Всего было размещено два транша: объемом 750 млн и 1,25 млрд евро со сроками погашения в 2027 и 2032 году, соответственно, и ежегодным купоном. Ставка в размере 1,125% годовых стала минимальной для когда-либо размещавшихся российских бондов, но ее нельзя назвать очень низкой для подобных бумаг. Так, американские казначейские облигации торгуются примерно под 0,6% годовых, а Германия умудрялась размещать облигации под отрицательную ставку – то есть, ты берешь в долг, а тебе за это еще и платят. Так бы в обыденной жизни...
В целом решение Минфина выйти на внешний рынок заимствований было неожиданным. Дело в том, что в прошлом году экс-акционеры «ЮКОСа» отсудили у России более 50 млрд долларов в качестве компенсации за «отъем» у них компании. Естественно, что Россия с этим не согласна, выплачивать эти деньги не намерена, и продолжает судебные разбирательства. Но юристы говорили о серьезных рисках того, что банда осевшего в Израиле Невзлина попытается наложить арест на полученные Россией деньги от размещения своих долговых обязательств.
Российские инвесторы купили 40% выпусков, что объяснимо – такую гарантированную валютную доходность сложно получить еще где-либо. Американским инвесторам бумаги не продавали, поскольку Штаты летом прошлого года запретили своим резидентам покупать новый валютный госдолг России. Но и без них размещение прошло удачно.
Данное событие позитивно для всего российского финансового рынка. Хоть сумма и невелика, и продажа этой валюты внутри страны серьезно не отразится на курсе рубля, но сам по себе факт спроса на российские обязательства и готовность вкалываться «в долгую» будет оказывать благотворное влияние на российский фондовый рынок.
Нет сомнений, что деньги пойдут на затыкание дыр в бюджете. Судя по тому, что в последнее время Минфин привлекает рекордные объемы на рынке ОФЗ, а теперь вышел на мировой рынок, складывается впечатление, что финансовое ведомство пользует любой возможностью назанимать как можно больше, пока не стало хуже.
Впрочем, данный выпуск носил более имиджевый характер, поскольку на еженедельных аукционах по размещению ОФЗ Минфин в последнее время привлекает большие объемы. Однако выход России на внешний долговой рынок повысит привлекательность и рублевого долга, и не исключено что нерезиденты немного увеличат покупку ОФЗ.
На первый взгляд, у нас в экономике не все так уж и плохо. На днях Росстат опубликовал предварительную оценку ВВП России за третий квартал. Снижение составило лишь 3,6% в годовом исчислении, в то время как Минэкономразвития ждало падения на 3,9%, а во втором квартале наш ВВП рухнул на 8%.
Если вы где-то услышите, что это свидетельство начала восстановления нашей экономики, то знайте, что говорун либо лжец, либо экономически неграмотен. Столь низкое падение основного показателя экономики связано с тем, что в третьем квартале была уборочная кампания, и именно учтенные в ВВП очень хорошие урожаи аграриев не позволили индикатору опуститься ниже.
Также полуправдой будет утверждение, что благодаря своевременно принятыми нашими властями мерам потери нашей экономики оказались меньшими, чем в развитых странах. Правда заключается в том, что мы уже упали до того уровня, когда любые катаклизмы оказывают на нашу экономику очень ограниченный эффект. К тому же с 2014 г мировая экономика уверенно росла, а мы постоянно снижались.
В последнем квартале года можно ждать существенного ухудшения ситуации в экономике. Прежде всего это связано с неизбежным падением доходов розничной торговли и сектора услуг как из-за введенных пока достаточно мягких ограничений, так и из-за общего снижения посещения торговых точек из-за страха заболеть.
Но пока мы еще проживем какое-то время за счет заимствований. Но что будет тогда, когда в долг нам перестанут давать?