Рубрика: «Культурная среда»
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Филипп Андреевич Малявин (1869 – 1940) – русский и советский живописец, график, представитель русского модерна. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Сложно определить точно, то ли Малявин увековечил и популяризовал во всем мире колоритный, манящий образ русской крестьянки, то ли малявинские бабы, ставшие уже именем нарицательным, обессмертили имя художника. В любом случае, подавляющее большинство наиболее впечатляющих и известных картин Малявина импрессионистским образом фиксируют самую суть, чистую эссенцию сильных, а где-то и могучих, но прекрасных в своей ошеломляющей мощи женщин из народа.
Родился в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в многодетной крестьянской семье.
Художник, вышедший из самых недр народа, обладающий исключительным, самобытным и мощным талантом. Он рано стал выделяться своими художественными способностями рисовал везде, где мог и чем мог. Его художественные склонности были замечены и семьей, и жителями села.
Когда Малявину исполнилось 16 лет, в деревню приехал афонский монах, навестить своих родственников, возвращался обратно он уже с будущим художником. Филиппа снарядили и отправили на Афон учиться иконописному делу на деньги, собранные «всем селом».
Там он пробыл шесть лет послушником в монастыре святого Пантелеймона, работал в иконописной мастерской и расписывал стены небольшой церкви.
В 1891 году на Афон приехал скульптор Владимир Александрович Беклемишев, который увидел работы Малявина и был поражен его талантом. Вернувшись в Россию, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря и убедил его уехать в Петербург, где поселил его у себя и подготовил к поступлению в Императорскую Академию художеств. 1892 году Филипп Малявин поступил в Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. За два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставляться на передвижных выставках.
В 1900 году картина Малявина - «Смех» была выставлена на всемирной выставке в Париже, где Филиппу Андреевичу была присуждена золотая медаль. Впоследствии картина произвела фурор на вернисаже русской живописи в Венеции, где ее приобрело итальянское правительство для Венецианской Академии.
Подготовлено Вероникой Эйдлин на основе статьи Марии Плавинской.
Другие публикации рубрики «Культурная среда»