Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны.Шведы возвращаются в море. "Свеа".

Швеция выбыла из числа претендентов в великие,в том числе в великие морские,державы еще в восемнадцатом веке,не без активной помощи своего восточного соседа. Открытая неприязнь к огромной евроазиатской империи с тех пор-часть национального менталитета шведов.Соответственно, в шведских военных планах именно Россия всегда-наиболее вероятный противник.
На равных,конечно,никак не получалось,все-таки

Швеция выбыла из числа претендентов в великие,в том числе в великие морские,державы еще в восемнадцатом веке,не без активной помощи своего восточного соседа. Открытая неприязнь к огромной евроазиатской империи с тех пор-часть национального менталитета шведов.Соответственно, в шведских военных планах именно Россия всегда-наиболее вероятный противник.

На равных,конечно,никак не получалось,все-таки не 1700-й год на дворе.Флоту ставилась задача не допустить вновь высадку русских десантов под Стокгольмом. Из-за особенностей балтийского театра военных действий шведы и находившиеся в схожем положении датчане пришли к концепции броненосцев береговой обороны,наибольшее развитие которая получила именно в скандинавских шхерах.

В этот же период под скипетром шведской короны находилась и Норвегия,которая с 1811 по 1905 год была со Швецией в личной унии. Автономная Норвегия также имела небольшой флот аналогичной концепции.

Ставку шведы сделали на небольшие хорошо вооруженные бронированные корабли с небольшой осадкой,лучше всего подходящие для многочисленных мелководных шхер Ботнического залива.

К середине 80-х годов 19-го века основу шведского флота составляли мониторы типов «Джон Эриксон» , «Хилдур» и канонерские лодки типа «Бленда» ,постройки 60-70-х годов. Также шведы одними из первых обратили внимание на перспективы миноносцев,с 1877 года активно пополняя свой флот небольшими кораблями с торпедным вооружением. Такая вполне органичная "Молодая школа" по-скандинавски.

Но общее состояние шведского флота можно оценить как весьма плачевное.Перерыв в строительстве броненосных кораблей составил целых 14 лет.Шведский морской министр Фредрик фон Оттер почти сразу после назначения в 1875 году выступил с предложением иметь в составе флота броненосные корабли с тяжелой артиллерией.

Однако после острой дискуссии парламентарии решили отложить усиление флота на будущее.Ситуация изменилась только в 1880 году,когда на посту министра Фредерика демократично сменил его старший брат Карл Густав. Ему удалось добиться создания специальной парламентской комиссии,которая рекомендовала незамедлительно построить три броненосца.В дальнейшем,потратив 2 миллиона шведских крон в год,через 15 лет шведский флот должен был иметь 8 броненосцев и 34 миноносца.Еще через 15 лет,уже к 1913 году в строю должно было быть 14 броненосцев и 80 миноносцев.

Средства на постройку первого "морского броненосца" (первоначально его называли даже «улучшенным монитором » ) риксдаг выделил в 1883 году.Проект был создан известным шведским инженером Йёте Вильгельмом Свенсоном (на его счету была разработка шведских канонерок типа "Бленда").После доработки и утверждения проекта контракт был заключен с Motala Mekaniska Werkstad AB . В декабре 1885 году броненосец сошел на воду на верфи Линдхолмена в Гетеборге .

В истории шведского флота началась новая эпоха,он после длительного застоя и деградации ,получил броненосный мореходный высокобортный корабль,которому уже не стыдно было показаться из укромных шхер.

Новый броненосец получил национально-романтическое имя "Свеа".

Мать Svea или Swea ( Модер Свеа ) - женский символ Швеции и патриотическая эмблема шведской нации.

После напряженных парламентских дебатов риксдаг в 1887 и 1890 годах выделил средства еще на два броненосца типа "Свеа".Они были названы "Гёта" ,в честь древних предков-готов,и "Туле", как мистический остров в древней мифологии.

В 1889 и 1893 годах корабли были спущены на воду.Корабли отличались размерами,водоизмещением,составом вооружения.Например у "Свеа" и "Гёта" торпедный аппарат был в носовой части калибром 381 мм,а у "Туле" было две 457 мм торпедных трубы по одной на борт.А вместо носового торпедного аппарата "Туле" получил старый добрый таран,первым из шведских кораблей.

В итоге в середине 90-х шведы впервые за долгое время обзавелись ударной морской силой-дивизией однородных броненосцев.Это позволило им начать составление планов обороны острова Готланд с помощью флота,что мониторами и канонерками было нереально.

Первые шведские броненосцы береговой обороны типа "Свеа" предназначались для обороны побережья от атак вражеских броненосцев.В носовой части стояла башня с двумя 254 мм пушками,а в центральном каземате размещалось 4 152 мм орудия.Артиллерия была вполне современной(на "Туле" впервые появились тяжелые орудия фирмы "Бофорс"),а бронирование обеспечивало солидную защиту.

В связи с развитием скорострельной артиллерии следующая серия шведских броненосцев -типа "Один" получила более многочисленную,хотя и менее крупнокалиберную артиллерию (две 250 мм,шесть 120 мм и десять 57 мм). В том же направлении была проведена и модернизация артиллерии трех первенцев.

В 1904 году ,неожиданно для себя,благодаря уходу с Балтики 2-й Тихоокеанской эскадры ,шведский флот на несколько лет впервые с начала 18-го века получил превосходство над русским флотом . Небольшой,но неплохо подготовленный флот нейтральной державы был серьезным фактором для планирования войны на Балтике. Задержка с объявлением Швецией нейтралитета в начавшейся Первой мировой войне едва не привела копенгагизации шведского флота уже вышедшей в море русской эскадрой.Но дипломатия сработала оперативно и шведские корабли остались целы.

Катаклизмы,постигшие русский Балтийский флот в 1918 году(Ледовый поход) снова придали смелости потомкам викингов.В феврале 1918 года шведский флот высадил десант на российские тогда Аландские острова.Правда операция носила в основном гуманитарный характер-эвакуировали шведское население .Но прикрывали ее три новых броненосца береговой обороны.С островов под давлением Германии шведам пришлось уйти,немцы передали их белофиннам.

В итоге в 20-м веке Швеция имела небольшой,но боеспособный флот,с которым были вынуждены считаться могучие соседи. При этом скандинавы ориентировались на строительство кораблей своими силами.В 1900-1918 годах на зарубежных верфях были построены лишь три миноносца и одна подлодка.А вот шведская оборонная промышленность активно работала на экспорт,особенно большое распространение получили пушки концерна "Бофорс".

После потопления Флота Открытого моря в Скапа-Флоу и катастрофического состояния советского Балтийского флота после гражданской войны,шведский флот стал доминирующей силой на Балтике. Лет на 15.

Старые орудия кораблей продолжали защищать Швецию-на острове Аспо перед входом в гавань Карлскруны была создана береговая батарея на форту Элленабб. Основное вооружение форта состояло из трех 25-сантиметровых орудий, снятых с броненосцев типа "Свеа" при модернизации, с дальностью 15 км. Служили старые пушки до 1936 года.

Сами корабли были списаны - "Свеа" в 1915 году,оставшиеся числились броненосцами 1-го класса до 1923 года ,но и после этого использовались как плавбазы,блокшивы и плавучие казармы.

-2

1906 "Туле"
1906 "Туле"

-4

«Свеа» HMS  Svea    Механическая мастерская Линдхольмена (Линдхолменс Меканиска Веркстад ). Заложен март 1884. Спущен на воду 12.12.1885. Вступил в строй 20.9.1886.Исключен в 1940-1941

«Гёта» HMS  Göta          Механическая мастерская Линдхольмена (Линдхолменс Меканиска Веркстад ), Гетеборг. Заложен 1888 . Спущен на воду 16(30).9.1889 . Вступил в строй 1 июля 1891 .Исключен 12 октября 1923

«Туле» HMS  Thule         Механическая мастерская Бергсунда ,верфь Финнбод .Заложен 1891 . Спущен на воду 4.3.1893 . Вступил в строй 1.12.1893 .Исключен 12 октября 1923

«Свеа» HMS  Svea- водоизмещение 2931/3273 тонны .длина 75,7 метра. Ширина 14,8 метра. осадка 5,2 метра. скорость 15 узлов. экипаж 252 человека
вооружение
На 1886 год - 2 х 254 мм / 34 Elswick M / 1885 , 4 x 152 мм / 28 Армстронг М / 1883 , 2 х 38 мм / 40,7 Nordenfelt QF M / 1884, 4 x 25,4 мм / 35,5 Palmcrantz KSP M / 1877 , 1 х 12 мм / 78 Palmcrantz ksp M / 1875, 1 торпедная труба x 381 мм M / 1889
На 1897 год- 2 x 254 мм / 34 Elswick M / 1885, 4 x 120 мм / 45 Бофорс QF M / 1894 , 6 x 57 мм / 55 Finspång QF M / 1889B ,4 x 25,4 мм / 35,5 Palmcrantz KSP M / 1877 , 1 х 12 мм / 78 Palmcrantz ksp M / 1875 , 1 торпедная труба x 381 мм M / 1889
На 1905 год- 1 x 210 мм / 44 Бофорс М / 1898 , 7 х 152 мм / 44 Бофорс М / 1898 , 11 х 57 мм / 55 Finspång M / 1889B, 2 x 37 мм / 39 Бофорс М / 1898Б, 1 торпедная труба 381 мм M / 1889
На 1921 год- 4 x 120 мм / 45 Ssk M / 94, 2 x 57 мм / 21,3 Lk M / 1916
На 1932 год- 2 x 40 мм / 39 Vickers LvAkan M / 22

«Туле» HMS  Thule водоизмещение 3 150/3 305 тонн. длина 83,6 метра. Ширина 14,6 метра. осадка 5,1 метра. скорость 16 узлов
вооружение(по проекту)- 2 x 254 мм / 34 Elswick M / 89B, 4 x 152 мм / 33,7 Бофорс M / 89, 5 x 57 мм / 46 Ssk M / 92 , 4 x 25,4 мм / 35,5 Palmcr.KSP M / 77 ,4 х 25 мм / 35,5 Palmcr.KSP M / 84 , 2 x 457 мм торпедные трубы M / 1889
На 1903 год- 1 x 210 мм / 44 Бофорс M / 98 , 7 x 152 мм / 44 Бофорс M / 98, 11 x 57 мм / 55 Ssk M / 98B , 2 x 37 мм / 39 Ssk M / 98B

«Гёта» HMS  Göta   Водоизмещение 3097/3393 тонн . Длина 79 м . Ширина 14,8 м . осадка 5,18 м .Двигатели 4700 л.с. .Скорость 16 узлов . Экипаж 252 человека
вооружение(проект)- 2 x 254 мм / 34 Elswick M / 89A , 4 x 152 мм / 33,7 Bofors M / 89, 5 x 57 мм / 48 Ssk M / 89, 6 x 25,4 мм / 35,5 Palmcr.KSP M / 77, 4 х 25 мм / 35,5 Palmcr.KSP M / 84 , 3 x 381 мм торпедные трубы M / 1889
На 1901год- 1 x 210 мм / 44 Бофорс M / 98, 7 x 152 мм / 44 Бофорс M / 98, 11 x 57 мм / 55 Ssk M / 89B, 2 x 37 мм / 39 Ssk M / 98B, 1 х 381 мм торпедная труба M / 1889

Профиль Svea (Conways) после реконструкции, по состоянию на 1914.
Профиль Svea (Conways) после реконструкции, по состоянию на 1914.

Флаг шведского флота
Флаг шведского флота

В 1901 — 1904 годах броненосцы капитально пе­рестроены и перевооружены: вся артиллерия главного и среднего калибра уста­новлена в одноорудийных башнях.

Svea был модернизирован в 1896-97 годах, когда две 152 мм пушки были заменены 120 мм скорострельными пушками Бофорса М / 94.Тогда же были добавлены две 38-мм пушки М / 84, шесть 57-мм пушек М / 89В.

В 1905 году произошло новое обширное перевооружение-носовая двухорудийная башня была заменена одиночной 210 мм пушкой М / 98 в башне, а артиллерия среднего калибра была заменена семью 152-мм пушками М / 98 в одиночных башнях(одна кормовая и по три вдоль бортов).Легкая артиллерия состояла из одиннадцати 57-мм пушек М / 89Б.

Дальнейшие изменения произошли в 1915 году, когда две башни 152 мм были сняты, и броненосец использовался как казарма.

В 1921 году 210 мм пушка и оставшиеся 152-миллиметровые орудия демонтировали, корабль был превращен в штаб и базу подводных лодок. К концу 1920-х годов половина котлов и одна труба были удалены.

В 1932 году четыре 120 мм были сняты и единственным вооружением остались два 40-мм зенитных орудия Vickers M / 22.

В 1901 и 1903 годах две 254-мм пушки "Гёта" и "Туле" были заменены пушкой 210 мм с 98 и четыре 152-мм м / 89 заменили на семь 152 мм пушек м / 98.

Свеа до модернизации
Свеа до модернизации

Свеа после модернизации
Свеа после модернизации

Все три корабля при схожей компоновке имели разные размеры и водоизмещение.

Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин производства Motala (у "Туле"- Bergsund ) и 6 жаротрубных котлов,работающих на два вала. Мощность составляла 3100 л.с. для "Свеа"(скорость 14 узлов),4600 л.с. для "Гёта" и "Туле"( скорость 16 узлов).Запас угля-230/260 тонн.На "Гёта" стояли квадратные трубы,на "Туле"-круглые.

Основное бронирование кораблей состояло из броневого пояса толщиной 293 мм(в оконечностях до 203-147 мм) и броневой палубы 25 мм(до 49 мм).Рубку прикрывали плиты толщиной 268 мм,а орудийные башни главного калибра - 193-140 мм,среднего-115 мм.Машинно-котельные отсеки дополнительно защищались угольными ямами."Свеа" имела броню "компаунд",остальные два -производства концерна "Крезо".На башнях последних двух кораблей использовалась крупповская броня.

Артиллерийское вооружение корабля составляли два 10-дюймовых орудия 254 мм образца 1885 в двухорудийной носовой башне и четыре одинарных установки 152 мм пушек образца 1884 в каземате по две на борт.

После модернизации погонный огонь могли вести 1 210 мм и 4 152 мм орудий,ретирадный- 5 152 мм.

Мелкокалиберная артиллерия - две 37 мм пушки образца 1884,четыре четырехствольных 25,4 мм картечницы m / 77 ,десятиствольная 12 мм картечница m / 75 и четыре 25 мм картечницы в спаренных установках в центре корабля."Свеа" также имел подводный торпедный аппарат в носовой части . Имевшиеся на борту два паровых катера вооружались двумя торпедами и картечницей каждый.

У "Гёта" вооружение отличалось-на нем впервые были установлены тяжелые орудия фирмы "Бофорс"-254 мм пушки образца 1889А. Вспомогательная батарея -тоже другие пушки- образца 1889.Для защиты от миноносцев использовались 5 орудий 57 мм образца 1889,шесть четырехствольных картечниц 25,4 мм образца 1877 ,три 37 мм пушки и два надводных торпедных аппарата 457 мм вместо подводного на систершипах.На двух катерах стояли по две 25,4 мм картечницы обр. 1884.

Jacob_Hägg_-_Svea_(1886). Svea в своем первоначальном виде, ксилография после оригинала Якоба Хэгга .
Jacob_Hägg_-_Svea_(1886). Svea в своем первоначальном виде, ксилография после оригинала Якоба Хэгга .

"Гёта" после полного оснащения вошел в строй шведского королевского флота 1 июля 1891 года.В 1891-1896 годах был флагманом Прибрежного флота.В 1895 вместе с "Туле" участвовал в церемонии открытия Кильского канала.В 1897 году броненосец представлял Швецию на параде в Спитхеде,посвященном 60 летию правления королевы Виктории.После 1928 года ,в течение десятилетия, корабль был плавказармой в Хагернесе для морской авиации страны. В 1942-43 годах частично разобран на металл на стокгольмской верфи. Остатки корпуса были в 1944 проданы порту,который использовал его в качестве понтона.

 F 2 Hägernäs и HMS  Göta как плавказарма.
F 2 Hägernäs и HMS Göta как плавказарма.

"Туле" был спущен на воду 4 марта 1893 года и 1 декабря вошел в строй. Вместо носового торпедного аппарата как на "Свеа" "Туле" первым из шведских кораблей получил носовой таран.

В 1895 вместе с "Гёта" и канонеркой "Эдда" участвовал в открытии Кильского канала,

В 1923 года списан,использовался как плавказарма,а затем стал депо в Карлскроне. С 1928 года использовался как корабль-мишень,в 1933 году его разобрали на металл в Мальмё.

Туле после перестройки в 1903 году.
Туле после перестройки в 1903 году.

"Свеа" был спущен на воду 12 декабря 1885 года и . После полного оснащения корабль 20 сентября 1886 года вошел в состав королевского флота. В 1915 году два 152 мм орудия были сняты и корабль использовался в качестве плавучей казармы.

В 1921 году были демонтированы 210 мм и 152 мм оставшиеся пушки,броненосец превращен в штабной корабль и плавбазу подводных лодок.К концу 20-х он лишился половины котлов и одной трубы.В 1932 году были сняты 4 120 мм пушки,единственным вооружением корабля в этот период были две 40 мм зенитки Виккерс M / 22 .В 1941 броненосец пошел на слом, в 1943-44 в Карлскруне его разобрали на металл.

svea-modernizaciya-1904
svea-modernizaciya-1904

Свеа после перестройки около 1910 года.
Свеа после перестройки около 1910 года.

Свеа как база  подводных лодок посещает Киль в Германии в 1929 году.
Свеа как база подводных лодок посещает Киль в Германии в 1929 году.

Потомкам викингов удалось создать вполне самостоятельную линию броненосцев,обеспечивших сохранение нейтралитета. Вызывает уважение,что шведы,в отличие от русских коллег,никогда не тянули с перевооружением. Корпус мог прослужить уже пару десятилетий,а вот пушки на нем стояли самые современные. Этот подход оправдал себя во всех флотах.

А вот реальную боевую ценность кораблей,к счастью шведов,оценить не пришлось. Только для второй мировой войны такие корабли уже точно не годились,что доказала судьба норвежских и датских коллег.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.