(Текст статьи взят из отличного поста инициативной группы по закрытию и рекультивации полигона ТБО «Кулаковский»)
На химический термос — полигон ТБО «Кулаковский» — любопытно иногда взглянуть не только с экологической, но и с социальной точки зрения. Или с медицинской.
Такая возможность появилась у активистов 15 октября. На полигон нагрянула проверка. Проверка необычная — на полигон прибыли представители Контрольного управления при Администрации Президента РФ. С собой они привезли представителей Генеральной прокуратуры, Роспотребнадзора, лаборатории, разработчиков проекта рекультивации, разработчиков газосжигающих печей, профессиональных экологов и даже председателя комиссии по госэкспертизе. Конечно, список был бы неполным без областного министра экологии Куракина Д.А. и его зама Биды П.А. Невиданный состав проверяющих!
Местные чиновники знали о предстоящем событии, но активистов не предупредили. По инициативе представителей Контрольного управления общественники всё же приняли участие в беспрецедентном по своему уровню мероприятии.
Уровень уровнем, а вопросы у активистов всё те же. Депутат Буров, пользуясь возможностью, сразу же спросил у господина Куракина, когда, наконец, будет обнародован проект рекультивации лесного участка. Неадекватность реакции и лживость ответа министра экологии поразила видавших виды активистов и смутила местных чиновников. Оказывается, проект показывался полностью, слушания состоялись, протокол слушаний приложен. Но, уж так и быть, для тех, кто только что проснулся, чиновник готов ещё раз, последний, организовать совещание и всё рассказать про рекультивацию бывшего лесного участка. А сам документ изучить полностью так и не удастся, что ли? Уже почти год нарушаются конституционные права граждан, и проект полностью так и не предоставлен. Удивительно, но министр то ли не знает, то ли забыл, что в протоколе так и написано: представлено 4 тома из 19. Принимавший самое активное участие в тех самых слушаниях замминистра обморочно молчал.
На этом господин Куракин откланялся и отбыл, успев дать интервью изданию «Чехов сегодня». Министр экологии Подмосковья сказал, что рекультивация объекта подходит к финалу, негативное воздействие на окружающую среду ликвидировано. Ой ли?
Весь груз ответствующего на вопросы проверяющих лёг на заместителя Биду П.А. Логично. Областное министерство является абсолютным монополистом в области принятия решений по рекультивации подмосковных полигонов. Сами принимают решения о повсеместном сжигании свалочного газа, сами лбом упёрлись в типовые технические задания с активной дегазацией, одинаковые для всех полигонов, сами курируют местных чиновников, ответственных за реализацию проектов. И даже госэкспертиза этих проектов проходит в рамках Мособлэкспертизы. Ведомству делегировали федеральные полномочия. То есть проверяют сами себя. Надо ли говорить, что результаты экспертиз всегда положительные - разве что с незначительными доработками? Даже несмотря на грубейшие нарушения законодательства и технологических процессов, а порой и на отсутствие здравого смысла.
С дамой, представившейся председателем экспертной комиссии по экспертизе «Кулаковского», разговора тоже не получилось. После ответа на вопрос, почему проект принят без гидроизоляции боковых стен и дна полигона, стало ясно, что дама заняла место эксперта, миновав курс средней школы. Как и министр Куракин, она быстро перешла на крик. «Вы не в Австрии живёте», - нервно заявляла она. «Это у нас страна такая! Вам ещё повезло, в Кучино всё гораздо хуже!»
На Павла Александровича Биду было больно смотреть. Обливаясь потом на холодном ветру, богатырского вида замминистра слабым голосом пояснял федералам, что не знает, каким образом площадь полигона с 13,6 га по бумагам увеличилась до 18,5 га, да ещё за счёт земель федерального лесного фонда.
Так называемую рекультивацию семигектарного бывшего лесного участка чиновники показывали проверяющим издалека. Да и показывать там особенно нечего: планируется общая с полигоном система сбора свалочного газа и фильтрата, словно дно под свалочным телом оборудовано дренажом и противофильтрационным экраном, а не является открытым водным горизонтом…
Ситуация со сбором фильтрата серьёзно подвела творцов рекультивации. Даже несмотря на ожидаемую комиссию, не удалось запустить суперсовременную и супердорогую установку по сбору и очистке вредоносной полигонной жидкости. Не хочет адская смесь собираться в систему, а продолжает уходить привычными путями по подземным горизонтам. Вот и исчезнувшее было летом фильтратное озеро снова на своём месте — за огородами жителей Геодезической улицы.
Трижды прав оказался профессор А.М. Гонопольский, заявлявший на общественных слушаниях по проекту, что без гидроизоляции боковых стен чаши карьера собрать удастся не более 20% фильтрата.
Прав оказался профессор и в отношении сжигаемых газов, состав которых исследовался на 12 компонентов вместо присутствующих 48.
При приближении к свежеспроектированной установке по сжиганию свалочного газа почувствовался резкий запах сероводорода и химических примесей. А температура сжигания повергла в шок даже самого представителя разработчиков печки — 600 градусов вместо проектных 800. Мало того, газоанализатор в установке отсутствует. От слова «совсем». И если верить подрядчикам, то за время работы печки с 26 сентября по дату проверки состав свалочного газа не анализировался ни разу ни на входе, ни на выходе. И фильтров на выходе тоже нет. Помнится, гражданам гарантировали постоянный анализ и автоматическую регулировку температуры сжигания в зависимости от состава свалочного газа и подачу в систему достаточного количества кислорода. А по факту — откровенный недожиг, как говорят специалисты, или неполное сгорание. А неполное сгорание, в свою очередь, ведёт к образованию окиси углерода и сверхтоксичных летучих органических соединений. Показалось, что к сероводороду примешался запах штрафов и потери должностей.
Упавшим голосом разработчик рассказывал комиссии, что такая установка работает пока только на «Кулаковском», то есть находится в стадии испытания. Чтобы общественные экологи сильно не возмущались, Минприроды выдало на эту «керосинку» временную лицензию. А уж когда печка покоптит положенное время, тогда и положительная государственная экологическая экспертиза завершит мытарства госкорпорации «Газэнергострой» по проталкиванию на российский рынок своей импортозамещающей продукции.
Один вопрос. Вакцина против коронавируса испытывается добровольцами. А с какой стати население Манушкино, в том числе школьники и детсадовцы, стали подопытными ради славной госкорпорации? Эй, граждане! Добровольцы есть?
Авторы проекта имели вид кота, слизавшего хозяйскую сметану, старались держаться на расстоянии и в поле зрения проверяющих не попадать. Областные эксперты словно растворились и ни про какие австрии больше не вспоминали.
Обстановка при проверке навязчиво ассоциировалась с бессмертной «Канатчиковой дачей» Владимира Высоцкого. А с чего это вдруг такое смятение духа? История стихийных полигонов — это всегда противостояние чиновников и граждан, начиная с борьбы за закрытие и кончая рекультивацией. Дело доходит порой до крепких парней на общественных слушаниях, и действуют они далеко не в интересах граждан. А при таких вот проверках что-то наполеонов среди тех, кто должен отвечать за «проделанную работу», не видно. И секрет такого «изменения сознания» прост: все, не только граждане, но и большинство «рекультиваторов» заранее понимают, что подобное «снижение негативного воздействия» может решить чьи угодно проблемы, только не окружающей среды.
Тем временем федералы демонстрировали глубокую осведомлённость в процессах и высокую профессиональную подготовку. И всё задавали и задавали вопросы. Один неудобнее другого. А ответы всё больше напоминали экологический бред. Судя по характеру задаваемых вопросов, проверяющих интересовала экологическая эффективность методов и результатов рекультивации «Кулаковского». Все ответы брались на карандаш, в том числе и представителями прокуратуры. Особенно прокурорских работников заинтересовала двойная рекультивация лесного участка площадью 7 га.
На федеральный проект «Чистая страна» государство выделило 124,2 млрд. рублей. Много это или мало для ликвидации перегруженных свалок страны, сказать сложно. «Кулаковскому» отпустили миллиард с лишним. И этот миллиард освоен. Полигон сегодня красавец! Но напоминает при этом цирковую лошадь: грива в лентах, хвост — в мыле. Про ликвидацию негативного воздействия — или эту пресловутую экологическую эффективность — заявлять сегодня по меньшей мере нечестно. Какие выводы сделает Контрольное управление, предположить сложно. Какие меры будут приняты — тем более. Узнает ли общественность о результатах проверки, также неизвестно. Но хотелось бы быть в курсе.