В ряду замечательных личностей, выдвинутых на арену политической деятельности в эпоху Смутного времени, когда, по словам историка Павлова «безвыходное общее бедствие (Руси) помогло образумить лучшую патриотическую часть русского государства и спасти его от безнарядья и совершенной гибели» — не последнее место принадлежит князю Михаилу Волконскому.
Происходивший из самой древнейшей русской знати — именно из рода св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского, замученного в орде за преданность православной вере, князь Волконский с первых же шагов на своём служебном поприще оказал большую услугу родной земле: он является одним из деятельных колонизаторов далёкой и тогда ещё совершенно дикой и нелюдимой Сибири.
Правнуки св. князя Черниговского, Иван и Фёдор, давно уже переселились в Алексинский уезд, где приобрели себе вотчины на берегах реки Волконки и по её имени стали называться князьями Волконскими. Михаил Константинович начал службу в Сибири, где и основал в 1594 году город Берёзов, а в 1598 г. был сделан Тобольским воеводой.
В Смутное время царь Василий Шуйский вызвал из Сибири храброго и талантливого воеводу и поручил ему воеводство над городом Боровском, лежавшим почти в самом центре гнезда смуты, поднятой вторым самозванцем, Тушинским вором, в Калужской губернии, на правом берегу крутой излучины реки Протвы.
Маленькому и неважно укреплённому Боровску пришлось, подобно многим русским городам и посёлкам, лежавшим на пути бурной волной разлившейся крамолы, выдержать страшный напор польских, литовских и запорожских шаек. Когда под знамёнами Лжедмитрия II все эти сборные толпы ринулись по дороге к Москве — маленькие города, не выдержав осады, сдавались один за другим и, после жаркого боя под Клушиным, Ян Сапега осадил Боровск.
Князь Михаил Волконский держался пока хватало сил, доблестно защищая город. Полякам помогла только измена двух воевод князя, Якова Змиева и Афанасия Челищева, которые сдали город шайкам самозванца. Тогда князь Михаил, подавленный превосходством силы неприятеля, вынужден был оставить город и заперся в Пафнутьевском монастыре, в 3-х верстах от Боровска. Укрепившись в самой монастырской церкви (во имя Рождества Пр. Богородицы), Волконский долго и упорно защищался. Он не сложил оружия даже тогда, когда поляки ворвались в самый храм и доблестно погиб под ударами польских мечей.
В ознаменование и в память о князе Михаиле Константиновиче Волконском, как доблестном защитнике г. Боровска и монастыря Пр. Пафнутия, 10 марта 1777 года по старому стилю был Высочайше утверждён герб Боровского уезда, по поводу которого Высочайше утверждённая грамота сообщает следующее:
«Во время бывшего второго Самозванца Димитрия град Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сём граде, монастырь был сообщниками сего злодеяния осаждён, защитники же оного: воеводы князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афонасий Челищев со многими другими, и два последние, изменя отечеству и Государю, град и монастырь сему злодею сдали; князь же Волконский и в такой крайности не престав защищаться, даже как пронзённый многими ударами, в самой церкви Пафнутьева монастыря у левого клироса живот свой скончал. Напоминая сие, достойное сохраниться в памяти, происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие, червлёное сердце, показующе верность, в средине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божьему закону, основанию всей добродетели и сердце сие окружено зелёным венцом, показующим ненарушимость и твёрдость пребывания достойной славы сему вождю и другим погибшим за справедливую причину с ним».
Похоронен князь М.К. Волконский в Боровском Пафнутьевом монастыре, и на его могиле была сооружена изящная чугунная часовня.
Н. Глухарёв