Найти в Дзене
Путь и текст

Славянские амазонки и "Девичьи войны"

Оглавление

Знаменитая "Девичья война" чешских хроник - закономерное продолжение древних славянских преданий о своих первых правительницах. Христианские хронисты оставившие сообщения о "женской войне" в Богемии (Чехии) видимо хотели данным сюжетом как-то осмыслить становление патриархальной культуры у славянских племен. Нужно думать, что процесс это был весьма болезненным. И можно предположить, что связан он был с распространением христианства в Восточной Европе. Тюркская знать авар и булгар активно принимала христианство уже с VII века - хан Кубрат принял крещение еще в 619 году, аварский каган Теодор (Федор) в 805 г. Соответственно, языческие представления о власти женщин постепенно исчезали. Хотя в народной памяти славян первыми христианство принимали опять же именно женщины правительницы - св. Людмила в Чехии и св. Ольга на Руси.

Козьма Пражский «Чешская хроника»
В то время девушки этой страны достигали зрелости быстро: подобно амазонкам, они жаждали военного оружия и избирали себе предводительниц; они занимались военным делом так же, как и молодые люди, и охотились в лесах, как мужчины; и поэтому не мужчины избирали себе девушек в жены, а сами девушки, когда желали, выбирали себе мужей и, подобно скифскому племени, плавкам (половцам) или печенегам, они не знали различии между мужской и женской одеждой. Смелость женщин возросла настолько, что на одной скале, недалеко от названного града, они воздвигли себе град, защитой которому служила природа, и дали этому граду название Девин, от слова «дева»

Ян Длугош «История Польши»
Хотя через семь лет правления Пржемысла, после того как Либуша была похищена смертью, женщины во главе с девой Валастой, обретя обычаи и нравы амазонок, несколько лет громя в битвах мужчин и рассеивая их войска, были побеждены и разбиты Пржемыслом скорее коварством и хитростью, нежели силой.

"Девичья война", картина Йосефа Матхаусера (1907 год)
"Девичья война", картина Йосефа Матхаусера (1907 год)

Сама вероятность женской воинственности всегда ставилась под сомнение историками. Но думается, без особых на то оснований, ибо свидетельств о женщинах воительницах сохранилось очень много. Это и упоминания в текстах письменных источников, и археологические свидетельства (женские погребения с оружием).

Как правило, все эти свидетельства относились к истории кочевых народов. Но тут важно помнить, что становление славянской культуры происходило при теснейшем взаимодействии с кочевниками, прежде всего тюркоязычными. Именно гунны, булгары, авары формировали самую раннюю славянскую элиту. Соответственно, высокий статус женщин у тюркоязычных народов мог усваиваться и ранними славянами, также как женская воинственность. В связи с чем, первыми правителями славян в регионе сложения их самых ранних государств (в Чехии, Моравии, а также в Польше) по средневековым хроникам были женщины - княжна Либуше в Чехии, княжна Ванда в Польше. Сюда же можно добавить княгиню Ольгу на Руси.

-3

Приск Паннийский в его рассказе о посольстве к гуннам в середине V в. писал о неких «скифах», под которыми судя по славянским глоссам (медос, страва) и географии, могли подразумеваться славяне. Автор отмечал, что в стране гуннов (речь шла о землях рядом с Дунаем) правителями могли быть женщины.

Приск Паннийский
Правившая в селении женщина — она оказалась одной из жен Бледы (вождя гуннов) — послала нам пищу и красивых женщин для соития. Это по-скифски знак уважения.

Об участии славянок в военных действиях писали многие византийские авторы. Патриарх Никифор (758 – 828 гг.) упоминал, что при осаде Константинополя аварским войском в 626 г. среди погибших славян были обнаружены и женщины, участвовавшие в атаке на город с моря на челнах однодеревках.

«Бревиарий» патриарха Никифора
Увидев этот сигнал, славы вышли из реки, называемой Барбисс, и направились к Городу. Но корабли ромеев вышли им навстречу, окружили их и сразу же уничтожили. От пролитой крови море стало багряным. Среди тел погибших были обнаружены и женщины-славинки

Тот же сюжет мы видим у Иоанна Скилицы в рассказе о битве под Доростолом с войском Святослава Киевского. Иногда делаются предположения, что убитые женщины в войске Святослава были болгарками, так как для тюркских народов женщины
воительницы более характерны. Но учитывая рассказ Никифора об участии именно славянок в атаке на лодках для таких предположений особых оснований нет.

Иоанн Скилица
Снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мёртвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев».

-4

Рассказы о славянских воительницах сохранились у Саксона Грамматика и скандинавских сагах. В них упоминалась воительница Висна (Весна, Висма) принимавшая участие в знаменитой битве при Бровалле вместе со своим славянским (вендским) отрядом.

Сага о датских и шведских конунгах
Воительницу Висму сопровождало большое войско вендов. Их легко было отличить: у них были длинные мечи и небольшие круглые щиты, а длинных щитов, как у других, у них не было.

Саксон Грамматик
Висна, женщина сурового склада и весьма опытная в ратном деле, была предводительницей славянского войска, а Барри и Гнизли считались её лучшими воинами. Все люди из её войска прикрывали свои тела небольшими щитами. У них были длинные мечи и щиты цвета неба, которые они в бою либо закидывали на спину, либо отдавали тем, кто носил их поклажу, после чего сами, не имея спереди никакой защиты, с открытым для [неприятельских] ударов телом, обнажив мечи, предавались битве. Самыми прославленными из них были Толькар и Ими; после них [наиболее] знаменитыми [воинами] считались Токи из страны Йомс и Отрит по прозвищу Юный.

Читайте также:

Матерь Лада - главное божество славянского мира

Священные горы славян

Почему древними Славянами правили женщины?