Сейчас участились звонки от службы безопасности банка. Часто спрашивают, делали ли вы транзакции по карте. Другой вариант разговора - у вас списали деньги, причем крупную сумму. Чтоб отменить списание, нужно назвать одноразовый код, который сейчас отправят по СМС. В дальнейшем - ваши деньги воруют, т.к. СМС вы подтверждаете перевод на счет мошенника... Дальше денег уже не найти.
В общем, случаев мошенничества масса и неподготовленному человеку или человеку в пенсионном возрасте сложно от них защититься. Были случаи, когда пожилой человек называл код и лишался всех накопленных денег. Чтоб от это защититься нужно знать ряд простых правил.
Обычно звонки происходят от имени службы безопасности(СБ) банка. Чтоб понять, может ли звонить СБ банка вам, рассмотрим, что это за служба и за что она отвечает.
За что отвечает служба безопасности банка?
Работа службы безопасности банка заключается в предотвращении краж со счетов клиентов и денег банка.
Она работает по следующим направлениям:
- 👉 Контроль кредитных сделок. Банк не должен выдавать кредитов людям, которые раньше судимы или находятся в черном списке банка. Тем более идет контроль сведений, которые содержатся в анкете заемщика. Если заемщик указал неправду, или же работник банка завысил доход заемщика, это все вскрывается. Работника банка ждет увольнение, а заемщика возможное уголовное дело.
- 👉 Контроль за ИТ безопасностью. СБ следит за тем, чтобы не было утечек данных клиентов, а также хакерских атак на сервисы банка. Устанавливается специальное программное обеспечение, которое позволяет пресечь попытки хакерских атак и передачу данных третьим лицам.
- 👉 Контроль денежных переводов клиентов. Если со счета клиента снята крупная сумма в непонятным адресатом где-то в Кипре, если транзакция по карте совершена на крупную сумму в другом государстве, то вступают в действие в регламенты банка. Именно по этому поводу может звонить служба безопасности и просить подтвердить перевод. Однако обычно приходит СМС, перевод не осуществлен с просьбой обратиться в банк.
- 👉 Контроль за приемом на работу сотрудников. Сотрудники проверяются перед приемом на работу. Сотрудники с уголовным прошлым не принимаются. В некоторых банках предусмотрено тестирование на детекторе лжи при приеме на работу. Его также проводит СБ Банка
По каким вопросам может звонить служба безопасности:
Если вы хотите взять кредит на крупную сумму, то звонок на работу вполне может быть.
Обычно звонят, и спрашивают о факте работы. Это необходимо для проверки ваших данных
По крупному списанию. Если вдруг есть крупный перевод и вы его отправили допустим ночью. Система может вас заблокировать. Об этом вам сообщит сотрудник банка. После подтверждения перевода деньги будут отправлены по месту назначения. Но никаких СМС и другой информации с вас не спросят!
Как определить, что звонит именно банк?
В 99% случаев банк вам звонить не будет. Он просто не будет производить операцию, которую вы осуществили и попросит вас повторно подтвердить ее. Если же все таки раздался звонок - есть ряд важных моментов, На которые нужно обратить внимание
- С какого номера поступил звонок? Мобильного или городского. Если с мобильного, скорее всего это мошенники. Банк никогда не звонит с мобильного. Обычно это номер 8800... и 8495...
Если номер 8800 перво-наперво, что нужно сделать, это уточнить, указан ли номер на официальном сайте банка в качестве контактного. Если нет, то от разговора лучше воздержаться.
Если номер городской, то стоит проверить какой город это или регион. Обычно служба безопасности сидит в городе головного офиса - т.е. в Москве. К примеру, если звонят из Тинькофф, а номер городской где-то в Омске, это явно не Тинькофф звонит - Банк не звонит ночью. Сотрудники банка как и все спят ночью. Время работы большинства банков с 9-00 до 20-00 максимум. Обычно до 19-00. Дальше все работники банка идут домой, остаются только работники горячей линии. На вопросы по кредитам и расчетам они обычно не могут ответить, могут лишь завести обращение.
- Если звонок раздается с короткого номера, например Сбербанк 9OO, то лучше все таки не говорить с таких номеров. Могут легко обмануть. К примеру 900 и 9OO - это два разных номера. Второй номер с 2мя буквами "о" на конце. Естественно такие номера могут использовать злоумышленники.
Т.е. если вопрос важный не уверены, что звонит банк, нужно сделать проще. Нужно попросить указать свой добавочный номер, пойти на официальный сайт банка и звонить сначала на горячую линию и просить соединить по этому номеру. После дозвона звонить уже по добавочному и говорить.
Как отличить мошенника по разговору?
Есть несколько ключевых черт, которые позволят определить мошенника в говорившем
- Явно выраженный кавказский акцент или иной нерусский. Банк обычно не берет в поддержку иностранных граждан или имеющих трудности с произношением. Людям, которые звонят в поддержку, очень трудно будет понять представителя банк, если он разговаривает с акцентом.
Неграмотная речь. - Сотрудник банка неправильно произносит тематичные банковские термины. При отклонении сценария разговора требуется дополнительная пауза. Сотрудник постоянно просит минуту для того, чтоб получить ответ на элементарные вопросы.
- Не произведена идентификация звонившего. Предоставление любой информации связано идентификацией, что это именно вы звоните. Обычно на карте установлено кодовое слово, которое нужно указать, чтоб получить информацию. Если сомневаетесь, то скажите типа "Давайте пройдем идентификацию". Далее назовите неверные паспортные данные или же неверное кодовое слово. Если идентификация успешна, то это звонит мошенник
- Звонивший слишком молод. Явно видно, что звонит молодой человек или девушка. В 20 лет без наличия высшего профильного образования в банк обычно не берут
- Манера общения. Вы же раньше разговаривали с сотрудником банка? Если что-то в манере общения сотрудника в текущем разговоре вам не нравится, лучше прекратить разговор.
- Сотрудник банка вас не знает. Если сотрудник обращается по имени, то попросите его назвать ваши полные ФИО. Нередки случаи, когда база данных с вашим именем и номером телефона попадает в третьи руки. А потом по этой базе звонят и пытаются украсть со счета деньги.
По каким вопросам нужно быть очень внимательным?
При звонке нужно быть сразу на стороже💡, если дело касается списания с ваших банковских карт и счетов. Нужно убедиться, что звонит именно сотрудник банка. Другой вопрос - оформление кредита или займа. Тут также нужно убедиться, что это сотрудник банка. Никаким сторонним организациям не нужно верить, даже если они предлагают оформить карту или займ под низкий процент.
Это скорее всего посредники, с которым общаться и сообщать свои данные не обязательно. Даже если они и обещают одобрение, то это ложь. В большинстве случаев кредит одобряется только при предоставлении реальных документов - справок о доходе, паспорта и так далее..
Что делать, если вы определили, что это мошенники
Во многих случаях нужно поставить номер мошенников в блок, чтоб они не звонили и не беспокоили вас. Есть множество сайтов на тематику "Кто звонил". На них можно оставить номер, который вам звонил, и описать ситуацию. Это нужно, чтоб другие люди не попадались на мошенничество.
Смысла ругать мошенника нет, продолжать с ним разговор тоже. Это просто трата вашего времени и нервов. У мошенников таких по тысячу в день звонков. Часто работают представители так называемых "Тюремных" Call центров. Хоть это и запрещено в местах лишения свободы, но контролировать такое не всегда удается.
Обращаться в полицию тоже не имеет смысла, т.к. никакого преступления не произошло.
Материал подготовлен Экспертом✅ портала Банковские калькуляторы онлайн Тачковым Дмитрием.
Задать вопрос мне можно на Яндекс Кью.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк👍 и 👉подписывайтесь на мой канал!