Найти тему
Ольга на все руки

Как мы организовали благотворительный вещевой фонд. Делюсь опытом

Всем привет! Меня зовут Ольга, и я — волонтер.

Вчера мы отмечали День Доброты. Я работаю в пункте приема и выдачи вещей малоимущим и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В свое время долго искала информацию о том, как организовать такой пункт, информации было крайне мало, пришлось действовать на ощупь. Но сейчас, по прошествии полутора лет, хочу поделиться своим опытом. Рекламы и даже упоминания города здесь не будет. Скажу только, что это не Москва или Питер, а глубокая провинция. Это поможет понять некоторые моменты. Верю, что кому-то мой опыт принесет пользу.

Идея организовать подобный пункт пришла не мне, а группе единомышленников после того, как в нашем районе построили жилье для переселенцев из аварийных домов, для сирот и малоимущих. Добрые люди придумали, что мы можем поделиться с ними одеждой, обувью, какими-то предметами быта. Важным пунктом нашего плана было то, что мы собирались работать абсолютно бесплатно, не прося денег на разные кошельки ни в соцсетях, ни в городских пабликах. Нужно было вести этот проект без единой чужой копейки. Только вещи. Что из этого получилось и во что это в итоге вылилось?

Забегая вперед, скажу: если вы хотите открыть пункт приема вещей, вам нужно:

1. Найти помещение
2. Найти волонтеров
3. Организовать свой рабочий быт
4. Дать рекламу

Помещение — почти самый важный пункт. Нам в этом плане повезло. После обсуждения идеи школы как не только образовательного учреждения, но и социального, досугового центра, своеобразного "центра притяжения" района, директор местной школы, за что ему огромное спасибо и низкий поклон, выделил нам подсобное помещение с отдельным входом. Помещение оказалось очень удачным: отдельный вход, все коммуникации, туалет, а главное, мы никак не пересекались с учениками и не мешали учебному процессу. Заняли мы примерно 15 квадратных метров и в рабочие часы пользуемся фойе, откуда всё убираем по окончании приемного времени. По прошествии времени мы уже пообщались с коллегами из нашего и других городов. Кому-то предоставили помещения институты. Кому-то заводы. Кому-то детские студии и дворцы творчества и культуры. Наша работа организована так, что мы тратим крайне мало ресурсов собственника: свет у нас горит примерно 10 часов в неделю, воды на туалет и мытье пола уходит примерно 50 литров в неделю. Позже расскажу подробнее. Итак, вам понадобится помещение для хранения вещей. Хорошо, если у вас будет отдельный вход и свой ключ. Канализация, туалет, вода и открывающиеся окна. Вентиляция тоже лишней не будет. Впрочем, без всего этого можно обойтись, кроме электричества и воды.

Волонтеры. Пункт сложный, потому что вам нужно найти людей, готовых работать бесплатно. Пусть даже всего час-два в неделю. В кризис даже не работавшие ранее люди ощутили необходимость выхода на работу или подработки. Денег населению стало существенно не хватать, поэтому опасения были вполне понятными. Как искать людей? У нас были мы, нас было 10 человек. С таким количеством работать можно, но в авральных ситуациях нужны люди на подхвате. Для начала мы обсудили, кто из нас и чем может помочь в работе. Кто-то мог 1-2 раза в неделю дежурить в пункте и работать на сортировке. Кто-то никак не мог из-за рабочего графика работать в пункте, но имел автомобиль и мог что-то куда-то отвозить. Автомобили — важная тема. Можно обходиться и без них, но всё же они здорово облегчают работу.

Мы прикинули наши возможности и составили график,по которому можем без ущерба для основной работы и семьи работать в нашем вещевом фонде. Среди нас были только женщины, все семейные и возраста примерно 35+. Были и бойкие бабушки, активности которых можно было только завидовать. Молодежь привлечь мы пытались, но в нашем городе это оказалось сложно: работа физически тяжелая, неинтересная (как им кажется), они предпочитают волонтерство активное, с выездами и флэшмобами. В итоге у нас получился график с тремя приемными днями в неделю по два часа в день. Это время было выделено специально для посетителей, чтобы они знали: в эти дни и часы мы их железно ждем. Мы выбрали будний день вечером, будний день утром и выходной день, чтобы можно было выбрать наиболее удобные часы для посещения. Это, конечно же, не значит, что волонтеры тоже работают всего 6 часов, даже и не думайте)))

Рабочий быт мы наладили быстро. Изначально в помещении уже была мебель: прекрасный стеллаж, два шкафа, стол и два стула. Я привезла из дома ненужный раскладной стол, небольшой стеллаж и напольную вешалку со штангой. Для хранения вещей мы нашли картонные коробки, это не составило труда. Помещение небольшое, поэтому о размещении вещей на штангах речи не шло, хранение предполагалось только в коробках, так мы и работаем до сих пор. Потом мы принесли тетради, ручки, фломастеры, ножницы, скотч, пакеты для мусора, ведро, швабру и моющие средства, на этом наши «вложения» в обустройство закончились. Дальше нужно было подписать коробки и чем-то их заполнить. Поэтому начинали мы со своих шкафов. С какой неподдельной радостью мы выгребали свои когда-то очень нужные вещи, в которые когда-нибудь можно было похудеть! Сколько можно отвозить нормальные вещи на дачу, если там, на даче, тоже уже некуда складывать! Сколько раз я слышала слова благодарности от посетителей, для которых мы стали избавителями, и как прекрасно я их понимаю!

У нас получилось разбить вещи на категории: мужские, женские, детские и др. У вас они могут быть свои, как вам удобно. Мы, например, поделили детские вещи на такие категории: младенцы, девочки дошкольного возраста, мальчики дошкольного возраста, девочки школьного возраста и мальчики школьного возраста. Сами понимаете, что школьный возраст — это от 7 до 18, но делить одежду по размерам у нас не было никакой возможности из-за небольшого размера помещения. Если вам удастся найти большое помещение, можно запросто повесить каждую категорию одежды на отдельную вешалку, обозначив размерные ряды, как в магазине.

Поскольку мы решили не связываться с деньгами и никакой коммерческой деятельности не вели и не ведем, никакой бухучет нам не грозил, но для себя мы все же завели тетради учета вещей. Знаю, что далеко не все их ведут, но мы решили попробовать, в дальнейшем это оказалось очень интересно. Это дало нам основу для планирования. Из своей «статистики» мы получаем общее количество принятых и выданных вещей за нужный отрезок времени. Мы можем посчитать, сколько людей к нам обратилось, больше или меньше, чем раньше. Можем подсчитать примерный процент брака, который приносят, и даже определить его вес. Впрочем, это дело сугубо личное, кто-то просит в своих интернет-группах помогать материально, и я не вижу в этом ничего плохого. Волонтеры тратят много личных средств на благотворительность: кто-то лечит собак, кто-то покупает подарки пенсионерам, кто-то кормит людей на вокзале. Наша основная статья расходов — это бензин, и мы решили, что потянем эту статью и сами. Даже при дальних выездах, если они не будут очень частыми.

Вторая статья расходов — это затраты на обработку вещей. Эту статью мы тоже оплачиваем сами, кроме одной: мы не ремонтируем вещи. Когда мы начали работать и подсчитывать, оказалось, что примерно 10% вещей требуют ремонта. Поначалу их зашивали, отмывали, стирали, вставляли молнии, но в итоге пришлось отказаться от этой идеи. Вещей оказалось так много, что ни один наш волонтер не смог бы потянуть ремонт материально, кроме того, нам пришлось бы увольняться с работы и чинить вещи. В среднем заменить молнию в пуховике стоит у нас 1000 рублей, и когда количество пуховиков без молний перевалило за 50, а количество обуви без каблуков, молний и замков, за 20 — мы оставили эту затею. Это, конечно, минус того, что мы работаем «без денег», поэтому пришлось просить людей приносить только вещи, не требующие ремонта.

Мы обсуждали материальные вопросы, и был выбор: не просить денег или просить, чтобы сохранить вещь. Единогласно выбрали «не просить», ремонтировать вещи перестали. Но мытье и стирку оставили. Волонтеры берут домой мешки с одеждой и стирают дома. У меня, например, стиральная машина на 10 кг, поэтому я могу брать и пуховики, и мягкие игрушки, и постельное белье. Сушильная машина тоже есть, поэтому сама по себе стирка не доставляет неудобств никому из членов моей семьи (а это тоже важно, поверьте). Но если бы я жила далеко от волонтерского пункта, носить тяжелые пакеты туда и обратно было бы труднее.

Впрочем, не нужно пугаться, что мы перестирываем всё, что нам приносят, совсем нет. Большинство вещей люди стирают перед тем, как отдать, а люди, которые эти вещи забирают, стирают их дома, ну, я надеюсь. Просто учтите, что грязные вещи будут, вы с этим ничего поделать не сможете. И положить их к чистым тоже не сможете, поэтому выбор за вами. Знаю коллег, которые ничего не стирают, сразу выбрасывают. Поверьте, очень скоро вы тоже зададите себе этот вопрос, потому что у всех свои критерии «нормальности» вещей. Нам несут довольно часто непригодное, то, что нельзя использовать. Например, вязаные носки с дырами. Джинсы без молнии. Кто-то принес один сапог. Кто-то — некогда белую футболку с коричневыми подмышками, кто-то — рубашку со срезанными пуговицами...

А теперь представьте, что к вам за вещами пришли люди. Малоимущие. Испытывающие и без того сложную гамму чувств из-за вынужденности визита. И предложить им такое язык не повернется. Или взять погорельцев, которые выскочили из дома в чем были. Им нужны целые штаны с застегивающейся молнией, целые ботинки с рабочими застежками, куртки, шапки - функциональная одежда. Однажды нам принесли штаны с полностью вырезанным внутренним швом - прямо от щиколотки до паха и обратно до другой щиколотки. Что предполагалось с ними делать, я не знаю. Поэтому, набив шишек на сортировке, скажу, что только вы можете оценить свои затраты на эту работу и решить, потянете ли вы их. Может, у вас есть свое ателье или химчистка, это было бы великолепным подспорьем, но и расходы немаленькие.

Поскольку мы дамы упорные и так просто не сдаемся, мы не собирались так просто брать и выбрасывать хлам.

После того, как мы отработали первый месяц, стало уже понятно, что и куда можно пристроить. Что-то можно пристроить на переделки в кружки детского творчества - очень хорошо туда идут старые немодные джинсы, из которых дети шьют экосумки, прихватки, туда же можно отправлять частично испорченные вещи. Волонтеры оценивают, можно ли нарезать из таких вещей лоскутков на одеяла или кукольный гардероб, на лоскутки для отработки швов на уроках труда или пришивания пуговиц.

Старую и немодную верхнюю одежду - выгоревшую, съеденную молью, без пуговиц и застежек, тоже не спешите выбрасывать. Ее вполне можно отдавать в зоозащитные организации, и не только на подстилки животным. Люди, которые занимаются собаками в приютах, надевают старую верхнюю одежду, потому что собаки от избытка чувств постоянно запрыгивают на волонтера. Куртки довольно быстро приобретают ободранный и грязный вид, и нужно надевать то, в чем потом не поедешь через весь город домой. В итоге нам удалось сократить количество «мусора» и дать многим вещам вторую жизнь. Опять же из-за ограниченной площади помещения мы не могли себе позволить хранить все подолгу, копить много вещей для кружков или зооприютов. Это добавило «топливных» расходов: вещи нужно было чаще вывозить. Если ваше помещение позволяет разместить много вещей, вы можете делать это реже, также можно договориться с кружками, садиками, зооприютами, чтобы они сами периодически забирали вещи.

Оставались вещи, которые вообще не имели спроса даже у самых малоимущих людей. Это вещи с дырами, заношенные и застиранные до состояния тряпки, давно потерявшие функциональность. Их мы вывозим в известный сетевой магазин, принимающий в переработку почти любую ветошь. Взамен нам дают скидочные купоны, которые мы предлагаем нашим посетителям. Я уделяю такое внимание описанию организации работы, чтобы в дальнейшем у вас не осталось вопросов, потому что если вы уже работаете в данном направлении, вы знаете, о чем я говорю, и, конечно, мне интересно сравнить и обменяться опытом. В своих будущих публикациях я уже не буду касаться «мусорной» темы, поскольку она – капля в море, побочная, если можно так сказать. Основная наша работа происходит с очень большим количеством нормальной одежды, с ее распределением и реальной помощью нуждающимся, ради чего всё и затевалось.

Следующим пунктом в организации работы стала реклама. Конечно, рекламу за деньги мы не давали, но группы в соцсетях завели. В них мы подробно рассказываем о нас, выкладываем отчеты о деятельности, общаемся с людьми. Жители нашего города часто задают вопросы о том, куда и что можно принести, кто может прийти за вещами, сколько вещей можно взять. Часто просят что-то конкретное и оставляют координаты. Работа с соцсетями требует довольно много внимания, люди, которым нужна помощь, не придут к вам, если последнее обновление в вашей группе было 2 месяца назад, сочтя ее «мертвой».

Для коммуникации с интернет-аудиторией у нас есть два человека, которые отвечают на письменные вопросы и выкладывают публикации о нашей работе. Один человек отвечает на телефонные звонки. Обычно задают самые простые вопросы – куда прийти, какие часы работы, что принести, можем ли мы приехать и забрать вещи, принимаем ли мы мебель. Мы в соответствии со своими условиями решили, что мебель мы принять не можем, но если человек хочет подарить какой-то крупногабарит - кроватку, манеж, шкаф, детский транспорт – мы выложим его объявление в группе, чтобы наши постоянные посетители были в курсе. Если ваше помещение позволяет, вы можете принимать мебель и даже самостоятельно вывозить ее или доставлять нуждающимся, здесь всё зависит от ваших возможностей.

В некоторых случаях приезжаем и забираем вещи у людей, которые хотят их отдать. Бывает, человек очень просит, собирает три мешка, но автомобиля у него нет и с ребенком просто нет возможности все это унести. Тогда мы ищем возможность приехать на автомобиле и забрать. В этом деле очень помогли бы мужчины: они чаще пользуются семейными авто и они сильнее. Но рабочую силу не всегда удается найти вовремя, поэтому наши волонтеры (а у нас только женщины) забирают и таскают всё сами. Раньше я уже писала, что это физически тяжелая работа. Уточню: в среднем один мешок весит 10 кг, коробки с вещами, которые мы постоянно двигаем и носим - от 5 до 50 кг. Некоторые коробки мы не можем даже сдвинуть поодиночке, нужно делать это минимум вдвоем. Относимся к этому как к бесплатному фитнесу: через несколько месяцев мы существенно окрепли, и теперь забрасывание мешка на верхнюю полку стеллажа не кажется чем-то невероятным. И раз уж зашла речь о физической форме, позволю себе важное уточнение: этой работой нельзя заниматься людям с аллергией или астмой. При большом количестве одежды образуется много пыли из ее волокон, некоторые работают на сортировке в масках. Обязательно постоянно проветривать, включать вытяжку и мыть полы.

За это время мы приняли, рассортировали, выдали и вывезли более ста тысяч вещей. Люди потянулись сразу. Конечно, мы уже перезнакомились со всеми нуждающимися семьями, соцработниками, близкими по деятельности организациями. Но об этом напишу как-нибудь потом.

Сознательно решила не использовать рабочие фото, потому что на них люди, пришедшие за помощью. Но если кому-либо будет очень интересно, покажу нашу группу. Там вы сможете увидеть и наш быт, и наши акции. Напишите в личные сообщения.

Всем добра, простите за многословность, хотелось подробнее описать, не упустив ничего важного, но в одной статье сделать это очень сложно.

С удовольствием обменяюсь опытом! Пишите!