Вынесенный в заголовок вопрос не имеет никакого отношения к войне 1812 года.
Что интересно, и Отечественная война с Наполеоном, и Великая Отечественная война имеют много схожего.
Как мы все знаем, у Советского Союза и Третьего Рейха был договор о ненападении, который Гитлер нарушил.
Императоры Наполеон и Александр тоже заключили свой договор о ненападении, и многом другом. Причём, в результате, Россия приняла участие в войне (вместе с Наполеоном), в которой потеряла четырёх солдат (два убито и два ранено) и приобрела Тарнопольскую область. В какой-то степени сей договор послужил причиной присоединения Россией Финляндии.
Так вот Наполеон (как и Гитлер) договор нарушил.
Но, если СССР и Германия до 22-го июня 1941 года меж собой не воевали, то война между Россией и наполеоновской Францией началась задолго до того, как Великая армия перешла Неман.
И вот поставленный мною вопрос относится именно к тому периоду.
Отношение к французской революции в России было, естественно, негативное. Что и понятно, ибо ещё никогда насильственное свержение власти (какой-бы ужасной она не казалась) не приносило пользы стране, где это происходит, равно как и её соседям.
Но при этом внешнюю политику нашу иначе как разумной не назовешь: одобрять не станем, но и вмешиваться, тем более военной силой, в события столь дальние от нас, нужды нет.
Но потом Наполеон захватил Мальту. Беда в том, что Павел I был не только русским императором, но ещё и великим магистром (гроссмейстером) Мальтийского ордена. Казалось бы, где Мальта и где Россия, как можно сравнивать.
Но в результате русская армия под командованием Суворова отправилась бить французов в Италию, а флот, под командованием Ушакова, пошёл в Средиземное море с той же целью. Было много славных побед русского оружия, которые не принесли никакой пользе ни России, ни даже Мальтийскому ордену, зато кроме русской пролилось много.
После чего России из коалиции вышла.
Наполеон желания воевать с Россией не испытывал, «жизненное пространство» ему, если у нужно было, то всяко в другом направлении. Всех русских пленных одели и вооружили, без всякого выкупа отправили обратно в Россию. Кстати, пленным из других стран такой привилегии не было, их судьбы был намного хуже.
Во всем мире к Наполеону отношение к тому времени изменилось, в России тоже: к тому ведь времени во Франции была уже не какая-то республика (даже само слово в то время произносилось с ненавистью), а, как и положено, возникла империя, пусть во главе не кто-то из родственных почти всем европейским монархам, а «корсиканский выскочка», но в любом случае — сама Франция снова изменилась, и с ней уж можно бы было искать общий язык. Тем более нашей стране.
Делить России и Франции было явно нечего, зато в результате борьбы между главными европейским державами, Российская империя (оставаясь в стороне) могла много приобрести. Тем более, что сам Наполеон собирался совместно с Россией отнять у Британской империи Индию.
Интересы России в Европе (реальные) были не так уж велики. Большая часть русских земель, захваченных Речью Посполитой, понемногу возвращалась. Ещё были земли, находившиеся в составе Австрии, а также Восточная Пруссия. Последняя хоть и не относилась к исконно русским территориям, но всё-таки уже была некогда присоединена к России и присягу на верность императрице Елизавете Петровне давала. Всё это Россия могла бы приобрести, тем более, что, как сказано выше, Тарнопольская область нам и отошла.
Кроме того, пока в Европе шли разборки, никто бы не помешал России спокойно присоединить Молдавию и Валахию, а, возможно и Болгарию с Сербией, осуществить «Греческий проект» Екатерины Великой: восстановить Греческое королевство со столицей в Константинополе. То есть восстановить Византию, разумеется под российским протекторатом.
Существование же Османской империи не считалось обязательным вообще. Далее же русские интересы несомненно включали Сирию, Палестину и другие земли, для христиан важные. Не говоря уж про то, что и армейские земли совершенно не должны находится под властью турок.
А там уже и правда можно про Индию думать.
Вместо всего этого, в 1805 году Россия присоединилась к очередной (третьей) коалиции против Наполеона, притом, что никаких целей, важных для России там даже в далёкой перспективе не высвечивалось. И пошло… с этого момента, приход Наполеона в Россию был уже, скорее всего, неизбежен.
А зачем? Конечно, у императора Александра и русского общества, наверное, были какие-то, важные для них интересы, и в тот момент, может быть, иначе было и не поступить.
Но с позиции сегодняшнего дня не видно никакой пользы для нашей страны в войнах против Наполеона.