В этой статье я дам несколько практических советов родителям, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения так, чтобы это было осмысленно и полезно. Думаю, кое-что для себя здесь найдут и учителя начальной школы.
Во-первых, прочь зубрёжку! Не заставляйте ребёнка повторять из раза в раз "quod liced Jovi non liced Bovi". Не развешивайте таблицу над его кроватью, на двери в туалете, в холодильнике и так далее. Это не приведёт к нужному результату (хотя многие как раз и советуют так поступать ). Желательно, чтобы таблица умножения как изображение вовсе не попадалась на глаза ребёнку. (Я ещё думал, помещать ли вообще таблицу в статью. Решил всё-таки сделать, чтобы привлечь внимание)
Во-вторых, с ребёнком старше пяти лет можно начинать выполнять довольно простое и очень полезное упражнение, которое в дальнейшем поможет ему запомнить таблицу умножения. Это счёт через несколько чисел.
Предложите малышу посчитать от одного до тридцати двойками: два-четыре-шесть-восемь... Желательно следить, чтобы он считал сложением, а не проговаривал все числа, чётные - вслух, нечётные - про себя. Потом считайте тройками: три-шесть-девять... И так до десятков: десять-двадцать-тридцать. Если ребёнок поусидчивее, можно считать и дальше. Помните, это не более чем упражнение, это не зубрёжка таблицы, поэтому стоит прекратить, если ребёнку тяжело считать, например, четвёрками.
В-третьих, когда дело дойдёт до непосредственно учения таблицы, лучше всего задавать примеры на умножение так, чтобы ученик решал их сложением.
При этом стоит помнить, что в начальной школе второй множитель показывает, сколько раз брать первое число, чтобы складывать. Обратите внимание: не сколько раз складывать, а сколько раз брать число: 5*3=5+5+5 (сложения здесь два!). И именно так и говорите вслух. Не разрешайте использовать переместительный закон, даже если ребёнок о нём уже где-то услышал.
Здесь важно не торопить ребёнка, дать ему достаточно времени на вычисления. Постепенно - вы увидите сами - это время будет сокращаться. А может, и не постепенно, а очень даже быстро.
В-четвёртых, не стоит сразу выдавать "рыбные места", не рассказывайте закономерностей умножения (быстрый счёт). Пусть пока ребёнок выполняет сложение самостоятельно и честно. Какие-то закономерности он увидит сам, а какие-то можно будет подсказать, если они встречаются часто, а ученик их всё равно не заметил.
К таким закономерностям можно отнести, например, "умножение на 4 - суть два раза сложить число само с собой", "при умножении на 5 ответ будет заканчиваться на 0 или 5", и т. п.
Нематематические закономерности рассказывать вовсе не стоит (типа 5678 -> 56=7*8)
В-пятых, чисто психологический совет. Следите за эмоциональным состоянием ребёнка. Ловите момент, когда ему будет удобно заниматься, не заставляйте считать, если видите, что он утомился. Первые разы, возможно, придётся ограничиться двумя-тремя примерами, но со временем можно даже выходить за пределы десятка и умножать уже двузначные числа. Во многом будет удобно начинать заниматься, когда ребёнку скучно и нечего делать. При этом постарайтесь не превращать занятия в игру.
Эти приёмы, возможно, потребуют больше времени и сил от взрослых, чем простое механическое заучивание, но зато сильно облегчат жизнь ребёнку, и результат будет куда шире, чем просто выученная таблица умножения.