Цифровые валюты сегодня находят все больше признания в разных странах на уровне инвесторов, майнеров, криптоэнтузиастов. А вот правительства государств или ещё не разработали комплекс законов о цифровых валютах, или вообще относятся к ним настороженно.
Иран стал первой страной, где биткоин не только признали легитимной валютой, но и фактически приравняли его добычу к разработке золотых рудников.
Что теперь можно в Иране?
На днях стало известно, что иранское правительство отредактировало законодательство, добавив в него возможность использовать биткоин и другие цифровые валюты для оплаты товарного импорта (например, ввозимых в страну автомобилей).
Схема работает следующим образом:
- Министерство промышленности и рудников лицензирует крупные майнинговые фермы. С лета 2019 года по сегодняшний день более 1000 компаний получило лицензии.
- Эти предприятия осуществляют майнинг. При этом они обязаны сдать государству заранее определенное количество биткоинов. Остаток «фермы» имеют право реализовать по своему усмотрению.
- Взамен они получают существенные субсидии на электроэнергию: киловатт/час для них стоит всего $0.01 (для сравнения: в России средняя цена кВт/ч – $0.04, Германия – $0.27).
В то же время, свободное хождение криптовалют внутри самой страны на данный момент запрещено. Использовать биткоины можно только с целью импорта товаров.
Зачем иранскому правительству биткоины?
Ответ простой: чтобы обойти американские санкции, которые США наложили на страну ещё в 2018-м году. С этого момента американские предприятия, а также платежные системы перестали принимать доллары от иранских плательщиков, что вызвало большие проблемы с закупками товаров.
Собственная валюта Ирана (риал) при этом крайне непривлекательна для иностранных поставщиков, потому что терпит серьезную инфляцию (десятки и сотни процентов в год). Получается, что криптовалюта – единственный актив, который мог бы спасти ситуацию.
Последствия признания криптовалюты в Иране
Они зависят от того, окажется ли такая схема в итоге рабочей.
Если нет (как это случилось с Венесуэлой, которая попробовала выпустить собственную криптовалюту el Petro для обхода американских санкций), то данная инициатива так и останется на уровне Ирана.
Справедливости ради надо сказать, что el Petro была выпущена потерпевшим банкротство венесуэльским ЦБ и представляла собой по сути не криптовалюту, а фьючерсы на покупку не добытой ещё венесуэльской нефти. В то время как Иран использует независимый децентрализованный биткоин.
Если же схема окажется рабочей, то её смогут использовать и другие государства, хотя бы из списка тех, которые также находятся под санкциями США. Для справки, их достаточно много:
- Ирак
- Китай
- Йемен
- КНДР
- Россия
- Ливия
- Сирия
- Куба
Расширение свободного использования цифровых валют в этих странах на государственном уровне, пусть даже только для импорта, значительно укрепило бы позиции цифровых валют, а также их курс.
Но насколько быстро другие страны придут к поддержке биткоина, покажет время и результаты иранского эксперимента.