Одни из самых популярных инструментов привлечения клиентов — SEO и контекстная реклама. Они похожи и не похожи одновременно, и у наших клиентов часто возникает вопрос, что лучше.
Давайте разбираться. Сравним SEO и контекстную рекламу на примерах и выясним, что выгоднее и эффективнее: покупать клики либо продвигать сайт в топ выдачи поисковых систем?
Что вообще такое контекстная реклама и SEO
Оба этих инструмента работают в рамках поисковых машин — «Яндекса» и Google. Люди пользуются ими, чтобы найти ответ на какой-то вопрос. А вы можете сделать так, чтобы они увидели ваш ответ одним из первых. Разница в подходе и затратах.
Контекстная реклама — это объявления в результатах поисковой выдачи. Они занимают первые и последние четыре места на странице, а в случае с «Яндексом» еще можно разместить баннер сбоку от списка сайтов. Подобные объявления всегда помечены знаком «Реклама». При этом они находятся выше органической выдачи, и пользователи обращают на них внимание больше, чем на обычные сайты.
Также контекстную рекламу могут показывать на обычных сайтах-партнерах рекламных сетей «Яндекса» и Google. Например, вы искали что-то в интернете или были на конкретном сайте. Потом переходите по другим ресурсам и, если там размещен модуль «Яндекса» или Google, видите там релевантную для себя рекламу. Смотрели чайник Electrolux, потом зашли почитать про строительство дома — и вас преследует реклама того самого чайника.
Контекстная реклама платная: вы оплачиваете каждый клик пользователя по вашему объявлению.
SEO — это когда пользователи могут находить вас в поисковых системах по запросам, желательно на первых местах в выдаче. Или когда люди видят ссылку на ваш сайт на других веб-ресурсах и переходят по ней, чтобы почитать статью или купить товар.
В случае с SEO вы не оплачиваете каждый клик, а просто совершенствуете ресурс. Дорабатываете его с точки зрения юзабилити, выкладываете уникальный контент, переделываете дизайн и так далее. Улучшаете тем самым сайт для пользователей, поисковые системы это замечают и сами продвигают ресурс в топ выдачи.
В чем глобальная разница между контекстной рекламой и SEO: сравним плюсы и минусы
У контекстной рекламы есть огромный плюс — она очень хорошо поддается управлению. Вы можете получать столько трафика и заявок, сколько нужно, и продавать ровно те товары, которые нужно сейчас реализовать. Да и остановить поток лидов можно за один клик: набрали заказов — отключили рекламу и спокойно делаете их.
Давайте на примерах. Допустим, у вас есть интернет-магазин с самокатами, беговелами, велосипедами. На складе скопилось большое число самокатов, и с этим надо что-то делать. Вы просто увеличиваете бюджет на группы объявлений, продвигающих самокаты, а на остальные — уменьшаете. И тем самым получаете больше заявок на тот товар, который пылится на складе. Еще пример — поставщик не привез товар. Вы можете просто отключить трафик на него и не получать заказов, пока не решите проблему с поставкой.
Еще один плюс контекста — быстрый запуск. Вы можете сегодня решить выйти в онлайн, сделать лендинг на каком-нибудь конструкторе и создать рекламную кампанию. А уже завтра пройти модерацию и начать получать первых клиентов. Именно поэтому контекст часто используют для тестирования каких-то теорий или спроса на новые продукты: результат можно получить в течение нескольких дней. С SEO так не получится: там до первых результатов приходится ждать в среднем 3–12 месяцев.
SEO непредсказуемо и неуправляемо в отличие от контекста. В один месяц вы можете продавать больше велосипедов, в другой — велобегов, в третий — самокатов. Все зависит от того, как будут ранжироваться разные разделы сайта. На это нельзя никак повлиять, и трафик никак не остановить одним кликом мышки.
У SEO намного больше отдача инвестиций. В оптимизацию в поисковых системах тоже надо вкладывать деньги. Но разница в том, что в случае с контекстом вам нужно все время платить за клики. Сколько заплатите, столько и получите. В случае с SEO вы можете вкладывать в сайт каждый месяц, например, 200 000 ₽, и получать накопительный эффект. Со временем вы будете получать все больше и больше переходов из поисковых систем, и поэтому SEO дает одну из самых низких цен на привлечение клиентов.
Из чего складывается цена на контекстную рекламу и SEO
В случае с контекстной рекламой вы платите за:
● сам бюджет, потому что без него рекламные сети просто не будут показывать ваши объявления;
● работу специалиста, который занимается отслеживанием обновлений, оптимизацией кампании, подбором ключевых слов и так далее;
● программное обеспечение, которое упрощает работу с кампанией или позволяет больше анализировать ее.
Нельзя запустить кампанию один раз и просто пополнять ее бюджет. Рекламу нужно все время контролировать, чтобы не слить бюджет. Например, в начале 2019 года «Яндекс» подключил много партнеров, и деньги начали уходить на показ на этих новых сайтах. А качество трафика оставляло желать лучшего. И если не отключить вовремя так называемые мусорные площадки, можно просто потерять деньги.
Допустим, вы тратите на контекстную рекламу около 1 000 000 ₽ ежемесячно. И оплачиваете расходники в районе 100000–150000 ₽ тоже каждый месяц в зависимости от того, какие инструменты используете. Это ваш бюджет на продвижение.
В SEO нет такого понятия, как бюджет — вам не надо платить за клики. Но придется тратить деньги на:
● копирайтеров, которые будут создавать уникальный контент для сайта;
● корректоров и редакторов, задача которых — совершенствовать контент, исправлять разного рода ошибки;
● художников, иллюстраторов, фотографов или на платные стоки для уникальных иллюстраций;
● оплату труда SEO-специалиста, который будет оптимизировать сайт под релевантные ключевые запросы;
● съемки, если вы захотите продвигаться с помощью видео;
● разработчиков или верстальщиков, чтобы регулярно улучшать качество сайта и обгонять конкурентов, и так далее.
При этом расходы на SEO обычно меньше, чем на контекст: в него вкладывают 200000–300000 ₽ ежемесячно и со временем получают такую же отдачу, как от контекста.
Цена ошибки в контекстной рекламе и SEO
Есть еще один параметр, который нужно учитывать - это цена ошибки. И в контекстной рекламе, и в поисковой оптимизации есть свои правила.
В контекстной рекламе, например, нужно соблюдать требования к размещаемым материалам. А еще правильно настраивать показ объявлений. Цена ошибки зависит от того, что именно вы сделаете неправильно:
● нарушите правила — объявления не пропустит модератор, но их можно будет исправить;
● неправильно настроите кампанию — потратите бюджет, а при выставленных дневных ограничениях потеряете совсем немного.
Если нарушить требования поисковых систем к сайтам, цена ошибки может быть гораздо выше. Те, кто использует методы «черного» SEO и пытается обойти алгоритмы «Яндекса» и Google, сталкиваются с санкциями и фильтрами. Сайты исчезают из поиска, и чтобы восстановить их прежние позиции, придется потратить как минимум пару месяцев.
Иногда вывести сайт из-под фильтра практически невозможно. И тогда придется создавать новый ресурс. И тогда все, что вкладывали в прошлый сайт, безвозвратно теряют. Поэтому соблюдайте правила и занимайтесь только «белым» SEO.
Что все-таки использовать: контекстную рекламу или SEO
Мы считаем, что использовать нужно и то, и другое. Контекстная реклама дает быстрый результат и позволяет полностью контролировать ситуацию, но обходится дороже. SEO может приносить клиентов по очень низкой цене, но при этом в долгосрочной перспективе.
Используя оба инструмента, вы обойдете конкурентов:
● Тех, кто использует только контекст. Вы будете получать клиентов дешевле, чем они, за счет высокой отдачи инвестиций в SEO. И значит, сможете привлекать больше клиентов, чем они, за те же деньги. А еще будете получать трафик постоянно и на фундаментальной основе. Если конкуренты отключат контекст, они тоже продолжат получать трафик, но немного — у вас будет больше посетителей.
● Тех, кто использует только SEO. Средняя стоимость заявки у вас будет выше, чем у того, кто привлекает только органический трафик. Но при этом вы выиграете в объеме и будете получать больше лидов, а значит, сможете занять более выгодное положение на рынке.
Бывают ситуации, в которых нужно выбирать что-то одно. Например, если вы только пришли в онлайн и хотите быстро потестировать спрос на какие-то группы товаров. В этом случае подойдет контекстная реклама. А если у вас небольшой бюджет на продвижение, а контекст полон конкурентов, лучше вложиться в SEO и обойти их в топе органической выдачи.
Контекстная реклама и SEO лучше всего работают вместе. Подписывайтесь на наш канал в «Дзене», чтобы не пропускать другие публикации по теме маркетинга для бизнеса!
Максимально подробно в этом видео: