Найти тему

Причины отказа в регистрации товарного знака

Оглавление

Любая компания может получить отказ в регистрации товарного знака – никто не дает гарантий. У Роспатента есть объемный свод правил, и если их нарушить – заявку отклонят. С международной регистрацией тоже не так просто: отказ легко получить, не изучив требования стран, где планируется получить правовую охрану.

Читать IP-юристов в Telegram→

Защищая незримое | IP Law

При этом компания может получить отказ в регистрации несколько раз подряд, так как иногда невозможно сразу учесть все замечания. Из-за этого заявители теряют время и деньги. Рассмотрим наиболее популярные ошибки при регистрации товарного знака.

Абсолютные причины, почему ведомство отказывает:

  1. У знака нет различительных характеристик. В качестве обозначения предприниматель использовал общеупотребительные слова, термины, символы, либо просто свойство товара. Так, нельзя зарегистрировать название марки чая «Крепкий чай».
  2. Вместо знака заявитель использовал просто набор букв без графического начертания. Например, КТК, РТС и др.
  3. Для обозначения заявитель позаимствовал официальные государственные символы.
  4. Знак нарушает морально-нравственные нормы, противоречит законодательству. Например, оскорбляет чувства верующих или содержит нацистскую символику.
  5. Знак содержит изображение или наименование объекта культурного наследия.
  6. Обозначение вводит покупателей в заблуждение. Пример: производитель шуб из мутона не сможет зарегистрировать торговую марку с названием «Тепло норки».

Но есть и иные причины отрицательного заключения Роспатента:

  1. В госреестре уже есть такой же или похожий знак. При этом сфера бизнеса должна быть одной и той же (например, производство продуктов питания, напитков), то есть классы МКТУ товарных знаков должны совпадать.
  2. Похожий знак признали общеизвестным на территории РФ.
  3. Торговая марка похожа на другие способы индивидуализации компании, например, фирменное наименование, если речь идет об одной и той же сфере бизнеса.
  4. В обозначении используются географические названия.
  5. Знак без разрешения правообладателя использует образы из произведений: кино, мультфильмов, книг, комиксов и т.д.
  6. Обозначение обыгрывает имена известных личностей без разрешения.
  7. Есть орфографические ошибки.
  8. Заявитель не перечислил оплату за рассмотрение заявки, экспертизу или регистрацию.
  9. Компания игнорирует запросы ведомства.

Важно, что при анализе знак будут сравнивать с разными способами индивидуализации. Поэтому надо обязательно сделать знак уникальным и перед подачей документов проверить обозначение.

Товарный знак при экспертизе по существу сравнивают с:

  • товарными знаками;
  • общеизвестными знаками;
  • обозначениями, проходящими процедуру внесения в госреестр;
  • коммерческими обозначениями;
  • наименованиями мест происхождения товаров;
  • художественными произведениями, именами персонажей и других объектами авторского права;
  • промышленными образцами (упаковками, этикетками);
  • именами известных личностей.

У товарного знака нет различительных признаков

Если покупатели не могут понять, кому принадлежит товар, из-за торговой марки без различительных характеристик, такой бренд не сможет получить правовую охрану как товарный знак. Знак без различительной способности не будет одобрен экспертами, потому что вся суть этого понятия в том, чтобы индивидуализировать, выделять товар.

Обозначение признается не обладающим различительными признаками, когда:

  • состоит только из общеупотребительных элементов;
  • представляет собой форму предмета, отражающую его основную функцию (самолет, машина, телевизор и т.д.);
  • характеризует общее свойство продукта.
Общеупотребительные слова и символы можно использовать, но тогда они будут считаться неохраняемыми.

Ежегодно ФИПС регистрирует десятки тысяч заявок на регистрацию знаков, и среди них есть попытки получить свидетельство на неразличимый знак. Если торговая марка с течением времени становится узнаваемой, а покупатели связывают производителя с неразличимым знаком, то обозначение можно зарегистрировать. Например, телеканал СТС смог получить правовую охрану, потому что аббревиатуру знает большинство россиян.

Товарный знак признан общеупотребительным

Не получится оформить регистрацию знака, если слово стало общеупотребительным – такие слова не могут стать средством индивидуализации для продуктов. Например, дайджест, скотч.

В товарном знаке доминируют общепринятые символы или слова

Основанием для отказа в регистрации товарного знака может стать преобладание смысловых частей, использующихся всеми в повседневности. Это могут быть:

  • понятия (инфляция, экономика);
  • символы и фигуры (простой квадрат, знак @ и пр.);
  • продукт в натуральном виде (булка хлеба, колесо);
  • аббревиатуры.

Но если эти элементы сочетать друг с другом, то можно создать уникальное обозначение, которое получится зарегистрировать.

Товарный знак является описанием продукта

Если обозначение – это просто описание продукта, то Роспатент откажет предпринимателю вносить знак в госреестр. Описание объема, веса, качества или количества товара не охраняется законом. Место, время и способ изготовления также не стоит использовать в знаке.

Товарный знак выражен в виде, отражающем базовые характеристики товара

Регистрацию не пройти, если обозначение – это просто форма продукта, обусловленная его функцией. Например:

  • фотографии, рисунки продукта в реалистичном виде или схема;
  • объемная графика. Так, производитель столовых приборов не сможет зарегистрировать стилизованную ложку.

Товарный знак состоит из бессмысленных элементов

Экспертизу не сможет пройти обозначение, являющееся по сути набором символов без смысла. Так, не регистрируют обозначения, состоящие из:

  • набора букв, цифр или их сочетания. Например, 123, Ё, 74РУ и др.;
  • линии или фигуры.

Но если перечисленные элементы объединить в логотип, то можно создать уникальную торговую марку, которую уже можно зарегистрировать.

В товарном знаке изображены государственные символы или похожие на них знаки

Нельзя применять знаки, относящиеся к государству, для индивидуализации товаров и услуг. Запрещены:

  • гербы и флаги;
  • названия стран;
  • все, что связано с международными организациями;
  • ордена, медали, печати и др.

Товарный знак вводит в заблуждение покупателей

Обозначения, запутывающие потребителя, Роспатент не регистрирует. Например, производитель шоколада ООО «Собрание» использовал в продукции знак SWISS ORIGINAL (швейцарский оригинальный), создавая впечатление, что продукт сделан в Швейцарии. Но шоколад изготавливался в Ярославской области, поэтому Федеральная антимонопольная служба признала действия производителя недобросовестными по отношению к конкурентам. Компания отказалась от знака.

Поэтому обозначение не должно вводить покупателя в заблуждение относительно того, где, когда и кто произвел товар.

Смысловая часть товарного знака противоречит нормам морали

Неэтичные логотипы, торговые марки и другие средства индивидуализации запрещено регистрировать на территории РФ. К ним относятся обозначения, которые:

  • не соответствуют гуманным принципам, унижают человеческое достоинство. Так, недопустимы в обозначениях оскорбления чувств верующих, нецензурная лексика, проявления жестокости. Даже с созвучными знаками нужно быть осторожными. Так, компания «ЁбиДоёби» не раз встречала сопротивление ФАС и находилась на грани закрытия из-за неоднозначного названия.
  • Вступают в противоречие с интересами социума. Например, оскорбляют действующую власть, религию, социальные слои населения и пр.

Товарный знак использует изображения памятников культурного наследия или их официальные названия

Закон запрещает упоминание памятников, если речь идет о средствах индивидуализации компании. Нельзя использовать:

  • изображения культурных ценностей без разрешения собственников – музеев, фондов и пр.;
  • изображения или названия объектов культурного и природного наследия.

Товарный знак отсылает к зарубежным алкогольным напиткам

Роспатент не выдаст свидетельство, если обозначение будет напоминать названия иностранных алкогольных напитков. Так, ведомство не даст зарегистрировать торговую марку «Сакэ» или «Текила».

Товарный знак уже зарегистрирован в той же или смежной категории товаров

Часто предпринимателям отказывают, потому что обозначение похоже на существующие знаки в той же сфере бизнеса.

Но есть возможность получить от владельца знака письменное согласие на регистрацию похожей торговой марки. Роспатент в этом случае разрешает регистрацию, принимая во внимание момент, что покупатели не будут введены в заблуждение.

Обозначение похоже на общеизвестный товарный знак

Если компания регистрирует знак, который похож до степени смешения на общеизвестный, то Роспатент откажет в выдаче свидетельства. Проверить уникальность можно с помощью бесплатных онлайн-сервисов в интернете, либо обратиться к патентным поверенным или в ФИПС.

Товарный знак схож до степени смешения с другими средствами индивидуализации

Предприниматель не сможет получить положительное заключение экспертизы, если обозначение похоже на:

  • фирменное наименование;
  • знак соответствия;
  • коммерческое обозначение;
  • селекционное достижение;
  • промышленный образец.

Это актуально, если другой субъект первым зарегистрировал похожее обозначение и имеет приоритет.

В товарном знаке использованы образы из художественных произведений

Закон запрещает применять художественные образы без согласия правообладателя. Нельзя использовать в товарных знаках:

  • имена персонажей, названия объектов произведений, отсылки к произведениям. Например, Роспатент откажет заявителю с названием «Поттериана» или «Властелин колец»;
  • цитаты из литературных произведений;
  • другие фрагменты из объектов искусства, например, картин или фотографий.

В товарном знаке упоминается публичная персона

Если предприниматель хочет использовать чье-либо имя или прозвище в товарном знаке, то он должен получить письменное разрешение от человека. Даже когда в товарном знаке использованы только намеки на известное имя, надо получать согласие, иначе владелец может оспорить выдачу свидетельства в суде.

В товарном знаке найдены ошибки

Орфографические ошибки могут стать поводом для отказа, если предприниматель вовремя не исправит замечания.

В товарном знаке есть упоминания географических объектов

Указать какой-либо географический объект можно, но только если приложить к заявке документы, подтверждающие, что производство имеет отношение к месту.

Заявитель не заплатил пошлину за товарный знак

Роспатент отказывает в регистрации, если на каждом из этапов процедуры вовремя не внесена госпошлина. Всего есть три вида пошлин:

  1. За рассмотрение заявки.
  2. За проведение экспертизы обозначения.
  3. За регистрацию, внесение в госреестр и выдачу свидетельства.

Заявитель игнорирует уведомления и запросы ФИПС

Специалисты ФИПС во время процедуры регистрации могут направить запрос заявителю, чтобы уточнить какие-то детали или попросить выслать дополнительные документы, к примеру, корректное описание товарного знака. Ответ нужно выслать вовремя, иначе Роспатент имеет право отклонить заявку. Сроки следующие:

  • На предоставление дополнительных бумаг – 3 месяца или полгода, если заявитель попросил продлить срок.
  • На ответ после того, как Роспатент прислал сообщение о регистрации – полгода.

Как оспорить отказ в регистрации товарного знака

Есть три варианта развития событий при получении отказа в регистрации товарного знака.

1. Ведомство выслало письмо с сообщением об отрицательном решении после экспертизы.

У компании есть полгода на то, чтобы оспорить решение. За это время надо:

  • подготовить аргументированный ответ;
  • учесть замечания ведомства и изменить знак или заявку;
  • подать заявление на проведение экспертизы.

Стратегия защиты зависит от причин отказа в регистрации. Например, если главной претензией стала схожесть с другим знаком, можно поступить так:

  • Настаивать на том, что обозначения не схожи – провести независимую экспертизу, опрос населения.
  • Получить письменное разрешение на регистрацию от владельца похожего знака.
  • Оспорить регистрацию «конкурирующего» знака через суд, если есть основания (например, знак не используется в течение трех лет).
  • Найти причины, почему собственник похожего знака не имеет права на него (нарушили правила регистрации, компания была ликвидирована).

2. Роспатент прислал отказ в регистрации.

В этом случае можно подать документы в Палату по патентным спорам в течение 4 месяцев. Для этого следует также подготовить аргументы, доказывающие ошибочность решения ведомства. Дело рассматривается в упрощенном порядке. Если коллегия принимает сторону владельца торговой марки, то суд высылает соответствующее уведомление в ФИПС. У компании не будет препятствий к регистрации.

3. Палата по патентным спорам также отказала в регистрации.

В этой ситуации предприниматель имеет право подать иск в Суд по интеллектуальным спорам. Если и суд не согласился признать отказ Роспатента незаконным, можно подать документы в кассацию. Опытные патентные поверенные даже на этом этапе доказывают правоту компаний и добиваются регистрации товарного знака. Поэтому в интересах собственника лучше сразу обратиться к профессионалам, чтобы получить свидетельство без рисков для бюджета компании.

«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶

Как предотвратить отказ в регистрации?

Еще до подачи документов следует тщательно продумать смысл товарного знака, учесть все требования законодательства: не использовать запрещенные элементы и сделать знак уникальным.

Уникальность знака можно проверить тремя способами:

  • самостоятельно с помощью открытых источников;
  • через ФИПС – услуга платная и процедура длится около месяца;
  • обратиться к патентным поверенным – проверку можно провести за короткий срок и по всем базам Роспатента.

Чтобы предотвратить отказ в регистрации товарного знака, надо:

  • проводить анализ знака на уникальность;
  • регистрировать оригинальный знак с различными элементами, выделяющими его среди конкурентов (с помощью цвета, формы и пр.);
  • правильно подобрать категории товаров и услуг, в которых планируется регистрировать торговую марку;
  • отслеживать изменения в законодательстве.

Значительно снизить риск отказа может патентный поверенный: специалисты проходят обучение и сдают экзамены Роспатента, поэтому отлично разбираются в тонкостях получения свидетельства.

Проверьте вероятность регистрации – оставьте заявку и получите бесплатный отчет в течение 15 минут ▶▶▶

Также вам может быть интересно:

Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно ▶▶▶

Регистрация товарного знака "под ключ" ▶▶▶