Когда речь заходит о Нюрнбергский процессе, где было осуждено множество военных преступников Третьего Рейха, люди часто забывают о тех, кого не судили на этом процессе, хотя они и были на виду. Одним из таких и стал герой этой статьи – Ханс Иоахимм Готлоб Шарфф.
"Добрый коп"
Ханс Иоахимм Готлоб Шарфф был призван в армию под самое начало Второй Мировой Войны. В 1939 году, и тут же попал в панцергренадёрский полк, готовый к отправке на Восточный фронт. Вмешательство друзей и супруги Шарффа, англичанки Маргарет Стоукс, позволило повлиять на командование Вермахта, используя знание последним английского языка. Ганса направили служить переводчиком в Висбаден, в военную часть. Но его не устраивала подобная работа, и он напросился на перевод в Auswertestelle West, центр аналитики и допросов Люфтваффе, в Оберурзеле, куда попадали экипажи сбитых американских и британских самолётов.
Шарфф прославился среди дознавателей Люфтваффе как «добрый следователь», благодаря его уникальному методу дознания – психологического воздействия. Он был противником всяческих пыток, его методы основывались на психологической манипуляции над пленным, что заставляло его рассказывать то, что требовалось узнать. Причём стоит добавить, что Ханс не использовал даже психологического насилия.
Шарфф, будучи по природе достаточно тонким психологом, умел грамотно выстроить беседу – втирался в доверие, убеждая, что он желает пленнику только добра, даже бывали случаи, когда Шарфф, демонстрируя свою доброжелательность, вывозил пленника погулять в зоопарк, перекусить, широко использовал в допросах алкоголь и добротное питание, много шутил и создавал непринуждённую обстановку. В такие моменты у пленных непроизвольно «развязывался язык» и удавалось выведать подчас секретные сведения. В современной криминальной драме сказали бы "играл доброго копа".
Конечно, были случаи, когда Шарфф изображал и «злого следователя», временами даже рассказывая мрачные истории о других пленных, тем самым запугивая своего «клиента», но постепенно вся игра сводилась к тому, что пилоты понимали, что лучше будет рассказать здесь и сейчас, чем оказаться в руках у других следователей гестапо.
"Допрос в слишком доброжелательной обстановке"
Также, для создания иллюзии осведомлённости, Шарфф практически всегда исследовал личные вещи пленников, и в разговорах в нужный момент умело «закидывал удочку» - сообщал им о том, что в Гестапо знают о них всё, и отпираться просто бессмысленно. Это "старый трюк", о котором знают все кто побывал в милиции в 90-ые года. Убеждая лётчиков, что именно он, Шарфф, единственный, кому интересна жизнь и здоровье пленного, умело комбинируя психологические методы давления на «клиента», он добился практически 90-процентной эффективности своих допросов.
Немаловажную роль при этом сыграли и многочисленные «спектакли» - в момент допроса в допросную могло зайти начальство дознавателя (Шарфф дослужился всего лишь до ефрейтора) и затребовать объяснений о том, почему допрос протекает в слишком доброжелательной обстановке. Шарфф умело «провоцировал конфликт», в котором целиком и полностью занимал сторону пленника. Да и его внешний вид – благодаря низкому званию, у него было право носить гражданскую одежду, как и у высших офицеров Вермахта и Люфтваффе, манера поведения и разговора подсказывали пленным, что его допрашивает не абы кто, а один из высших офицеров.
Эти факты, в совокупности с показаниями освобождённых пилотов союзников, позволили Шарффу избежать судебного преследования на Нюрнбергском процессе, а также прославиться как основоположнику курсов психологического дознания. Многим читателям хорошо известен способ допроса «плохой и хороший полицейский», который каждый из нас неоднократно видел в различных кинофильмах.
В 1948 году, Шарфф был приглашён в Нью-Йорк, для проведения лекций по использованию своего метода дознания. Его методы быстро взяли на вооружение в ФБР, ЦРУ и военной разведке, что позволило поднять эффективность допросов преступников различного уровня. Примером эффективности допросов могут послужить воспоминания участника боевых действий в Ираке, который рассказал о том, как выведывал расположение минных полей, убеждая пленных словами о том, что на этих минах могут подорваться иракские дети и женщины, которые ни в чём не виноваты.
«Они будут искажать информацию по своему усмотрению, используя негативные чувства к американцам. Подменив достоверную информацию на ложную, легко дать разведданные, которые в конце концов приведут к гибели ваших сослуживцев... Если вы будете соблюдать законы, сможете попасть в доверие к допрашиваемому, получите действительно хороший результат» — утверждает Торин Нельсон, тот самый участник боевых действий.
Возможно, скрывая какие-то факты из своей или чужой биографии, Нельсон заверял собеседника в том, что никогда не был свидетелем или участником пыток на допросах – кому охота разбираться по этому вопросу, мгновенно попадая из статуса дознавателя в статус допрашиваемого.
О таинственном исчезновении Мартина Бормана, можно читать здесь.
Концепция допросов Шарффа неоднократно подвергалась критическому анализу, списывая всю результативность метода на его харизматичность и личную обаятельность. Однако, усовершенствование методики её автором, последующее распространение её по всей судебной системе США после демонстрации Шарффом новой методики, оправдало автора в глазах критикующих.
В целом, после войны Шарфф по своей военной профессии работал не долго, позволив себе реализоваться в качестве художника. Из-под его руки вышли:
- Мозаичный пол в здании управления штатом Калифорния (Капитолий).
- Университет Южной Каролины.
- Колледж Дикси в штате Юта.
- Мозаичное панно в замке Золушки в Диснейленде, штат Флорида.
О судьбе шефа Гестапо, Мюллера, можно читать здесь.
Скончался Шарфф по естественным причинам в 1992 году. Его фирму унаследовала и возглавила невестка, продолжающая его дело. Если обобщить, то можно сказать, что Ханс попал из Гестапо в ЦРУ.
Несмотря на всю гуманность методики Ганса Шарффа, эффективность этого подхода можно оспорить. Хотя эта тактика и применяется следователями на современных допросах, её нельзя назвать универсальной. Как и в психологии, к каждому человеку нужно найти свой подход, чтобы получить ключ к желанным сведениям.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм
А теперь вопрос читателям: