Когда вы понимаете, что это триллер лишь под конец фильма
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Когда пару месяцев назад мы делали материал про триллер «Искусство ограбления» («Жженая оранжевая ересь»), то родилась идея постепенно анализировать мрачные и криминальные фильмы, посвященные искусству. Благо таковых - великое множество: от крипто-исторического «Кода да Винчи» (2006) до ироничного «Гудзонского ястреба» (1991).
Однако в этом условном направлении кинематографа есть свои несомненные шедевры, чей уровень много выше даже весьма неплохих лент. В частности, это кинокартина 2013 года «Лучшее предложение», чьим создателем был один из лучших итальянских режиссеров современности Джузеппе Торнаторе. Несмотря на то, что его творчество было замечено ещё в советский период (вспоминаем фильм «Новый кинотеатр „Парадизо“»), массовый отечественный зритель стал «идентифицировать» его талант лишь в 1998 году, после «Легенды о пианисте» (просьба не путать с «Пианистом» Романа Полански)
Казалось бы, что Торнаторе всё удается легко и даже элегантно. Однако в 2012 году он задумал превзойти самого себя (и это ему удалось), когда решил осуществить проект, который задумал ещё в 80-ые годы, так сказать, на «заре своей карьеры». Надо отметить, что западная критика фильм восприняла очень прохладно. А потому не читайте, что пишут западные кинокритики. Это - несменный шедевр!
Начнем с того, что если бы не анонсирование, что будете иметь дело с триллером, то вы не сразу бы догадались, что в ленте есть какая-то криминальная составляющая. Более того, слово «триллер» в данном случае не совсем уместно. Это «тёмная криминал-лирика», «нуар-мелодрама», если угодно. В неторопливом действии этой ленты можно найти множество отсылок к знаменитым лентам: от «Головокружения» Хичкока до «Афёры» Джорджа Хилла
Нам явлен глава крупнейшего аукционного дома. Его зовут Вёрджил Олдман. Говорящее имя - «старый Вергилий», то есть «нелюбимый старичок». И это действительно так. Главный герой очень состоятелен, но при этом фантастически высокомерен. Это не аристократическая чопорность, это именно высокомерие в степени высокомерия. Он никогда не снимает перчаток (даже когда ест), так как боится осквернить свои руки «мерзостью этого мира»
Впрочем, при этом он совершенно не идеален – у него есть слабость, а именно тайная коллекция женских портретов. И не какой-нибудь дешевой графики, а подлинных шедевров. Для их покупки он использует подставное лицо. Если вы не знали, то аукционистам нельзя принимать участие в аукционах. Равно как крупье нельзя посещать любое казино. Вопрос этики.
Размеренную жизнь надменного, но очень проницательного искусствоведа нарушает телефонный звонок. Одна молодая девушка просить провести оценку доставшегося ей в наследство имения и всего его содержимого. Впрочем, барышня оказалась со странностями. Она постоянно пропускает деловые встречи и т.п. Вскоре выясняется, что у неё сложное расстройство психики – одна из форм агорафобии, то есть боязни открытых пространств (явная отсылка к «Подражателю» Джона Эмиела). Кто она? Жертва обстоятельств? Опасная больная?
Впрочем, заинтересованность у Олдмана вызывает не сама эта особа, а элементы странного механизма, которые он находит в подвале особняка, где его компания проводит оценку. И страсть к искусству взяла верх. Возможно, это фрагменты утраченных механических игрушек XVIII века, чья цена просто заоблачная. Олдман начинает искать недостающие элементы, сам не понимая того, что попадет в очень хитрую, с точностью шахматного гения расставленную ловушку.
У фильма будет неожиданная, фактически шокирующая концовка. Точнее говоря, три развязки, которые приведу вас к «открытому финалу». Принцип нуара «всё не то, чем кажется на первый взгляд» в этом фильме будет доведен до безусловного совершенства. Обман и коварство будут возведены на уровень высочайшего искусства. Явно читается мысль: мы превратили наш мир в механизм, где нет места чувствам и людям нельзя доверять