. К этой категории относится также и имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).
3-я – требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
4-я – требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах промышленности (капитальный ремонт).
5-я – негодное.
...
Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 г.)

И в первой, и во второй категориях могли быть танки требующие текущего ремонта, запчастей, доводки или исправлений и потому выведенные из эксплуатации, но остававшиеся в расположении той части, где их поставили на баланс. Однако, эти машины в современной военно-исторической литературе и исследованиях также считаются «исправными».

Третья и четвёртая категория — это техника изъятая или планируемая к изъятию, для ремонта, из частей, формально, могла продолжать числиться в их составе, но, фактически, находиться либо в окружных (военного округа) мастерских, либо на заводе. Эти машины - «неисправны».

Четвёртая категория могла включать не просто требующие капремонта машины, а разобранные до корпуса, ради запчастей, поскольку промышленность СССР не сохраняла выпуск запчастей к снимаемой с конвейера технике, да и в целом, наращивая выпуск танков или автомобилей, не выделяла должных мощностей под выпуск запчастей к ним, не удовлетворяя даже текущих заказов армии.

Некоторые «неисправности» ржавели на площадках заводов до списания, без реальной возможности вернуть их в войска:

Уланов, Шеин: "Порядок в танковых войсках". Цитата - акт комиссии ГАБТУ КА от 25-го апреля 1941-го года, Ленинград.
Уланов, Шеин: "Порядок в танковых войсках". Цитата - акт комиссии ГАБТУ КА от 25-го апреля 1941-го года, Ленинград.

Теперь, зная особенности учёта, ответим на ещё один вопрос — сколько же танков имела Красная Армия в первые дни войны в приграничных военных округах:

  • В западных приграничных военных округах, включая Ленинградский (1543 исправных танка), согласно «статистическому сборнику №1» на 22-е июня 1941-го года числилось 12.683 танка, из которых исправно: 10.508 танков.

Техническое состояние танкового парка РККА.

Проблема оценки технического состояния танкового парка Красной Армии зачастую упирается в попытки сопоставить сроки службы танков с их состоянием.

  • танковый парк РККА действительно старше, чем, например, танковый парк Вермахта, но даже возраст машин первых серий не превышал десяти лет

Однако, здесь есть нюанс. Как говорилось выше, в СССР не было "негодных" танков. Списание танковой техники в Красной Армии производилось крайне редко, что, накладываясь на проблемы с заводским ремонтом и запасными частями, вело к значительной доле изношенных и неисправных, фактически, машин в составе армии.

Специалисты и руководство главного автобронетанкового управления вполне осознавали проблему, но подходили к её решению по меркам мирного времени, занимаясь согласованием планов с руководством Наркомата среднего машиностроения (НКСМ), которое пыталось убедить руководство отдельных заводов в необходимости производить ремонт и обслуживание техники*, сохранять выпуск запчастей или организовывать его.

  • если кто задавался вопросом, почему в Советском Союзе почти не занимались экранировкой - усилением броневой защиты танков перед войной, то, во многом, из-за пренебрежения заводами подобной "внеплановой" деятельностью
М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка"
М.Коломиец "Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка"

Со снятием в 1940-м и 1941-м годах с производства сразу нескольких типов танков положение с производством запчастей ещё более ухудшилось:

В 1940 — 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков «KB», Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.
...
На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЙ АРМИИ
[да, это в одном докладе]

Особенно плохим было положение с выпуском двигателей В-2, двигателей для неприкосновенного запаса и ремонтных заводов было выпущено только около 20% от заказа, запчасти для выпущенных двигателей производились также в недостаточном объёме.

Не только новые Т-34, но и БТ-7М (те самые "автострадные агрессоры" с дизельным двигателем), из-за такой политики, часто оказывались небоеспособны, а ресурс нового дизеля В-2 стал критической величиной.

БТ-7 с дизельным двигателем получил наименование БТ-7М, опытные машины - БТ-8. фото - "Танки БТ" из серии "Танковая коллекция"
БТ-7 с дизельным двигателем получил наименование БТ-7М, опытные машины - БТ-8. фото - "Танки БТ" из серии "Танковая коллекция"

В планах ГАБТУ было строительство ремонтных заводов и создание передвижных мастерских, которые требовались танковым и моторизованным соединениям нового образца, поскольку и от них требовалась гораздо большая подвижность, но до начала войны они не были реализованы.

Как итог, передвижные мастерские и ремонтные отряды в июле 1941-го года создавались в экстренном порядке.

Основные типы танков.

Классификация танков Красной Армии на протяжении 1930-х годов неоднократно менялась. Накануне войны действовали классификации по массе танков (тяжёлые, средние, лёгкие) и по назначению (оперативные, общевойсковые, специальные, разведывательные), но, практически, классификация по назначению сменялась прямым указанием марок машин, как, например, в мобилизационном плане МП-41.

Количество танков по типам и классам в составе Красной Армии к 22-му июня 1941-го года:

  • Тяжёлые:
  • КВ-1 - "с малой башней" - 370 штук
  • КВ-2 - "с большой башней" - 134 штуки
  • Т-35 - 59 единиц, 48 исправных
  • Средние:
  • Т-34 - 892 машины.
  • Т-28 - 481 танк, 292 исправных. Дополнительное бронирование получили 114 танков.
  • Лёгкие:
  • Т-26 - 10.000 танков, из которых 8747 общевойсковых и 1253 специальных. Двухбашенных Т-26 - 1261 штука. Получили дополнительное бронирование - 89 машин. Исправно из общего числа Т-26 - 8423 танка.
  • БТ - 7552 танка, из которых БТ-7 - 5266 танков (БТ-7М - 702 танка, БТ-8 - 2 танка), БТ-5 - 1689 танков, БТ-2 - 594 танка. БТ переделанных в специальные - 15 танков, остальные - оперативные. Исправных БТ - 6171 танк.
  • Т-40 - 132 танка, исправно - 121 танк. Все - разведывательные.
  • Т-37 и Т-38 - 3460 танков, из них исправно - 2216 танков. 10 специальных танков, остальные - разведывательные.
Танк Т-28. фото - М.Коломиец "Советский средний танк Т-28"
Танк Т-28. фото - М.Коломиец "Советский средний танк Т-28"

Разведывательные танки - малые (от 3 до 5 тонн) плавающие танки, Т-37 и Т-38 можно назвать скорее танкетками с башней - по массе они поздним танкеткам и соответствуют. Предназначались для комплектования разведывательных подразделений, в том числе, стрелковых дивизий и танковых полков кавалерийских дивизий, к 1941-му сменялись в кавалерии и в механизированных соединениях на БТ.

Специальные танки - огнемётные и химические танки, телетанки (с дистанционным управлением и командные).

Оперативные и общевойсковые - БТ и Т-26, соответственно, хотя с расформированием танковых бригад такая классификация потеряла смысл.

Хотя, формально, такой классификации не было, обратим внимание и на броневую защиту танков:

  • противоснарядное бронирование имели новые танки Т-34 и КВ
  • экранированы, до противоснарядного бронирования, 89 танков Т-26 и 114 танков Т-28
  • Т-35 имеет частичное противоснарядное бронирование - только верхний лобовой лист корпуса

Распределение танков в войсках.

В составе мехкорпусов, в планах военных, при создании танковых войск нового образца, был заложен значительный дефицит техники, который частично покрывался за счёт устаревших танков, но и с ними многие механизированные корпуса пришлось комплектовать как соединения сокращённого состава, причём, в две очереди:

Е.Дриг "Механизированные корпуса РККА в бою". Таблица укомплектования МК техникой в планах на 1941-й год. По 17-му МК, вероятно, опечатка - на 22-е июня в корпусе было только 64 танка.
Е.Дриг "Механизированные корпуса РККА в бою". Таблица укомплектования МК техникой в планах на 1941-й год. По 17-му МК, вероятно, опечатка - на 22-е июня в корпусе было только 64 танка.

"Заглушкой" для отсутствующих в нужном количестве Т-34 (не хватало ещё 10 тыс штук до мобплана), в войсках должны были работать Т-26, хотя ни Т-34 не считался общевойсковым, ни Т-26 средним.

По состоянию на июнь 1941-го года:

Танковые дивизии механизированного корпуса должны были получать, штатно*: КВ и Т-35 (в батальонах тяжёлых танков), Т-34, Т-26 и огнемётные танки на шасси Т-26, а моторизованные дивизии и мотоциклетные полки комплектоваться БТ.

В танковых полках кавалерии основным танком стал БТ.

Стрелковые дивизии в танковых батальонах должны были иметь лёгкие разведывательные танки.

  • Практически, с формированием новых танковых соединений, многое зависело от "доноров" на базе которых создавались новые соединения, от наличия у них техники.
Т-35. фото - М.Коломиец "Советский тяжёлый танк Т-35"
Т-35. фото - М.Коломиец "Советский тяжёлый танк Т-35"

Географически, большая часть средних и тяжёлых танков были распределены в западные приграничные округа.

Сравнения и итоги.

Самым частым и, одновременно, самым странным из задаваемых вопросов, в среде любителей военной истории, можно назвать вопрос:

зачем СССР столько танков?

Почему он странный? СССР не имел какого-то сверхколичества танков, ежегодное производство в 1930-х годах составляло две - две с половиной тысячи танков, только к 1939-му достигнув, округлённо, трёх тысяч машин в год:

"1941-й. Уроки и выводы"
"1941-й. Уроки и выводы"

Что сравнимо с производством танков за один-два месяца в СССР, США и даже в Германии в последние годы войны.

США за 1941-й год, вступив в войну только в декабре того же года, произвели для себя и по ленд-лизовским заказам 3933 танка.

Продолжая пример, Великобритания в 1940-го году произвела 1382 танка, в 1941-м уже 4851 танк, причём в номенклатуре производства нет аналогов Т-60 - самые лёгкие крейсерские Mk.II весили 13 тонн, а выпуск бронетранспортёров на шасси танкеток - "юниверсал кэрриер*" - достигал величин от 5 тыс в том же 1940-м году, до 10 тыс в год в 1941-1945-м годах.

  • юниверсал кэрриер - те же три тонны и пулемёт (иногда, миномёт или ПТР), что и у Т-37, но без башни - самая массовая гусеничная боевая машина Второй Мировой.

Ничего "сверх", таким образом, советская промышленность перед войной не выдавала, кроме нежелания списывать устаревшие машины и соотносить выпуск техники с выпуском запчастей и обслуживанием.

Скорее, уместно задать вопрос, а где была и что делала промышленность Великобритании и Франции?