Обрушение ВВП во II квартале этого года как в России, так и во всем мире было вызвано прежде всего резким спадом потребления предприятиями и рядовыми гражданами в условиях коронавирусного кризиса.
Правительства пытались и до сих пор пытаются остановить обвал потребления раздачей денег бизнесу и населению. В западных странах – с большим размахом, в России – куда менее масштабно. Что, кстати, на прошедшем XII Инвестиционном форуме ВТБ Капитала «Россия зовет!» признал и президент Владимир Путин. В этом году антивирусные госрасходы составят в России 4,5% ВВП, тогда как в других странах – до 20%.
Но деньги на господдержку надо еще найти. Для этого, как известно, используется количественное смягчение. С этим также есть трудности, так как традиционные инструменты смягчения ДКП сейчас уже близки к исчерпанию. Так, ключевая ставка ЕЦБ стоит на нуле, а депозитная переместилась в отрицательную зону – минус 0,5%. Вероятно, ставки могут положительно влиять на экономику и в отрицательной зоне. Но здесь важно нащупать грань, когда данный инструмент исчерпает свое регулирующее воздействие. Поэтому многие центральные банки вынуждены проводить политику количественного смягчения, пополняя свои активы не только госбумагами, но и корпоративными облигациями.
У Банка России, как подчеркивает его председатель Эльвира Набиуллина, такой проблемы нет. Ключевая ставка продолжает выполнять свою регулирующую роль в проведении ДКП. Правда, такой подход приходится оборонять от попыток экономического блока правительства и президентской администрации слить все методы регулирования в один поток. На форуме «Россия зовет!» помощник президента Максим Орешкин, бывший министр экономического развития, подчеркнул, что в развитых странах сейчас проводится «сращивание ДКП и бюджетной политики» с целью «управления совокупным спросом». Фактически происходит замена традиционных денежно-кредитных инструментов. Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, уверен в том, что структурные изменения в «разделе бюджетного пирога» (бюджет на 2021–2023 гг., в отличие от прошлого, верстался исходя из необходимых расходов, а не возможных доходов) выведут экономику из кризиса. Эльвира Набиуллина решила все же ограничить пределы нововведений. По ее мнению, управление совокупным спросом – не единственный инструмент ДКП. Вообще инвестиционный спрос в первую очередь зависит от инвестиционного климата, а не от новомодного инструментария. А климат в России остается холодным (если не токсичным) для частного бизнеса.