Активная поддержка экспорта и развитие расчетов в национальных валютах, обмен самыми рабочими инструментами поддержки малого бизнес, формирование единой базы проектов для совместного инвестирования- вот далеко не все пункты соглашений, которые подписали сегодня участники совета Межбанковского Объединения Шанхайской Организации Сотрудничества (МБО ШОС). Этим заседанием завершился год председательства ВЭБа в МБО ШОС.
И, хотя этот год оказался далеко не простым, на большинство вызовов удалось ответить. «Кризисы 2008 и 2014 годов были вызваны финансовыми и экономическими причинами. В 2020 году экономика испытывала на себе последствия внеэкономических факторов – пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений. Составляющие «Шанхайского духа» – доверие, равноправие, стремление к взаимной выгоде и совместному развитию – помогли нам пройти испытания достойно и стать сильнее», - сказал глава ВЭБа Игорь Шувалов.
Лучшая основа развития отношений- взаимный интерес. «Одним из ключевых факторов роста и экономической устойчивости наших стран является элемент торговли. Мы видим огромный потенциал с точки зрения развития транспортных проектов, развития взаимного экспорта, большие возможности, для того чтобы развивать совместные промышленные проекты», - отметил зампред правительства Алексей Оверчук. По его оценке, в последние годы страны ШОС достигли существенного улучшения ситуации в области использования национальных валют.
Существенное отличие экономик стран ШОС- в последние годы они демонстрируют уверенный рост- на уровне 5-6% в год. И если сейчас на страны ШОС приходится, по разным оценкам, от четверти до трети мирового ВВП, то уже к 2030 году эта доля может перевалить за половину. Понятно, что пандемия этот рост снизила, но не остановила. К тому же она, по сути, подстегнула выработку совместных эффективных решений и механизмов (пусть переговоры о них пока и идут в дистанционном формате). Благо, интерес у партнеров друг к другу не теоретический, а прагматичный: за ним и совместные инфраструктурные проекты (например, скоростные дороги или Ж\д сообщение), и повышение скорости таможенного оформления грузов, и развитие туризма(с упрощенным оформлением виз и т.п.) А за проектами и рабочие места (зарплата, качество жизни и т.п.) для людей.