К началу 20 века в шведском флоте направление крейсеров было более чем запущенным. Более 30 лет шведы вообще не строили крейсеров.Имея достаточно внушительную броненосную эскадры,шведы не имели кораблей для разведки и охраны коммуникаций. Задачи на новый корабль возлагались разноплановые- быть скаутом-разведчиком при броненосной эскадре и водить в атаку флотилии миноносцев. Для этого,по мнению шведских адмиралов,ему необходима хорошая защита,мощное вооружение и скорость,позволяющая уйти от более сильного противника.Ну и конечно шведский бюджет не готов был платить за него слишком много.
Проектирование и постройку шведы,в полном соответствии со здравым смыслом,возложили на свою промышленность. В итоге шведский королевский флот получил корабль весьма оригинальной конструкции,не заимствованной у зарубежных флотов.
Новый крейсер ,получил название "Фюльгия"(или "Фульгия") в честь fylgia-в скандинавской мифологии-"спутница",дух,сопровождающий человека,что-то типа "ангела-хранителя" .
При небольшом(4300 тонн) водоизмещении корабль имел мощное вооружение-8 шестидюймовых и весьма неплохих пушек "Бофорс",расположенных в двухорудийных башнях по французскому "ромбическому" стандарту.В итоге скромный шведский крейсер мог огрызаться от врагов шестью орудиями практически с любой стороны.Кроме того крейсер получил 51 мм бронепалубу по всей длине и 100 мм бронепояс в центральной части,в районе машинных отделений,хотя и не очень широкий и длинный.
Скорость не была сильной стороной "Фульгии"-всего 21,5 узел по проекту (на испытаниях смог развить 22,8 уз. при 12 440 л.с.) ,но для разведки при эскадре тихоходных броненосцев береговой обороны больше и не требовалось.Шведов она устраивала.
"Фульгия" стала безусловно самым маленьким броненосным крейсером Европы и борется за это звание в мировом масштабе с японским «Тиёда» ("Чиода","Чийода"). Японца при этом пытаются дисквалифицировать за отсутствие бронированных башен.
В отличие от своих одноклассников, после первой мировой войны безжалостно отправленных на слом, "Фульгию" рачительные шведы просто перевели в учебные корабли.
В 20-х годах она занималась активной дипломатией,демонстрируя шведский флаг множеству государств в обеих Америках, Азии и Африке. В 1925 году «Белый лебедь Швеции», как любовно называли свой корабль за парадную белую окраску скандинавы , побывал даже в советских портах Черного моря,посетив Одессу и Севастополь. 12 декабря 1927 года Fylgia столкнулась с бразильским сухогрузом SS Itapura в Сальвадоре, штат Баия , Бразилия . Итапура затонула, но все 40 членов ее команды были спасены.
Более четверти века "Фульгия" служила плавучей учебной партой для курсантов. Однако ,над Европой уже нависала тень новой мировой войны,а Швеция ,традиционно,готова была оружием защищать свой суверенитет и нейтралитет.
Шведские конструкторы посчитали весьма выгодным экономически дать вторую боевую жизнь кораблю . В 1940-1941 годах крейсер был кардинально перестроен и полностью изменил свой внешний вид. Крейсер исключен из списков флота 1 января 1953 г., ещё два года его использовали для различных экспериментов с новыми видами вооружения, включая входившие в моду противокорабельные ракеты. Затем разоружённую «Фульгию» поставили у стенки .На слом "Фульгию" отправили только в 1957 году!
«Фульгия»("Фюльгия") HSwMS Fylgia Finnbodia-Bergsund, Стокгольм Заказ на постройку был выдан 14.10.1902 г. Заложен октябрь 1903. Спущен на воду 20(21) декабря 1905 г. Введён в эксплуатацию 21 июня 1907 г. Выведен из состава флота 1953 г. Сдан на слом в 1957 г.
Водоизмещение, т 4310 / 4734.Длина, м 115,1.Ширина, м 14,78. Осадка, м 6,3. Экипаж, чел. 362
Энергетическая установка: 12 ПК Ярроу, 2 ПМ тройного расширения,12000 - проект ,12440 - испытания, Движитель -2 .Скорость, узл. 21,5 - проект,22,7 - испытания. Дальность плавания, миль. 8000 (10 уз.) / 1500 (21,5 уз.)
Вооружение:8 (4*2) -152/50 Бофорс М / 1903 ,14 (14*1) - 57 QF M / 1889(10 в казематах) , 2 × 37 мм / 39 кал. пушки M / 1898B, 2 (2*1) -450-мм ТА подв. M / 1904,Шахтные рельсы (максимум 100 мин)
Бронирование:борт 100
палуба22-35 (на скосах - 50)
башни125 - лоб,50 - бок и тыл
барбеты 100
казематы 50
рубка 100
* на 1907 год
Вооружение на период первой мировой войны- 8 × 152 мм / 50 кал. Бофорс М / 1903,10 × 57 мм / 48 кал. QF M / 1889 (6 в казематах),2 × 57 мм / 55 кал. зенитных M / 1889B, 2 × 37 мм / 39 кал. пушки M / 1898B,Торпедные аппараты 2 × 45 см M / 1904
В 1939 г. крейсер встал на масштабную реконструкцию на верфи "Оскарсхамн". Восемь угольных паровых котлов заменили на четыре нефтяных несколько большей суммарной паропроизводительности, что позволило поднять мощность на 1000 л.с. — до 13 000 л.с. Носовое котельное отделение ликвидировали, а высвободившееся пространство использовали для размещения кадетов. Носовую дымовую трубу сняли, а высоту двух оставшихся уменьшили и оснастили их небольшими колпаками. Старую надстройку демонтировали, заменив компактной, аналогичной эсминцу "Гетеборг". Кроме того, нарастили носовую оконечность, лишившуюся в результате этого таранной формы. Наибольшая длина возросла с 115,5 до 117,3м. Артиллерия главного калибра осталась без изменений, всю старую противоминную 57-мм сняли, а ее казематы заделали. На верхней палубе в районе носовой и кормовой надстроек оборудовали площадки для четырех 57-мм зенитных орудий , M / 89B-38B на кормовой надстройке — для двух спаренных 40-мм "бофорсов" м / 36 (по некоторым сведениям, впоследствии 57-мм орудия также заменили на 40-мм автоматы). На крыше носовой башни смонтировали площадку со спаренным 25-мм автоматом м / 32 , а одиночный 20-мм автомат м / 40 установили в районе квартердека. Вместо снятых подводных 457-мм ТА на верхней палубе побортно разместили два поворотных 533-мм ТА. Добавилось централизованное управление огнем.
Внешний вид старого корабля после "пластической операции" значительно "помолодел"- современная закруглённая «башня», новый наклонный форштевень ,зенитные автоматы .
Водоизмещение, т 4240 / 4980, Длина, м 117,3.Ширина, м14,78.
Осадка, м 6,1. Экипаж, чел.322
Энергетическая установка: 4 ПК Пеноэ, 2 ПМ тройного расширения, л.с. 13000,Скорость, узл. 22,8. Дальность плавания, миль. 5770 (10 уз.)
Вооружение:8 (4*2) - 152/50 Бофорс М / 1903 ,4 (4*1) - 57 мм / 55 кал. зенитных M / 89B-38B ,4 (2*2) - 40/60 зен. авт. Бофорс М / 1936
2 (1*2) - 25-мм зен. авт . Бофорс М / 1932 .,1 (1*1) - 20-мм зен. авт. Бофорс М / 1940 ,2 (2*1) - 533-мм ТА надв.,2 бомбомета.
Бронирование:борт 100
палуба22-35 (на скосах - 50)
башни 125 - лоб,50 - бок и тыл
барбеты100
рубка 100
* на 1940 год
Хотя "Фульгия" устарела еще на этапе чертежей, но служба в вечно нейтральном шведском флоте при крайне прижимистой финансовой политике,как ничто другое способствует долголетию!
Набор недостатков в виде архаичных паровых машин,скромной для 10-х годов для крейсера скорости,небольшой дальности плавания и весьма слабенького противоминного вооружения , тем не менее не мешает признать "Фульгию" весьма удачным и сбалансированным кораблем в рамках выделенного бюджета для Балтийского моря.
Если при столкновении с флотом любого из потенциальных противников, Германии или России , "Фульгию",как и весь шведский броненосный флот ,скорее всего,ждало бесславное уничтожение,то в случае поединка один-на-один у шведского крейсера была целая колода козырей.Столкновение в балтийских водах с русскими "Варягом" или "Аскольдом" давало преимущество шведскому "ангелочку" в плане защиты артиллерии и машинных отделений,да и шесть 152 мм "Бофорсов" в любом секторе-неплохой аргумент.Он превосходил любой лёгкий крейсер любой балтийской державы ,а от броненосных (кроме "Блюхера" ) мог и уйти на более высокой скорости.Мореходность и дальность плавания для Балтики были вполне достаточны. Так что в качестве флагмана небольших разведывательных сил шведского флота «броненосный скаут» выглядел вполне представительно.
В целом это был хорошо сбалансированный и, несомненно, удачный корабль. При этом почти полвека прослуживший своей стране в трех видах- боевого крейсера,учебного корабля и учебно-боевого корабля после капитальной модернизации.
По внешнему виду безусловно хороша "Фульгия" в первоначальном варианте и в викторианской окраске.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам