Броненосцы береговой обороны. И вся королевская рать. "Густав V"
Броненосцы береговой обороны. Боги шведских фьордов. «Оден».
Броненосцы береговой обороны.Шведы возвращаются в море. "Свеа"
Мониторы. Возвращение домой. «Джон Эрикссон»
Броненосные крейсера.Три жизни ангела-хранителя."Фюльгия".
Лёгкие крейсера. Вооруженный нейтралитет. «Тре Крунур».
Шведский флот (Svenska marinen) как централизованная организация сложился в IX-XIV веках объединением флотилий приморских регионов на основе традиций знаменитых викингов.
После выхода из Кальмарской унии, объединявшей всю Скандинавию, Швеция стала самостоятельным королевством. 7 июня 1522 года, через год после отделения Швеции от Кальмарской унии, Густав Ваза купил несколько судов у ганзейского города Любек. Этот день считается официальным днем рождения современного шведского флота. Богатые морские традиции, близость к источникам тогдашнего морского сырья и активная политика королевской власти сделали шведский флот одним из сильнейших в мире и практически гегемоном на Балтике.
Корабли Шведского Королевского флота имеют в шведском языке префикс HMS (Hans / Hennes majestäts skepp , Корабль Его / Ее Величества). Из-за сходства до степени смешения с аналогичным обозначением в британском флоте, англичане обычно указывают его как HSwMS, Корабль Его Шведского Величества.
Столкновение с Россией в 18-ом веке положило конец претензиям Швеции на статус великой державы, но вплоть до конца века шведы могли наносить чувствительные удары по нашему Балтийскому флоту.
Несмотря на принятую в 1814 году политику нейтралитета, Швеция все это время является обладателем мощного и сбалансированного флота. Более того, в 1905(без учета немцев) , 1918 и 1945 годах она, неожиданно, снова становилась на несколько лет обладателем самого мощного флота на Балтике.
Первые пароходы появились в шведском флоте только в 1852 году.
Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона -Шведский военный флот состоит из: 10 броненосцев 1 класса, вместимостью от 3100 до 3650 тонн, 4 броненосцев 2 класса, от 1500 до 1600 тонн, 7 броненосцев 3 класса, по 460 тонн, 1 канонерки 2 класса, в 280 тонн, 15 миноносок 1 класса, от 67 до 92 тонн, 11 миноносок 2 класса, от 40 до 58 тонн, 4 корветов от 1500 до 2000 тонн, 2 канонерок по 190 тонн, 1 торпедной лодки в 190 тонн, 1 судна-мастерской в 175 тонн, 4 учебных судов от 138 до 312 тонн.
Общая вместимость военного флота — около 55000 тонн; вооружение — 290 пушек, в том числе 36 большого калибра, 87 среднего (из них 73 скорострельные) и 167 малого (все скорострельные), 97 митральез и 52 торпедных труб. Общая сумма лошадиных сил — около 102 000. Все суда, кроме 3 миноносок, построены в Швеции. Личный состав шведского флота в 1900 г.: 442 офицера, 389 унтер-офицеров, 1939 матросов, 440 боцманов, 200 юнг и 306 артиллеристов. К этому надо прибавить 18264 человека ополчения, из которых 2301 причислены к морскому артиллерийскому парку Карлскроны.
Основной боевой силой флота были броненосцы береговой обороны -"Оскар II", 4 типа "Эран", "Дристигетен", 3 типа "Оден", 3 типа "Свеа". Во время войны и после нее были построены еще три броненосца типа "Сверье".
В 1907 году в строй вступил и уникальный броненосный крейсер "Фульгия", один из самых маленьких в мире.
На август 1914 года в строю было 12 броненосцев береговой обороны (построен за войну еще 1),1 броненосный крейсер, 8 эсминцев(построено 2), 31 миноносец, 8 подводных лодок(построено 7), 5 канонерок,10 мониторов и 6 минзагов.
Практически все корабли были шведской постройки, в 1900-1918 годах лишь два эсминца, один миноносец и одна подлодка были куплены за границей.
Двусмысленная, а точнее прогерманская позиция Швеции привела к знаменитому рейду Балтфлота в начале войны с целью копенгагировать шведский флот, воспринимавшийся вполне серьезным противником, особенно совместно с германцами. Однако дипломаты успели остановить Эссена и "акция" не состоялась.
В декабре 1914 года в Мальмё на всескандинавском саммите все три короля заявили о нейтралитете всех трех государств. При этом Швеция была стратегическим поставщиком для германской промышленности и окном в мир. Более того, именно через Швецию вели торговые дела с Германией русские предприятия, продолжая получать оттуда заказанные запчасти и оборудование. Только бизнес...
Однако у Антанты имелись свои рычаги давления. Костлявая рука голода (Швеция импортировала около половины продовольствия, а голодающая Германия тут ничем помочь не могла) заставила шведов более благосклонно воспринимать интересы Антанты.
В боевых действиях шведский флот не участвовал, кроме ,разве, высадки на Аланды в феврале 1918 года. Тем не менее Швеция потеряла около 700 моряков на потопленных обеими сторонами торговых судах.
После войны и гражданской войны России шведы стали снова обладателями самого большого балтийского флота. В итоге шведы сократили военный бюджет в два раза и отказались от достройки серии из пяти броненосцев типа "Sverige".
В период с 1925 по 1936 год флот пополнился авианесущим крейсером "Gotland" и несколькими современными эсминцами, подводными лодками и патрульными кораблями.
Когда обстановка в Европе в 30-х годах вновь изменилась, шведы лихорадочно начали укреплять оборону, особенно флот. Чуть было не стали снова строить броненосцы береговой обороны, но подзадержались, а потом уже и не надо стало. А вот легкие силы начали активно усиливать. Строили малые подводные лодки, в Италии заказали проект легкого крейсера и купили несколько кораблей (два эсминца, два миноносца и четыре торпедных катера).
Закон об обороне с новыми вызовами шведы приняли в 1936 году, а в 1938 году свет увидела 5-летняя программа усиления флота. Завершив ее к 1 августу 1943 года, шведы располагали 228 боевыми и вспомогательными кораблями, еще 12 достраивались.
В строю были-1 авиакрейсер (11 самолетов), 7 броненосцев береговой обороны, 1 легкий крейсер, 11 эсминцев, 19 подводных лодок, 64 сторожевых, тральных и патрульных корабля, 54 торпедных и сторожевых катера. Хотя часть кораблей была не первой молодости, но зато со своевременно проведенной модернизацией.
Кроме того шведский торговый флот имел более 1500 судов тоннажем 1,2 миллиона тонн.
В эту войну шведы также несли потери, в основном в торговом флоте, снабжавшем фашистскую Германию. Всего было потеряно более 200 судов, из них около десятка-на счету подводников КБФ.
На немецкой мине в шведских водах 16 апреля 1943 года погибла шведская подлодка "Ульвен" со всем экипажем.
Шведские боевые корабли конвоировали свои и немецкие транспорты в Германию и территориальных и в нейтральных водах, что приводило к многочисленным столкновениям. Потери шведов составили восемь кораблей и 92 убитых . Действия же шведов, по некоторым данным, привели к гибели двух советских подлодок типа "С". Но эта тема еще не закрыта, долгое время ее из-за соображений добрососедства практически не изучали.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам