Найти тему
Морская коллекция

Флот Швеции. Список статей и справочные данные.

Броненосцы береговой обороны. И вся королевская рать. "Густав V"

Броненосцы береговой обороны. Боги шведских фьордов. «Оден».

Броненосцы береговой обороны.Шведы возвращаются в море. "Свеа"

Мониторы. Возвращение домой. «Джон Эрикссон»

Броненосные крейсера.Три жизни ангела-хранителя."Фюльгия".

Лёгкие крейсера. Вооруженный нейтралитет. «Тре Крунур».

-2

Шведский флот (Svenska marinen) как централизованная организация сложился в IX-XIV веках объединением флотилий приморских регионов на основе традиций знаменитых викингов.

После выхода из Кальмарской унии, объединявшей всю Скандинавию, Швеция стала самостоятельным королевством. 7 июня 1522 года, через год после отделения Швеции от Кальмарской унии, Густав Ваза купил несколько судов у ганзейского города Любек. Этот день считается официальным днем рождения современного шведского флота. Богатые морские традиции, близость к источникам тогдашнего морского сырья и активная политика королевской власти сделали шведский флот одним из сильнейших в мире и практически гегемоном на Балтике.

Корабли Шведского Королевского флота имеют в шведском языке префикс HMS (Hans / Hennes majestäts skepp , Корабль Его / Ее Величества). Из-за сходства до степени смешения с аналогичным обозначением в британском флоте, англичане обычно указывают его как HSwMS, Корабль Его Шведского Величества.

Столкновение с Россией в 18-ом веке положило конец претензиям Швеции на статус великой державы, но вплоть до конца века шведы могли наносить чувствительные удары по нашему Балтийскому флоту.

Несмотря на принятую в 1814 году политику нейтралитета, Швеция все это время является обладателем мощного и сбалансированного флота. Более того, в 1905(без учета немцев) , 1918 и 1945 годах она, неожиданно, снова становилась на несколько лет обладателем самого мощного флота на Балтике.

-3

Первые пароходы появились в шведском флоте только в 1852 году.

Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона -Шведский военный флот состоит из: 10 броненосцев 1 класса, вместимостью от 3100 до 3650 тонн, 4 броненосцев 2 класса, от 1500 до 1600 тонн, 7 броненосцев 3 класса, по 460 тонн, 1 канонерки 2 класса, в 280 тонн, 15 миноносок 1 класса, от 67 до 92 тонн, 11 миноносок 2 класса, от 40 до 58 тонн, 4 корветов от 1500 до 2000 тонн, 2 канонерок по 190 тонн, 1 торпедной лодки в 190 тонн, 1 судна-мастерской в 175 тонн, 4 учебных судов от 138 до 312 тонн.

Общая вместимость военного флота — около 55000 тонн; вооружение — 290 пушек, в том числе 36 большого калибра, 87 среднего (из них 73 скорострельные) и 167 малого (все скорострельные), 97 митральез и 52 торпедных труб. Общая сумма лошадиных сил — около 102 000. Все суда, кроме 3 миноносок, построены в Швеции. Личный состав шведского флота в 1900 г.: 442 офицера, 389 унтер-офицеров, 1939 матросов, 440 боцманов, 200 юнг и 306 артиллеристов. К этому надо прибавить 18264 человека ополчения, из которых 2301 причислены к морскому артиллерийскому парку Карлскроны.

-4

Основной боевой силой флота были броненосцы береговой обороны -"Оскар II", 4 типа "Эран", "Дристигетен", 3 типа "Оден", 3 типа "Свеа". Во время войны и после нее были построены еще три броненосца типа "Сверье".

В 1907 году в строй вступил и уникальный броненосный крейсер "Фульгия", один из самых маленьких в мире.

На август 1914 года в строю было 12 броненосцев береговой обороны (построен за войну еще 1),1 броненосный крейсер, 8 эсминцев(построено 2), 31 миноносец, 8 подводных лодок(построено 7), 5 канонерок,10 мониторов и 6 минзагов.

Практически все корабли были шведской постройки, в 1900-1918 годах лишь два эсминца, один миноносец и одна подлодка были куплены за границей.

Двусмысленная, а точнее прогерманская позиция Швеции привела к знаменитому рейду Балтфлота в начале войны с целью копенгагировать шведский флот, воспринимавшийся вполне серьезным противником, особенно совместно с германцами. Однако дипломаты успели остановить Эссена и "акция" не состоялась.

В декабре 1914 года в Мальмё на всескандинавском саммите все три короля заявили о нейтралитете всех трех государств. При этом Швеция была стратегическим поставщиком для германской промышленности и окном в мир. Более того, именно через Швецию вели торговые дела с Германией русские предприятия, продолжая получать оттуда заказанные запчасти и оборудование. Только бизнес...

Однако у Антанты имелись свои рычаги давления. Костлявая рука голода (Швеция импортировала около половины продовольствия, а голодающая Германия тут ничем помочь не могла) заставила шведов более благосклонно воспринимать интересы Антанты.

Шведский броненосец береговой обороны «Швеция» (Sverige) на Аландских островах, март 1918 года (Imperial War Museums)
Шведский броненосец береговой обороны «Швеция» (Sverige) на Аландских островах, март 1918 года (Imperial War Museums)

В боевых действиях шведский флот не участвовал, кроме ,разве, высадки на Аланды в феврале 1918 года. Тем не менее Швеция потеряла около 700 моряков на потопленных обеими сторонами торговых судах.

После войны и гражданской войны России шведы стали снова обладателями самого большого балтийского флота. В итоге шведы сократили военный бюджет в два раза и отказались от достройки серии из пяти броненосцев типа "Sverige".

В пе­риод с 1925 по 1936 год флот пополнился авианесущим крейсером "Gotland" и несколькими современными эсминцами, подводными лодками и патрульными кораблями.

Когда обстановка в Европе в 30-х годах вновь изменилась, шведы лихорадочно начали укреплять оборону, особенно флот. Чуть было не стали снова строить броненосцы береговой обороны, но подзадержались, а потом уже и не надо стало. А вот легкие силы начали активно усиливать. Строили малые подводные лодки, в Италии заказали проект легкого крейсера и купили несколько кораблей (два эсминца, два миноносца и четыре торпедных катера).

Сверье, Дроттнинг Виктория, авианесущий крейсер Готланд и броненосец типа Эран  в Стокгольме в 1934 году.
Сверье, Дроттнинг Виктория, авианесущий крейсер Готланд и броненосец типа Эран в Стокгольме в 1934 году.

Закон об обороне с новыми вызовами шведы приняли в 1936 году, а в 1938 году свет увидела 5-летняя программа усиления флота. Завершив ее к 1 августу 1943 года, шведы располагали 228 боевыми и вспомогательными кораблями, еще 12 достраивались.

В строю были-1 авиакрейсер (11 самолетов), 7 броненосцев береговой обороны, 1 легкий крейсер, 11 эсминцев, 19 подводных лодок, 64 сторожевых, тральных и патрульных корабля, 54 торпедных и сторожевых катера. Хотя часть кораблей была не первой молодости, но зато со своевременно проведенной модернизацией.

Кроме того шведский торговый флот имел более 1500 судов тоннажем 1,2 миллиона тонн.

В эту войну шведы также несли потери, в основном в торговом флоте, снабжавшем фашистскую Германию. Всего было потеряно более 200 судов, из них около десятка-на счету подводников КБФ.

Густав V на артиллерийских стрельбах во время Второй мировой войны
Густав V на артиллерийских стрельбах во время Второй мировой войны

На немецкой мине в шведских водах 16 апреля 1943 года погибла шведская подлодка "Ульвен" со всем экипажем.

Шведские боевые корабли конвоировали свои и немецкие транспорты в Германию и территориальных и в нейтральных водах, что приводило к многочисленным столкновениям. Потери шведов составили восемь кораблей и 92 убитых . Действия же шведов, по некоторым данным, привели к гибели двух советских подлодок типа "С". Но эта тема еще не закрыта, долгое время ее из-за соображений добрососедства практически не изучали.

-8

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам