Найти тему
Морская коллекция

Лёгкие крейсера .Вооруженный нейтралитет. «Тре Крунур».

Основой шведского флота в первой половине 20 века являлись броненосцы береговой обороны. Шведы с упоением развивали этот класс кораблей,но первые же залпы Второй мировой войны,трагичная судьба норвежских,датского,сиамского и финского броненосцев, заставили пересмотреть их значение для обороны страны. При том ,что несмотря на нейтральный статус,Швеция вплоть до середины войны не могла чувствовать себя в безопасности. Нацистская Германия без проблем оккупировала любые,хоть трижды нейтральные страны,да и позиция Советского Союза по поводу многоплановой шведской помощи нацистской промышленности и армии не гарантировала отсутствие наказания.

Если до начала войны морская программа Швеции включала постройку пары броненосцев в развитие типа "Sverige" с 254-мм орудиями ,то после мгновенной гибели норвежских броненосцев в 1940 ,в нее пришлось внести коррективы. Выбор был сделан в пользу небольших быстроходных кораблей с артиллерией среднего калибра.Решено было построить вместо броненосцев два легких крейсера. Они должны были возглавить два соединения по обороне побережья от десантов противника.Сначала пытались купить готовые корабли в США и Италии. Но удалось договориться только на покупку проекта у итальянцев .

В 1940 — 1941 гг. фирма "Кантьери Риунити делла Адриатико" подготовила проект нового крейсера на основе чертежей строящихся для таиландского флота крейсеров "Taksin" и "Naresuan". За счет роста водоизмещения с 5000 до 7000 т было усилено бронирование и более чем в два раза повышена мощ­ность ЭУ (с 40 000 до 100 000 л.с.). На ранних стадиях проекти­рования предполагалось разместить всю артиллерию ГК в трехорудийных башнях, но это вело к росту водоизмещения, и в конечном варианте лишь носовая башня осталась трехорудийной, а кормовые, как и на прототипе, — двухорудийными.

Документация поступила в Швецию в 1941 г., но к постройке приступили только два года спустя — задержка была вызвана множеством изменений, внесенных по требованию Морского со­вета. Выдача заказа на строительство на верфи в Гетеборге "Tre Kronor" произошла 5.2.1943, а на "Gota Lejon" — 12 февраля.

Тре крунур (три короны) – это национальный символ Швеции, который есть на государственном гербе и состоит из трех корон

Gota Lejon - "готский лев" .

Крейсера предполагалось вооружить 152-мм орудиями фирмы "Бофорс", заказанными Голландией для строящихся крейсеров типа "Eendracht". После оккупации Голландии германскими вой­сками в мае 1940 г. орудия оказались невостребованными.

До конца войны ко­рабли так и не вошли в строй, страну сотрясали мощные забастовки ,в т.ч. и на гетеборгских верфях ,и строительство сильно затянулось. Да и политическая ситуация улучшилась-немцам после Курска было уже не до Швеции,а от СССР были получены гарантии нейтралитета .

Всего построено два корабля: «Тре Крунур» (Tre Kronor), «Гота Лейон» ( Göta Lejon). Первые и последние лёгкие крейсера шведского флота. Самые крупные корабли шведского Королевского флота.

«Гота Лейон» HSwMS"Gota Lejon" EvG заложен 27.9.1943 (по др. данным 27.08.1943) ,спущен на воду 17.11.1945 ,вступил в строй 15.12.1947 .Продан Чили в 1971.Девиз- «Никто не провоцирует меня безнаказанно»

«Тре Крунур» HSwMS"Tre Kroner" GvS заложен 27.9.1943(по др. данным 27.08.1943) ,спущен на воду 16.12.1944 ,вступил в строй 25. 10.1947. Исключен в 1964. Девиз- «За свободу Швеции»

Водоизмещение:7 400 длинных тонн (7519 т) стандартное,9 200 тонн (9 348 т) полной нагрузки,Длина:174 м ( Tre Kronor ),182 м ( Gota Lejon ),ширина:16,45 м ,осадка :5,94 м .

Двигатели:2-ТЗА, ,100 000  л.с. ,Скорость:33 узла.Дальность :4350 морских миль при 14 узлах ,Экипаж :618 человек

Вооружение: при постройке-7 × Бофорс 152-мм пушки,Зенитные орудия 20 × 40 мм,7 × 25 мм пушки(на Tre Kronor -9),6 × торпедных аппаратов

  • Гета Лейон: после 1958 г . : 7 × 152 мм ,4 × 57 мм Бофорс, 11 × 40 мм,6 × торпедных аппаратов

Tre Kronor после 1950 года  : 7 × 152 мм ,21 × 40 мм , 6 × 20 мм,6 × торпедных аппаратов

Броня:Пояс: 70 мм (2,8 дюйма),Палуба: 30 мм (1,2 дюйма) верхняя, 30 мм (1,2 дюйма) основная,башни: 50–127 мм (2,0–5,0 дюйма),рубка: 20–25 мм (0,79–0,98 дюйма)

по др. данным-

Водоизмещение-Стандартное — 7400 т, полное — 9200 т. Длина 174/179,98 м. Ширина 16,45 м. Осадка 5,94 м.

Бронирование-Борт — 70…80+20 мм; палуба — 30+30 мм; башни — 125…50 мм; рубка — 20…25 мм

Двигатели-2 ТЗА De Laval,90 000 л. с.Скорость хода 33 узла. Дальность плавания 4350 морских миль (на 14 узлах).Экипаж 783 человека .Вооружение-1 × 3 и 2 × 2 — 152-мм/53, Зенитная артиллерия-10 × 2 и 7 × 1 — 40-мм/56. Минно-торпедное вооружение-Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата , 120 мин, 4 бомбосбрасывателя.

Послевоенная ситуация,когда крейсера вошли строй, опять сильно изменилась,в небе появилась реактивная авиация,а у двух сверхдержав-атомные бомбы.Новые крейсера почти сразу пришлось модернизировать- в 1949—1950 годах был закрыт броней открытый мостик, а также изменена конфигурация зенитной артиллерии, установлен радар,а 25-мм пушки были заменены еще семью 40-мм пушками Bofors.

На Gota Lejon в 1957—1958 шесть орудий калибра 40 мм были заменены на 57 мм, а оставшиеся пушки -на более новые модели ,была также заменена система управления огнём . Подобное обновление для Tre Kronor было отменено из-за отсутствия средств.

Крейсера имели 70 мм броневой пояс по ватерлинии и две плоские броневые палубы по 30 мм с его верхней и нижней кромки.Самые важные участки были прикрыты дополнительными плитами 20-50 мм. Верхняя палуба была выполнена из 20 мм стали.

Главная артиллерия калибра 152 мм фирмы "Бофорс"-из невыкупленного голландского предвоенного заказа могла вести огонь и по самолетам. Они могли стрелять 46- килограммовыми снарядами на дальность до 26 000 метров со скорострельностью 12–15 выстрелов в минуту и углом возвышения до 70 градусов .

Оба крейсера превысили проектную скорость. Ходит байка,что во время возвращения с коронационного парада в Спитхэде 1953 по случаю коронации Елизаветы Второй , крейсер "Свердлов" безуспешно пытался догнать уходящий за горизонт «Gota Lejon» .

Для шведской казны содержание близнецов оказалось не по карману и в 1958 их вывели из состава боевого флота. «Gota Lejon» ненадолго возвращали в строй во время маневров 1963-1964.

"Tre Kronor" был исключен из списков флота в январе 1961 г., списан в 1963 году и сдан на слом в 1970 г. Его корпус использовался как понтон для моста вплоть до 1993 года, пока не был продан в Норвегию и окончательно разделан на металл.

«Gota Lejon» собирались в 1970 сдать на слом,но в 1971 году он был продан Чили. В чилийском флоте корабль служил под названием «Almirante Latorre». В 1984 году, через 40 лет после спуска на воду, он был списан, а год спустя продан на слом в Тайвань.

Очень интересные корабли,синтез итальянской элегантности со шведским минимализмом. Весьма узнаваемый силуэт,неплохие скоростные характеристики,качественная артиллерия("Бофорс" все-таки), неплохое ПВО-почти 3 десятка автоматов и универсальный главный калибр. Даже чилийцы оценили,приобретя предназначенный на слом корабль и еще десяток лет его использовали.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам