После ухода на Дальний Восток и последующей гибели при Цусиме основных сил Балтийской эскадры,Швеция совершенно неожиданно стала сильнейшей на Балтике морской державой-впервые с начала 18 века.Даже в постройке броненосцев шведы сделали сравнительно долгий перерыв. Но к 1911 тучи на Балтике стали сгущаться- зачастили с визитами немецкая и английская эскадра- того и гляди готовые начать морской бой у шведских берегов. А тут еще начала работать российская программа по восстановлению Балтийского флота-с дредноутами,крейсерами,подводными лодками и эсминцами.
Пришлось срочно запускать вяло обсуждавшийся с 1909 новый проект броненосцев береговой обороны.В прессе началась активная компания по пропаганде "русской угрозы". Антироссийская истерия также стала частью рекламной кампании по сбору средств на постройку нового броненосца Под это дело шустро собрали 11 миллионов крон .Названы корабли были в честь Швеции и царствующих особ-короля Густава V и принцессы Виктории. В мае 1915 года в Гетеборге сошел на воду "Сверидж"(встречается также «Свейре»\"Сверье") ("Швеция") - головной корабль серии из трех броненосцев - "Сверидж", "Дроттнинг Виктория" и "Густав V", которые на протяжении следующих двадцати лет считались самыми сильными кораблями шведского флота. И действительно, от своего предшественника "Оскара II" новые броненосцы отличались весьма существенно. Их водоизмещение было увеличено почти вдвое: с 4150 т до 7100-7600 т. За счет этого усилили главную артиллерию - число орудий возросло с двух до четырех, а калибр с 210 до 280 мм. Существенно изменили и бронирование. Так, толщина поясной брони в средней части корпуса на "Сверидже" составила 208 мм, в то время, как на "Оскаре II" - только 150 мм. Усилили броневую защиту боевой рубки (со 178 до 208 мм) и башен главного калибра (со 190 до 203 мм). Но самым важным новшеством была силовая установка: на новых кораблях впервые установили паровые турбины мощностью 24800 л. с., почти вдвое превышавшие мощностью паровые машины "Оскара II". Благодаря этому скорость хода удалось довести до 23,6 узла. Шведские кораблестроители гордились созданием этих кораблей, считая их почти идеальной конструкцией, в которой малое водоизмещение и высокая скорость хода удачно сочетались с крупнокалиберной артиллерией и достаточно сильным бронированием. Поэтому в конце 20-х годов, когда стал вопрос о достойной замене устаревшего "Оскара II", военно-морской флот Швеции рекомендовал взять в качестве прототипа для будущего корабля именно "Сверидж", несколько улучшив его отдельные элементы. Так, выставлялось требование увеличить скорость хода до 24 узлов и усилить горизонтальное бронирование и подводную защиту за счет экономии в весе силовой установки и некоторого уменьшения толщины вертикального бронирования. По предварительным проработкам, новый броненосец должен был иметь водоизмещение 7685 т, наибольшую длину 136 м, ширину 22 м и углубление 5,5 м. Вооружение его должно было состоять из четырех 280-мм орудий, двенадцати 120-мм зениток, десяти 25-мм зенитных автоматов и десяти пулеметов. Приступить к постройке корабля предполагалось в 1934 году, однако план этот не был осуществлен. Вместо постройки нового корабля шведский флот приступил к модернизации броненосцев типа "Сверидж". Первым в 1934-1935 годах прошел модернизацию "Дроттнинг Виктория". Его форштевню придали ледокольное образование, установили новые котлы снефтяными и угольно-нефтяными топками и два турбозубчатых агрегата фирмы "Вестингауз". Такие же изменения претерпел после модернизации 1936-1937 годов и "Густав V", ставший, кроме всего, однотрубным. Последним в 1938-1940 годах перестраивался "Сверидж", котлы которого были переведены полностью на жидкое топливо. На нем установили четыре турбины Кертисса, и он, единственный в серии, оказался четырехвинтовым. После модернизации все три броненосца стали отличаться друг от друга как водоизмещением, так и вооружением. Водоизмещение "Дроттнинг Виктории" достигло 7120 т, "Густава V" - 7275 т, "Свериджа" - 7080 т. Вооружение первых двух состояло из четырех 280-мм, шести 150-мм орудий, а также из четырех 76-мм, четырех 40-мм и четырех 25-мм зенитных пушек. На "Сверидже" вместо шести 150-мм орудий установили восемь.
Всего построено три единицы:«Сверидж», «Густав V» и «Дроттнинг Виктория»
«Сверидж» (SVERIGE)
Заложен 02.1913. Спущен на воду 05.1915 г, вступил в строй 05.1917 . модернизирован в 1938-1940 гг
«Дроттнинг Виктория» (DROTTNING VICTORIA)
Спущен на воду 09.1917 г., вступил в строй 1918-1919.модернизирован в 1934-1935 гг
«Густав V» (GUSTAV DEN FEMTA)
Заложен 12.1914. Спущен на воду 02.1918 г., вступил в строй 1918-1919 . модернизирован в 1936—1937 гг
Итак, «Густав V» (GUSTAV DEN FEMTA)
Водоизмещение после модернизации 7275 т.мощность двух турбозубчатых агрегатов 22 тыс. л. с., скорость хода 23 узла.
Длина по ватерлинии 121 м, ширина 18,6, среднее углубление 6,7 м.
Бронирование:пояс 102—203 мм, башня 203, боевая рубка 180 мм, палуба 41 мм.
Вооружение:четыре — 280-мм, шесть — 152-мм, орудий, четыре — 76-мм, две — 40-мм и четыре — 25-мм зенитные пушки, четыре пулемета.
С российской угрозой тройняшкам так и не удалось столкнуться-вступили они в строй уже в конце мировой войны и после ее окончания.Поэтому скандальный эпизод 9 августа 1914 адмирал фон Эссен вывел основные силы Балтфлота для предотвращения выступления Швеции на стороне Германии,что считалось весьма вероятным.Благо дипломаты успели все порешать-и эскадра вернулась в Гельсингфорс.
В 1939 году шведский флот заказал два новых броненосца береговой обороны, но время кораблей этого класса прошло. И самым убедительным тому доказательством стали события, разыгравшиеся 9 апреля 1940 года в районе Нарвика... Таким образом, первые же боевые столкновения второй мировой войны показали, что броненосцы береговой обороны как класс боевых кораблей уже принадлежали прошлому, тем временам, когда единственным оружием корабля была артиллерия, когда вторгшимся в прибрежную зону вражеским кораблям можно было противопоставить только корабли с таким же или более мощным вооружением. Теперь в прибрежной зоне вражеским броненосцам можно было противопоставить не только артиллерию, но и мины, и торпеды, и авиационные бомбы. Это побудило шведских моряков отказаться от продолжения постройки столь любимых ими броненосцев береговой обороны .
А царственные броненосцы хранили покой шведских обывателей и королевской семьи до 1953, когда "Густава" отправили на слом.
Так ни в одном сражении августейшие и не участвовали. Вот что значит -нейтралитет!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".
Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".
Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.
Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".
Броненосцы береговой обороны. Неуязвимый "Вяйнямёйнен".
Броненосцы береговой обороны.Героический "Нильс Юэль".