Статьи
7 прочтений · 6 дней назад
Йени Джами — мечеть цариц-матерей в Стамбуле
Моя любимая мечеть в Стамбуле это Йени-Джами или Новая мечеть в районе Эминеню. Площадь перед этой мечетью наверно самое суматошное место в Старом городе — это крупнейший транспортный узел, сюда приплывают корабли снующие по Босфору, здесь перекрещиваются сразу две ветки стамбульских трамваев, отсюда уходят десятки автобусов, железнодорожный вокзал Сиркеджи тоже находится рядом. В Эминеню начинается район рынков и магазинов. Если нужно поменять валюту, то это тоже удобнее сделать именно тут. Мне всегда нравилось останавливаться недалеко от Эминеню...
19 прочтений · 1 месяц назад
Мара — богиня всадница Северной Европы
Рудименты культа богини всадницы прослеживаются в сказаниях всех народов Северной Европы. Этот образ имел устойчивое имя — ее звали Марой, Мареной, Марзаной и т.д. Основа этого имена — мар- этимологически связывается с обозначением лошади в индоевропейских языках, а также со страхами, ужасам и кошмарами, в последнем основа мар- (от фр. cauchemar) тоже присутствует. Слово «кобыла» (mare) в английском языке восходит к протогерманскому *marhijo (кобыла) и *marhaz (конь), а они к протоиндоевроп...
102 прочтения · 5 месяцев назад
Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии
Для земледельческих цивилизаций этот символ был самым важным. Ибо он обозначал саму основу их хозяйства. Советский академик Б.А. Рыбаков называл его символом «засеянного поля» и «ромбо-точечной композицией». Так как эти определения Рыбакова прижились, я буду их использовать в этой статье. Хотя мои наблюдения показали, что трактовка символа богини может быть несколько иной. Тем более достоверно неизвестно, что обозначали эти знаки. Другие специалисты, исследовавшие древнюю символику плодородия, также не сильно продвинулись при изучении данного вопроса...
56 прочтений · 9 месяцев назад
Средиземье. Где оно находилось?
Как известно Дж. Р. Р. Толкин был известным филологом, в частности он перевел знаменитую поэму «Беовульф». Его исторические познания тоже были несомненно обширными. Толкин часто признавался в том, что черпал вдохновение для своих книг в древней литературе. Идею Королевства гномов Эребор (Одинокая гора, Королевство под Горой) Толкин несомненно заимствовал в Каппадокии. По Толкину, под горой Эребор гномы построили свои подземные города. Точно также как жители Каппадокии создавали многочисленные скальные и подземные строения вокруг вулкана Эрджияс - самого высокого в Анатолии...
66 прочтений · 10 месяцев назад
Мегалиты Запорожья. Старые фото гробниц из некрополя Кичкас
Многие мегалитические гробницы в Поднепровье сейчас можно увидеть только на фото, ибо после строительства Днепрогэса районы прилегающие к Днепру были затоплены в 1930-х годах. Именно вдоль реки располагались мегалитические некрополи, в частности в местечке Кичкас (ныне город Запорожье). В результате создания Днепровского водохранилища значительная часть берега ушла под воду. Некрополь Кичкаса был раскопан экспедицией Д. И. Яворницкого в 1928 году. К сожалению, гробницы были плохо изучены. Предполагается, что они относились ко второй половине бронзового века — II тыс...
86 прочтений · 10 месяцев назад
Страшное Черное море. Что древние греки о нем знали?
Самое раннее название Черного моря — Аксания от др.-ир. *ахšаēnа- "темный" уже носило негативные коннотации. Ибо в религии иранского зороастризма «темным» считался север, поэтому северное море, жившие при ахеменидах в Малой Азии иранцы, назвали именно «темным», «черным». Зороастрийцы считали большим грехом молиться стоя лицом к северу, и священные огни в храмах у них всегда располагались только с южной стороны. Греки с глубокой древности считали Черное море частью Океана, который окружает весь мир...
85 прочтений · 11 месяцев назад
Древняя богиня Москвы. Что о ней известно?
Археологические раскопки в Московской области показали, что для раннего периода заселения этой территории были характерны только женские антропоморфные образы. Мужские изображения здесь практически неизвестны. Основная масса женских фигурок относится к позднему периоду дьяковской археологической культуры, II-VI веков. В это время местное финское население подверглось смешению с балтскими народами, которые сформировали балтскую мощинскую культуру к юго-западу от Москвы. Здесь нужно заметить, что племена...
42 прочтения · 12 месяцев назад
Славянская богиня Леля и ее воинство
Старая легенда гласит, что в средние века, когда турки проникли в деревню Горьяни в Хорватии и захватили в плен всех мужчин в деревне, их женщины оделись в пестрые одежды, надели на головы мужские шляпы, украшенные цветами, и взяли серпы и косы (вариант, сабли) в руки. Одетые таким образом, они пошли к турецкому лагерю. Турки подумали, что пришли призраки (мертвецы), испугались и убежали. Так горьянские женщины освободили своих мужей, отцов и братьев. Этих женщин называли Леля (Леле, Лельо, хорв...
108 прочтений · 1 год назад
Велес. Существовал ли такой бог у славян?
Видимо нужно согласиться с исследователями, которые разделяли имена Волос и Велес. И признать, что такого божества как "Велес" на Руси никогда не существовало. Волос в "Повести временных лет" - это несомненно или христианский святой Власий, покровитель скота, или некий языческий бог, появившийся на его основе. Так как всякое упоминание Волоса в древнерусской литературе присутствует в устойчивом сочетании "Волос - скотий бог". Отдельно от него божество Волос не упоминается. Имя Велес появилось лишь позднее, и обозначало библейского Бела (Ваала) - Белес...
152 прочтения · 1 год назад
Фото неолитических артефактов из археологического музея в Софии (Болгария). А неолит на территории Болгарии был знатный - практически не уступающий Чатал Хююку в Турции. Тем более его творцами были в том числе и выходцы из Малой Азии (скорее всего индоевропейские). Как известно, продвижение племен из Анатолии и вообще Ближнего Востока в Европу создало предпосылки для феномена "неолитической революции" - перехода местных жителей от собирательства к земледелию и скотоводству. Ибо именно пришельцы с Ближнего Востока и создали все европейское сельское хозяйство. Ниже, сосуды в форме керамической головы с юга Болгарии (с. Капитан Андреево) возрастом в 7 тыс. лет (5200 - 4850 лет до н.э.) Предполагается, что подобные изображения происходили из древнейшего храма Богини Матери, который существовал с 6 тыс. до н.э. до 2 тыс. до н.э. Возможно это голова самой Богини. Интересно схематическое изображение слез под глазами. Исходя из облика других неолитических фигур, можно предположить, что эти слезы могут подразумевать татуировки на лице. Также мы видим изображения крестов - важного символа Богини Матери. Так как перед нами сосуды для жидкостей, скорее всего воды, то нужно подозревать "водную" природу этого божества. Изображения слез и других зигзагообразных линий свидетельствуют о том же самом. Здесь можно вспомнить, что имя славянской богини Мокоши скорее всего выводится от понятия сырости/воды, где *mok-, в значении «мокнуть», *moky — «болото», «влажное место», Мокошь - «Та, кто мокрая».
60 прочтений · 1 год назад
Перун и его жена в Албании
Из всех индоевропейских языков только албанский сохранил имя Перун в названии бога вообще. По-албански бог и небеса - это Перенди (Perëndí/Perëndia). Изначально это слово было видимо словосочетанием Перен (Перун) и Ди (Диеус), где Перун имя известного божества (самое древнее упоминание - в имени хеттской богини Peruna- "скала", матери каменного героя Улликумми), а Диеус от PIE *Dyēus («дневной свет, небо, бог вообще). При этом Перенди, термин обозначающий бога, утвердился в албанском языке только к 19 веку...
54 прочтения · 1 год назад
Культ Богини Матери на Балтике. Языческие персонажи крестильной купели собора в Калининграде
Это наверно самый старый объект в Калининграде. Хотя крестильная чаша Кенингсбергского собора была воссоздана по старым фотографиям совсем недавно - в 2006 году. Во время войны она сильно пострадала, в сущности была уничтожена. Ее незначительные обломки были найдены в конце 20 века во время реконструкции кафедрального собора. Сейчас эта купель выставлена в музее располагающемся в соборе. К сожалению, пояснительная табличка к ней составлена с серьезными ошибками. Там написано, что чаша была создана в 1595 году по заказу члена ратуши района Кнайпкоф Петера Резенкирха...