Найти тему
Дядя Тёма

Екатерининский тракт на Вятке

Доброго времени суток всем, кто это читает.

Начинаю новую серию записок краеведческого плана про свою родную Кировскую область.

Свои маленькие чудеса света есть везде, надо только правильно искать. Вот этими поисками я и попробую заняться.

Начать я решил просто - по алфавиту. Первый район у меня в списке - Арбажский. После двухнедельного ( с перерывами на работу и сон) зависания в интернете, скачивания и распечатывания карт необходимой местности разных эпох я примерно представлял, куда хочу поехать. Единственно чего я не учел - это фактор времени. Время заканчивается быстрее, чем думаешь. Это буду решать в новых поездках. А пока ПОЕХАЛИ!
Арбажский район. Начало
Арбажский район. Начало

Итак в не очень погожий осенний денёк мы с Надюшкой, моей спутницей по жизни, двинули исследовать неисследованное.

Первым пунктом у меня значился арбажский кусочек Екатерининского тракта Москва-Вятка. Собственно в 18-19 веках это была единственная на этой территории более-менее хоть какая-то дорога. По сегодняшним меркам федерального значения.

Началось все вот так - две полосы вполне неплохой дороги хоть и без асфальта
Началось все вот так - две полосы вполне неплохой дороги хоть и без асфальта

По канонам 19 века (от Александра I) справа и слева от тракта должны быть чистые участки без леса и пашен. Только берёзки должны быть высажены, взрощены и ухожены крестьянами близлежащих деревень. Но последние лет сто - сто пятьдесят лес активно наступал. Дорога теряла свою актуальность сначала из-за строительства железных дорог, потом из-за строительства новых автомобильных с асфальтовым покрытием. В результате сейчас лес подошёл вплотную к проезжей части дороги, а попытки разыскать по обочинам те самые екатерининско-александровские березы не увенчались успехом.

Берёзки есть. Но не те)
Берёзки есть. Но не те)

В общих чертах о дороге. Что это за тракт.

Ещё при Петре I разрабатывались планы строительства дорог из столиц (Москвы и Петербурга) до Китая - Сибирский тракт. Почти сто лет потребовалось на реализацию этого проекта, и к концу 18 века все - и жители России и иностранные гости - уже могли лицезреть новые российские дороги.
Вот такие тут встречаются географические названия
Вот такие тут встречаются географические названия

Собственно Сибирских трактов было два - из Москвы и из Питера. Соединялись они между собой на территории современной Удмуртии (в те времена это была Сибирская губерния). Кроме этих дорог на территории Вятки были проложены ещё два тракта межгубернского значения.

  • Во-первых, это Московский тракт, соединяющий московскую ветку Сибирского тракта с петербургской веткой. Он начинался в Козьмодемьянске Казанской губернии и вел прямо в Вятку через Царевосанчурск, Яранск, Котельнич и Орлов. По этому тракту мы сегодня и путешествуем.
  • Второй тракт - Казанский. Историческая дорога из Вятки в Казань через Нолинск, Уржум и Малмыж при Советской власти была заасфальтирована и с небольшими корректировками (выпрямлениями) используется до сих пор. Но про неё как-нибудь потом.

А мы двигаемся по Московскому тракту в сторону Вятки (Кирова).

Примерно три четверти домов в деревнях вдоль тракта заброшено, некоторые по-хозяйски разбираются и вывозятся, но большинство просто гниёт и рушится
Примерно три четверти домов в деревнях вдоль тракта заброшено, некоторые по-хозяйски разбираются и вывозятся, но большинство просто гниёт и рушится
Впервые на дубовых листьях я увидел вот такие шишки. Оказывается из них раньше готовили чернила
Впервые на дубовых листьях я увидел вот такие шишки. Оказывается из них раньше готовили чернила

Места, по которым мы едем, в 19 веке были Пишнурской волостью Котельничского уезда с центром в деревне Пишнурская, ныне деревня Пишнур.

Волостной центр. Дорожный знак с названием не по ГОСТУ, но зато видно хорошо и издалека
Волостной центр. Дорожный знак с названием не по ГОСТУ, но зато видно хорошо и издалека

В Пишнуре нас встречает асфальт, а возле школы...

Школа в Пишнуре
Школа в Пишнуре

... возле школы даже оборудован по всем правилам пешеходный переход с ограждениями, лежачими полицейскими и разметкой.

-9

Теперь про историю. В Пишнуре сохранилось здание волостной управы.

Разглядеть здание волостной управы с дороги шансов нет - похоже кроме краеведов Арбажского района оно совсем никого не интересует
Разглядеть здание волостной управы с дороги шансов нет - похоже кроме краеведов Арбажского района оно совсем никого не интересует
Ещё пример уцелевшей резьбы на окнах и фасаде. Здание когда-то было красным, а резные наличники - белыми
Ещё пример уцелевшей резьбы на окнах и фасаде. Здание когда-то было красным, а резные наличники - белыми

Ещё одно историческое здание в Пишнуре - здание земской больницы.

Для справки: земская больница - первое медицинское учреждение социальной направленности в России на селе. Тут была и поликлиника, и стационар, и жильё самого доктора.

-12
Состояние здания примерно такое же, как и в случае с волостной управой
Состояние здания примерно такое же, как и в случае с волостной управой
Ещё одна берёза, претендующая на звание екатерининской
Ещё одна берёза, претендующая на звание екатерининской

А мы двигаемся дальше.

Заброшенные деревни с ещё неплохо сохранившимися постройками
Заброшенные деревни с ещё неплохо сохранившимися постройками
Асфальтовые тротуары среди полуразрушенных домов в брошенных деревнях
Асфальтовые тротуары среди полуразрушенных домов в брошенных деревнях
Вот такая красота на воротах
Вот такая красота на воротах

Между тем закончилась дорога, по которой ходят рейсовые автобусы. Но тракт ведёт нас дальше и не сдаётся.

Вроде обычная лесная дорога. Если б не одна деталь - твердое покрытие из крупного щебня
Вроде обычная лесная дорога. Если б не одна деталь - твердое покрытие из крупного щебня
Брусчаткой, конечно, это не назовешь, но покрытие вполне себе серьезное
Брусчаткой, конечно, это не назовешь, но покрытие вполне себе серьезное

Дальше ещё интереснее. С одной стороны в нескольких метрах от дороги течет речка, с другой стороны стали появляться болота. Но на качестве дороги это совсем никак не сказалось.

Переправа через речку Большой Яман. Справа болото
Переправа через речку Большой Яман. Справа болото

Конечной точкой нашей поездки по этой дороге был поворот на село Шембеть. На картах дорога от Екатерининского тракта до села была обозначена простой черной линией - то есть предполагалось, что хоть какая-то дорога там есть. Когда мы начали движение в том направлении, нам попались местные жители, грибники в лесу, и объявили, что дальше ехать не зачем, там болото. Спорить было неудобно :-) и мы развернулись. Но точку для себя по поводу проезда по этому участку я не поставил.

Места там чудесные. Грибы, ягоды...
Места там чудесные. Грибы, ягоды...
-22

Вот такая получилась история. Навигатор сказал, что мы проехали около 30 км в один конец. По ощущениям было, конечно, гораздо больше. Ниже выкладываю схему маршрута.

-23

А для тех, кто не ориентируется, другой масштаб.

-24

В поездке наснимал немного видео, попробую смонтировать небольшой фильм, позже обязательно выложу, что получится.

А пока до свидания.

Подпишитесь, если вам это интересно. Буду продолжать.