Увеличение Нового флота происходило растущими темпами, по мере модернизации судостроительных мощностей и накопления опыта инженерами и рабочими. Новый законопроект по усилению флота, внесенный сенатором от Пенсильвании Кэмероном (заметьте, что не от Айовы или Канзаса!) предусматривал постройку десяти бронепалубных крейсеров. Сенат, однако, после жарких прений, урезал осетра, оставив четыре крейсера. А комитет по согласованию между Сенатом и Палатой представителей-до двух.
Именно два крейсера водоизмещением порядка 4000 тонн, скоростью 19 узлов и стоимостью в пределах полтора миллиона долларов за штуку, и профинансировал Конгресс актом 3 марта 1887 года.
Проект был подготовлен военно-морским департаментом, на основе "Ньюарка", но с более мощной силовой установкой. После подведения итогов конкурса был, тем не менее, принят другой проект, подготовленный Крампом на основе крейсера "Балтимор" С-3 с двигателями производства того же завода и с вариантами вооружения. 29 ноября 1887 года с Крампом был заключен контракт на постройку крейсера за 1 350 000 долларов.
В итоге родословная проекта уходила корнями в "проект крейсера для испанского флота" Армстронга. Проигравший в конкурсе и не ставший "Рейна Рехенте" проект Армстронг тут же перепродал испанским недругам-американцам. Крамп по этому проекту построил один из самых удачных первых американских крейсеров-"Балтимор".
Так в американском флоте появился первый эльсвикский крейсер. Проект "Балтимора" был творчески доработан американскими конструкторами. В итоге на свет появился вариант "американского эльсвика", основным отличием стало появление единого калибра, 152 мм. В начале века по этой схеме будет перевооружен и "Балтимор". Единая батарея состояла из двенадцати 152 мм пушек в одиночных щитовых установках.
Скорострельная артиллерия была стандартной- четыре 6-фунтовых , четыре 3-фунтовых, две однофунтовых , три 37-миллиметровых револьверных пушки и четыре картечницы гатлинг.
Второй крейсер, в соответствии с актом Конгресса, должен был быть по возможности построен на западном побережье. В том регионе Крамп ничем не мог помочь. Контракт заключили с Union Iron Works в Сан-Франциско на 1428 000 долларов за крейсер по проекту морского департамента. За меньший на 320 тонн корабль переплатили 78 тысяч долларов, но вложения посчитали оправданными для развития судостроения в этом регионе. Это был крейсер "Сан-Франциско" С-5. Но это совсем другая история.
Крейсер заложили 22 марта 1888 года на верфи Крампа в Филадельфии, на воду он сошел 7 сентября 1889 года. Крестной матерью стала мисс Мэри Браун «Минни» Ванамейкер , дочери торговца и филантропа Джона Ванамейкера. Корабль получил имя в честь города Филадельфия, штат Пенсильвания, став четвертым этого имени в американском флоте.
Он стал шестым бронепалубным крейсером Нового стального флота США. "Филадельфия" получил по единой сквозной нумерации обозначение C-4.
В строй он вошел 28 июля 1890 года, первым командиром корабля стал капитан Альберт С. Баркер . Пробный выход в море произошел 5 августа 1890 года, на испытаниях крейсер превысил контрактную скорость на 0,678 узла, что обещало Крампу очередную премию в 135 600 долларов. Однако Крампу выплатили только 100 тысяч, так как согласно решению морского департамента доплата производится только за каждые полные четверть узла.
«Филадельфия» USS Philadelphia (C-4). William Cramp & Sons, Филадельфия . Номер верфи: 257. Заложен 22 марта 1888 года. Спущен на воду 6-7 сентября 1889 года. Введён в эксплуатацию 28 июля 1890 года. Выведен из состава флота 22 сентября 1902 года. Принимающее судно с 12 мая 1904 года. Плавучая тюрьма с 4 ноября 1912 года. Принимающее судно с 19 января 1916 года. Реклассифицирован в IX-24 17 июля 1920 года. Исключен 24 ноября 1926 года. Сдан на слом в 1927 году.
Водоизмещение 4324 длинных тонны (4393 т) (стандарт), 5304 длинных тонны (5389 т) (полная нагрузка). Длина 99,82/102,11 м. Ширина 14,78 м. Осадка 5,84-5,94 м.(средняя осадка)7,16 м) (максимальная осадка)
Бронирование-палуба — 63 мм ( скосы 102 мм), рубка — 76 мм, щиты орудийные 76 мм.
Двигатели-2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 двойных цилиндрических паровых котла и 5 обычных котлов, 9000 л.с. 10 064 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19 узлов, 19,91 узлов скорость на испытании . Запас угля 1031 тонн. Дальность 6354 -6800 морских миль при скорости 10 узлов Экипаж 384 человека.
Вооружение-12 × 1 — 152-мм/30 Mk III, 4 × 1 — 57-мм/40 Hotchkiss Mk I / II 6-фунтовых , 4 — 47-мм/40 Hotchkiss Mk I / Driggs-Schroeder Mk I 3-фунтовые , 2 × 1 — 37-мм /20 Hotchkiss Mk I однофунтовые, 2 × 11,4 мм картечницы Гатлинга
Общие характеристики (1914 г.) :9 × котлов, 8688 л.с. (на испытаниях). Экипаж 187 человек. Все вооружение снято. Корабль внесен в список "Необслуживаемый для военных целей"
Высокобортный стальной корпус крейсера с двумя мачтами и двумя дымовыми трубами напоминал стандартный эльсвикский крейсер. По проекту было предусмотрено парусное вооружение под трехмачтовую шхуну, но его вскоре демонтировали.
Двухвальная силовая установка состояла из двух горизонтальных двигателей тройного расширения и котлов в необычном сочетании- четыре двусторонних шотландского типа, один односторонний и четыре локомотивных. Расчетная мощность в 10 500 л.с. должна была обеспечить скорость в 19 узлов. На испытаниях крейсер достиг 19 узлов всего при 8814 л.с. Запас угля составлял 525 тонн. Расчетная дальность 6354 мили на 10 узлах.
Основное бронирование крейсера-бронепалуба, в плоской части 64 мм толщиной, на скосах до 100 мм. Боевая рубка и орудийные щиты имели толщину 76 мм.
Основное вооружение корабля- двенадцать 152 мм /30 орудий Mark I обр. 1883 года на верхней палубе, по два стояло на носу и корме, восемь-в бортовых спонсонах. Схема размещения совпадает с модернизированным вариантом "Балтимора", только орудия на миделе в спонсонах. Одиночные установки имели массу 4994 кг. Бронебойный снаряд весом 47,7 кг с начальной скоростью 594 м/с при угле возвышения 15,3° поражал цель на дистанции 8230 метров. Скорострельность-полтора выстрела в минуту. Пушки были доработаны в скорострельные в 1898 году.
Противоминное вооружение стандартное-четыре 6-фунтовых (57 мм) пушки, четыре 3-фунтовые (47 мм револьверные пушки Гочкисса , две 1-фунтовые (37 мм) револьверные пушки Гочкисса и две 11,4 мм картечницы Гатлинга .
Проект предусматривал установку четырех 356 мм торпедных аппаратов, но их так и не смонтировали.
В 1904 году "Филадельфия" стал принимающим кораблем и все вооружение было снято.
18 августа 1890 года "Филадельфия" был назначен флагманом Североатлантической эскадры под флагом контр-адмирала Бэнкрофта Герарди. С января по май 1891 года он возглавлял эскадру в походе по Вест-Индии, защищая американские интересы в регионе. Затем эскадра ушла на север, в район Новой Шотландии. В феврале 1892 года флагман опять на юге, в уругвайском Монтевидео.
В апреле 1893 года участвовал в качестве флагмана в приеме иностранных кораблей на Хэмптонском рейде, во время празднования 400 летия открытия Америки Колумбом (Columbian Review). 27 апреля флот проинспектировал президент Гровер Кливленд, а затем начались торжества. В Параде участвовали 12 американских и 23 иностранных военных корабля. 31 мая парадную эскадру расформировали, а уже 30 июня "Филадельфия" направился из Нью-Йорка к новому месту службы-на Тихоокеанский флот. Путь пролегал вокруг Южной Америки. На тот момент это был самый дальний переход только на угле, без парусов, для американского военного флота.
22 августа 1893 года крейсер прибыл в Сан-Франциско, где также стал флагманом соединения. Здесь он посетил южноамериканские порты, Гавайи и западное побережье США. Начало испано-американской войны он встретил находясь в резерве с 18 декабря 1897 года. Причем мобилизовали его лишь 9 июля, после битвы при Кавите противника у американского флота на Тихом океане не осталось.
"Филадельфия" снова возглавил Тихоокеанскую эскадру под флагом контр-адмирала Дж. Н. Миллера .
Год был удачным для американцев. Помимо завоеванных Филиппин, Гуама, Пуэрто-Рико и вассальной Кубы, под юрисдикцию США перешла и Гавайская республика. 3 августа крейсер прибыл в Гонолулу, а 12 августа, в присутствии "Филадельфии" и парового шлюпа "Могикан" состоялась церемония передачи Гавайских островов Соединенным Штатам. Большинство граждан Гавайев торжество проигнорировали.
В Тихом океане было еще много интересных американцам островов. Следующим заданием для крейсера стало усмирение туземцев на островах Самоа, где началась межплеменная война. Архипелаг совместно управлялся представителями США, Британии и Германии. 1 апреля 1899 года десантный отряд с крейсера сошел на берег в районе Валеле и совместно с британцами отправился в карательную экспедицию.
Однако местный король Матаафа, поддерживаемый немцами, на острове Упола организовал грамотную засаду на колонизаторов, которые потеряли 7 убитых и 7 раненых. Четверо убитых были американцами, в т.ч. два офицера. Король был удачлив и в других боях, Самоа в итоге разделили немцы и американцы, англичане взамен выторговали себе преимущества на Соломоновых островах. 21 мая 1899 года крейсер покинул гостеприимные острова и вернулся на западное побережье.
6 февраля 1900 года контр-адмирал Каутц перенес свой флаг на броненосец "Айова" ВВ-4, а крейсер после двух лет службы в рядовых, 22 сентября 1902 года был переведен в резерв.
На этом его служба в боевом составе закончилась. С 12 мая 1904 года его использовали как принимающее судно на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. 4 ноября 1912 года назначили плавучей тюрьмой, с 10 января 1916 года вернули на должность принимающего судна, присвоив 17 июля 1920 года бортовой номер IX-24 (для различных вспомогательных судов).
24 ноября 1926 года его исключили из списков флота, а в 1927 году на аукционе продали Луи Ротербергу.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам