Недавно я получил интересный вопрос: сколько раз нужно ошибиться, чтобы сделать успешный бизнес?
Что я могу вам сказать? Неожиданно.
Ответ короткий: столько, сколько нужно, потому что нет никаких формул, нет никаких правил, мол вот, если ты семнадцать раз ошибся, то на 18 раз у тебя обязательно получится. Этого нет, друзья.
Правило очень простое: надо делать, ошибаться, набивать шишки. Главное следить за тем, чтобы ваши шишки, ваши ошибки не были повторяющимися, чтобы они не были одними и теми же.
Для меня это принципиально важно. Это, кстати, могу сказать и отличает человека опытного, от дурака. Дурак – это тот человек, который постоянно делает одни и те же ошибки, и удивляется: «Чего это у меня не получается?» Кстати, очень нравится поэтому фраза Альберта Эйнштейна: "Что такое безумие? Безумие – это делать одно и то же, и ожидать другого результата". Друзья, следите, пожалуйста, внимательно за тем, чтобы ваши ошибки не повторялись. Если вы делаете одни и те же ошибки – это значит, что уже пора со своей головой разобраться. Почему я делаю одни и те же ошибки? Хотя, конечно же, у меня такое тоже было.
Пример: 3 проекта, в которых сгорали мои деньги и деньги моих инвесторов, когда я их прогнозировал, обнаружилось что в этих трех проектах, есть одна и та же ошибка. Точнее их две. Первая – это все три проекта, в которых я не подписывал партнерское соглашение со своими партнерами. Это проекты, в которых я не фиксировал со своими партнерами: кто за что отвечает, как мы считаем деньги, ну и самое главное, как мы расстаёмся. А самое главное зафиксировать - как расстаемся, если всё хорошо, и как расстаемся, если всё плохо, как расстаёмся, если убыток. Это главное, потому что, когда мы с партнером начинаем бизнес, мы убеждены в том, что у нас все взлетит в космос, у нас будет всё очень чудесно и феерично, а потом оказывается на второй, третий месяц, что представление о том, что нужно делать у тебя и у твоего партнера разные. Сначала вы начинаете искрить: «Как же он такой-сякой не понимает? Это же очевидно!» А потом через полгода это приводит к конфликту, и к очень грустному расставанию. К сожалению, думаю, что у многих из вас такая история была.
Поэтому первое, в любой проект, в который я захожу, с подписанием партнерского соглашения, в котором прописано простыми словами: кто за что отвечает, кто что делает, и, очень важно, как расстаёмся. Мало того, я даже туда закладываю свой вариант формулы оценки бизнеса. У меня есть любимая формула. Кстати, если будет интересно, задавайте вопросы, расскажу. Это первое. И второе - на основании ошибок, друзья, делайте выводы. Старайтесь эти выводы не повторять, иначе это уже не опыт, а идиотизм.
Друзья, советую вам посмотреть мое видео "Процессы или люди, что важнее для бизнеса? ":