Платформенная экономика — способ взаимодействия на онлайн-ресурсах без участия посредников. К виду рыночных отношений относятся коммерческие транзакции между пользователями и поставщиками услуг.
Давайте рассмотрим работу на конкретном примере — агрегатор такси. Сеть из коммерческих компаний заключает договор с фирмой, которая не имеет собственного таксопарка, но взамен предоставляет клиентов для пассажирских перевозок.
Водитель устанавливает приложение, заключает договор с выбранным предпринимателем и арендует рабочий автомобиль.Пассажир вбивает в платформу необходимый маршрут, агрегатор ищет ближайшую свободную машину и отправляет запрос таксисту, заказ подтверждается. По окончании поездки средства выплачиваются водителю, процент с которых поступает интернет-ресурсу и таксопарку.
Исторический вопрос: когда и откуда
Термин тесно связан с понятием уберизации, означающий взаимодействие клиента и поставщика услуг посредством интернет-ресурса.
Слово происходит от американской компании Uber, которая находится в числе первых по использованию технологии. В 2014 году Морис Леви, глава Publicis впервые произнес термин. С тех пор уберизация означает создание стартапа, объединяющего покупателя услуг или товара и поставщика.
В течение 2010-х тенденция разлетелась по всему миру. Владельцы крупных компаний осознали, что бизнес-модель подходит практически к любой сфере экономики.
Сегодняшний и завтрашний день
С момента коммерческого успеха Uber началось развитие платформенной экономики. Внедрение происходило практически во все сферы рыночных взаимоотношений. Согласно данным на 2016 год капитализация крупнейших платформ преодолела планку в $2.6 млрд.
Бизнес-модель интегрировалась в направление финансов и бухгалтерского учета. Появилась возможность хранить денежный эквивалент на уберизированных площадках. Банки и платежные системы предоставляют кэшбэк, накопительные бонусы. Началось развитие партнерских соглашений.
Аналитики прогнозируют дальнейший рост числа платформ в мировой экономики, как следствие возникают плюсы и минусы.
Плюсы:
- Удовлетворение потребностей клиента на высоком уровне.
- Инноватика процесса, развитие технологий.
- Упразднение неэффективных компаний.
Минусы:
- Монополия.
- Возможна нехватка ресурсов производства.
Надеюсь вам понравилась статья!
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии! Вы узнаете еще больше о мире бизнеса и финансов!