Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Основная концепция
Использование педагогической технологии «Перевернутый класс» подразумевает метод обучения, согласно которому учащиеся не выполняют традиционные домашние задания дома. Вместо этого они просматривают видеолекции в сети, самостоятельно изучая новый материал. Придя на урок, школьники вместе с учителем занимаются выполнением практических заданий, позволяющих закрепить полученные знания. Иными словами, педагогическая технология «Перевернутый класс» предполагает выполнение работы, для которой используются традиционные методы в школьное время и наоборот.
Авторы методики
Кто придумал педагогическую модель перевернутого класса? Пионерами этой технологии являются учителя химии Джонатан Бергманн и Аарон Сэмс. Чтобы не тратить время на объяснение нового материала на уроке, они сначала записали, а затем разместили в Интернете учебные занятия и видеоклипы, предназначенные для старшеклассников. Школьникам понравился такой формат, после чего учителя всего мира, вдохновленные примером коллег, начали записывать видеолекции с содержанием изучаемых тем.
Суть технологии
Педагогическая технология перевернутого класса - это инновационная модель обучения, в которой типичное изложение лекций и организация домашнего задания осуществляется по принципу «наоборот». Учитель с помощью специальных электронных программ пишет новую тему. После этого он помещает ее на ресурс, доступный всем ученикам класса. Кроме того, их можно отправить школьникам, либо видеолекцию «скидывают» на носитель информации ученика. Иногда к материалу прилагается небольшое задание. Это позволяет ученику самостоятельно проверить на сколько он понимает новую тему урока. На уроках по технологии «Перевернутый класс» дети выполняют упражнения, обсуждают проекты и проводят дискуссии.
Ключевые понятия
В технологии перевернутого обучения в классе используются термины «водкаст», «подкаст» и «пре-водкастинг». Это ключевые понятия этой технологии.
Подкаст - звуковой файл. Автор, создавший такую аудиоколлекцию, рассылает ее по подписке через Интернет. Получатели могут загружать подкасты на свои личные мобильные или стационарные устройства. Также есть возможность слушать лекции онлайн.
Водкаст - это тот же продукт, что и подкаст, только с видео файлами.
Пре-водкастинг - это образовательный метод, с помощью которого школьный учитель создает водкаст с записью своей лекции. Это позволяет студентам ознакомиться с темой до начала занятия, на котором она будет рассматриваться.
Видеолекции в учебном процессе иногда используются с использованием специально разработанного для этого программного обеспечения, а именно:
- CMS. Эта система используется для создания и дальнейшего контроля содержания учебного материала.
- Lms. Это система дистанционного обучения, которая предоставляет ученику доступ к учебным материалам, а также организацию горизонтальных и обратных ссылок.
Использование модели обучения Inverted Class (Перевернутый класс) способно найти свое применение именно из-за наличия Интернета, где всегда можно посмотреть видео с новым материалом.
Как работает технология?
Единой модели обучения «Перевернутый класс» в настоящее время не существует. Этот термин широко используется для описания структуры любого урока, построенного на предварительном просмотре записанной лекции с ее последующим обсуждением, проводимым непосредственно во время урока в школе.
В некоторых моделях технологии «Перевернутый класс» ученики предварительно просматривают сразу несколько лекций, продолжительность которых составляет от 5 до 7 минут. Для проверки знаний, полученных из видео, запись прерывается заданиями или онлайн-опросами. При наличии непонятных моментов всегда есть возможность просмотреть материал.
Во время урока учитель может обсудить с детьми новую тему или превратить класс в своеобразную студию, в которой школьники начнут создавать, сотрудничать и применять на практике все, что они узнали из лекции. Задача учителя одновременно предлагать детям разные подходы, уточнить содержание материала, а также следить за успеваемостью учеников.
Нужно использовать
В чем ценность технологии «перевернутого класса»? Во время обычных уроков ученики не всегда могут понять учителя. Школьники не могут сделать паузу и задуматься над сказанным. В связи с этим они иногда упускают из виду самые важные моменты.
Совсем другое дело - видеолекция по методике «Перевернутый класс». Использование носителей информации дает возможность полностью контролировать для себя поток новой темы. При желании учащиеся просматривают его и при необходимости перематывают назад или вперед. Эта возможность особенно актуальна для детей с физическими ограничениями.
Задача учителя
Конечно, «перевернутый класс» - это педагогический метод, который требует от учителя дополнительной подготовки.
Особенно он ему понадобится на начальных этапах. Педагог, занимающийся организацией такой работы, должен учитывать следующие моменты:
- все обучающие видеоролики или образовательные электронные ресурсы должны сопровождаться четкими задачами обучения и пошаговыми инструкциями;
- после записи лекции необходимо иметь задания (можно предложить подготовить ученикам вопросы общего или специального характера);
- постоянно вовлекать учеников в написание небольших заметок или заметок к видеолекциям.
Преимущества метода
Каковы преимущества уроков "перевернутого класса"? К основным достоинствам модели можно отнести:
- у учителей появляется больше времени, чтобы помогать ученикам и объяснять им те разделы, которые вызвали трудности при самостоятельном изучении;
- обязательное домашнее задание для всех школьников, так как практическая его часть будет выполняться на уроках при поддержке учителя;
- отсутствие смущения у детей, которым необходимо просмотреть один и тот же материал несколько раз, чтобы окончательно его понять (ученики записывают возникшие дома вопросы, а в школе учитель их дополнительно изучает);
- возможность для учителя организовать свою деятельность на более высоком уровне, вовлекая детей на уроках в различные виды работ;
- использование возможностей Интернета, позволяющих больше общаться с детьми, что способствует формированию у учащихся ответственности за свое обучение, развитию критического мышления, а также интеллектуальных способностей.
Кроме того, инновационные технологии позволяют учащимся развивать качества, которые просто необходимы человеку 21 века в школе, на работе и в жизни. Среди них:
- инновации и творчество;
- умение решать проблемы;
- сотрудничество и навыки межличностного общения;
- информационная грамотность;
- способность адаптироваться к любым ситуациям;
- умственная гибкость;
- ИКТ-грамотность;
- самостоятельность и инициативность;
- ответственность и лидерство.
Кому подойдет метод? Роль учителя
Технология «перевернутого обучения» не сработает в тех случаях, когда ребенок не проявляет интереса к самообучению или совсем не мотивирован.
Метод "перевернутого класса" требует от учителя выполнения множества функций. Он должен вдохновлять, мотивировать и оказывать полную поддержку. Учителю предстоит привести ученика к пониманию того, что полученные самостоятельно знания являются собственностью любого человека.
Самая большая проблема современного образования - это нежелание учителей применять систему смешанного обучения на своих уроках, а также низкий уровень навыков владения передовыми технологиями. Особенно трудно учителям старой формации. Они психологически неспособны отказаться от своей обычной роли. Не каждый также может изменить планировку уроков занятий на курс индивидуального сопровождения школьников.
Роль ученика
Обучение наоборот предполагает изменение функций не только учителя. Оно влияет на аналогичные процессы и на школьников. Ведь при традиционной системе получения знаний они являются пассивными участниками процесса, так как материал поступает к ним в готовом виде. Использование перевернутой модели возлагает на детей большую ответственность. При этом они получают стимул к экспериментам.
Так, иногда деятельность на уроке возглавляют сами ученики, и общение учеников класса друг с другом становится движущей и решающей силой прогресса, что позволяет получать знания через применение практических навыков. Использование перевернутого обучения особенно эффективно, когда учитель хочет сместить приоритеты с обычного представления материала на работу ученика над его улучшением.
Недостатки методики
Как видите, идея перевернутой модели обучения довольно проста. Однако внедрение этой образовательной технологии потребует тщательной подготовки. В противном случае положительного эффекта от его использования не будет. Учителю нужно быть готовым потратить много времени и сил на запись видеолекций. При этом ему необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы классное и внешкольное обучение детей было единым целым. Только в этом случае ученики поймут основной принцип этой технологии и будут мотивированы готовиться к занятиям в аудитории.
Из недостатков методики также можно выделить тот момент, что иногда индивидуальное оборудование ученика не может позволить получить и просмотреть видеолекцию с требуемым качеством.