Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Как принимали в ирокезы. Туземный дипломатический протокол

Оглавление

Я не знаю какие речи произносились, когда в 1722 году Союз Пяти племен ирокезов принял в свои ряды тускарора, какими словами пристегивали к ирокезской Цепи Завета делаваров. Но совсем недавно мне стало известно, как Шесть Наций ирокезов назвали своими Братьями мятежных гуронов, бежавших из французского форта Детройт.

В 1743 году большая часть племени вендатов (они же гуроны) с Великих Озер перестилалась из деревни около французского форта Детройт на реку Сандаски. В 1747 году эти гуроны открыто выступили против французов, событие, которое стало известно, как мятеж Николя Оронтони.

Опасаясь мести со стороны французов, гуроны стали вести переговоры с ирокезами и англичанами, чтобы те предоставили им убежище и защиту в верхней части долины реки Огайо.

В сентябре 1748 года в большой индейской деревне Логстаун, населенной по большей части ирокезами, шауни и делаварами, была проведена серия советов и переговоров между 10 племенами и полномочным представителем колонии Пенсильвания, Конрадом Вейзером.

13 сентября 1748 года состоялся совет, на котором сенека, хранители Западных ворот Союза, в которые постучались гуроны, и онондаго, хранители Огня Совета Союза, приняли в состав Объединенных Шести Наций гуронов. Весь туземный протокол Конрад Вейзер записал в своем дневнике.

Как принимали в ирокезы

Курсив - мои примечания

13-е. Состоялся Совет с Сенеками и Онондаго по поводу принятия Вандотов (вендатов-гуронов) в наш Союз. Я предоставил (для церемонии) большой пояс вампума, а индейцы дали еще два,

Предварительно мы всё согласовали и обговорили, что следует сказать вандотам. В тот же вечер был назначен и созван в полном составе Совет, и Ассерхартур, вождь сенека, обратился с речью к Вандотам:

"Братья, Иононтади Хагас (ирокезское прозвище гуронов) ! Прошлой весной вы послали нам этот Пояс вампума (он поднял на руке соответствующий пояс) с вашими пожеланиями, чтобы мы и наши братья шауни и наши кузены делавары пришли и встретили вас после вашего ухода от французов, и мы, соответственно вашей просьбе, пришли к вам на помощь, привели вас сюда и приняли вас как своих родственников.

Мы желаем, чтобы теперь вы подумали о том, чтобы присоединиться к нам, и к нашим Братьям, англичанам, и стать одним народом вместе с нами!» Затем он протянул этот Пояс вондатам и дал им очень длинную Нить вампума.

Встал Спикер (оратор сенека Таначарисон) он взял пояс, который я предоставил, и сказал:

«Братья! Наши братья англичане приветствуют вас и рады, что вы сбежали из плена. Ведь Ононтио (губернатор Новой Франции) держал вас в рабстве, несмотря на то, что он все время называл вас Своими Детьми, но теперь Вы порвали Веревку, которой были связаны, и стали Свободными людьми, и мы, Объединенные Шесть Наций, принимаем вас к огню нашего Совета и делаем вас его членами, и мы защитим для вас ваши дома от всевозможных опасностей.”

Ононтио держал вас в рабстве, несмотря на то, что он все время называл вас Своими Детьми, но теперь Вы порвали Веревку, которой были связаны, и стали Свободными людьми. Автор Ф.Д.З.
Ононтио держал вас в рабстве, несмотря на то, что он все время называл вас Своими Детьми, но теперь Вы порвали Веревку, которой были связаны, и стали Свободными людьми. Автор Ф.Д.З.

Он дал мой пояс и продолжил:

«Братья! Мы, Шесть Объединенных Наций и все наши индейские союзники, с нашими братьями англичанами, хотя вы наши братья, сейчас смотрим на вас, как на наших детей. Мы желаем, чтобы вы не прислушивались к злому духу, что распространяет ложь и зло.

Позвольте своему разуму оставаться простым и ясным, и мыслить одинаково с нами. Что бы вы не услышали, знайте, с вами ничего не случится, кроме того, что по необходимости в то же время должно случиться с нами

“Братья! Нам очень приятно вас здесь видеть, потому что это произошло в то же самое время, когда с нами находится наш брат Онас (индейское прозвище губернатора Пенсильвании, в данном случае не лично, а через Вейзера).

Мы все вместе, этим Поясом Вампума, опоясываем вас за талию и желаем, чтобы вы были сильны в своих умах и сердцах. Пусть ничто не изменит ваше мнение, но живите и радуйтесь вместе с нами”.

Он отдал им третий пояс и Совет разошелся.

Заключение

Не стоит обманываться краткостью церемонии, ей предшествовали долгие месяцы подготовки. Все слова и узоры на вампумах были неоднократно обговорены и утверждены внутри причастных племен. Об этом пишет и Вейзер. Кстати он сам провел 3 сентября предварительную встречу с гуронами, где расспросил их на самые актуальные темы.

15 сентября представители вендатов пришли попрощаться с Вейзером его помощником Эндрю Монмутом...

В тот же день Вандоты прислали для меня и Эндрю 7 шкурок бобра весом около 10 фунтов и сказали, что они дают нам это, чтобы мы могли купить себе по возвращению в Пенсильванию немного освежающих напитков. Пожелали нам благополучного возвращения домой, подняли руки и сказали,что будут молиться Богу, чтобы он защищал и направлял нас по дороге домой.
Я захотел узнать их имена, так как они вели себя искренне и рассуждали, как люди со здравым умом, большинство из них были уже седыми. Их имена были следующими: Тоторнихиадес, Таганайеси, Соначва, Вандуни и их оратор, Тарухиорус.

Первые две части (11.08-08.09) Дневника Конрада Вейзера, который он вел с 11.08 по 02.10.1748 года, можно прочитать в сообществе "Фронтир и Дикий Запад" в Контакте - https://vk.com/club184113455. Туда же будут выложены по мере перевода все остальные части. Не выкладываю на Дзене, так как у меня физически не хватит времени рисовать на них иллюстрации, а крепить абы что, мне не позволяет чувство ответственности перед читателями.