Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Принцесса Генриетта: «анорексичка с большим «фамильным бурбоновским» носом»

Оглавление

Родившаяся в 1644 году девочка была обречена на участие в политических интригах с рождения. Мало того, что она была младшей дочерью шотландского короля Англии Карла I, так еще и родиться её угораздило, когда дело роялистов было уже проиграно.

Портрет работы Пьера Миньяра
Портрет работы Пьера Миньяра

Почти сразу же новорожденная девочка оказалась в разлуке с матерью: Экзетер, где она родилась, осаждали республиканцы, королева после родов чувствовала себя крайне нездоровой, и леди Анна Вильерс (тетка сразу двух фаворитов будущего Карла II – Барбары и Джона, героиня роялистского сопротивления) увезла девочку в последнюю, контролировавшуюся тогда верными королевской власти войсками – прибрежный замок Пенденнис.

В дороге девочка заболела, и любящая мать, гордая дочь Генриха IV, сбежала во Францию без своей «кровиночки». Вот так и начались политические и дипломатические похождения принцессы Генриетты – после победы республиканцев её перевели поближе к Лондону, в замок Окленд, откуда деятельная Анна Вильерс все же сумела подготовить тайный побег.

Генриетта Мария Французская, мать Генриетты
Генриетта Мария Французская, мать Генриетты

Бурные детство и юность худенькой «шпионки»

Во Франции юная Генриетта впервые познакомилась не только с Людовиком ХIV, но и с собственным братом Карлом. Будущему королю-солнцу было лет девять-десять, а изгнанник-принц был уже совсем «старым» - будущему королю Англии исполнилось уже 18 лет. Генриетте не были интересны забавы мальчика-короля ,«всего» на семь лет старше её самой, но зато за время пребывания она обзавелась верным другом в лице брата.

Так возникла странная для королевских родов нежная и верная дружба между сестрой и братом: оба стали еще и политиками и умели терпеть обиды друг ради друга.

Тем не менее, есть сведения, что именно тогда впервые появился проект поженить Луи XIV и Генриетту (причем Мазарини, вопреки его сложившемуся по фильмам и романам образу, находил такой шаг дальновидным). Но Анна Австрийская резко возражала и предпочла дочери «обнуленного» Кромвелем английского короля – испанскую принцессу.

И – надо же такому случиться! – стоило Анне Австрийской выбрать испанскую принцессу, как в Англии произошла Реставрация и её маленькая худенькая гостья стала очень завидной с политической точки зрения невестой! И королеве-регентше Франции, пришлось срочно устраивать свадьбу со вторым своим сыном, Филиппом.

Портрет Генриетты Анны, пятой дочери Карла I
Портрет Генриетты Анны, пятой дочери Карла I

Самая красивая или самая безобразная?

Дошедшие до нас портреты Генриетты не льстят её возрасту и красоте. На любом из них она выглядит:

  • значительно старше своих лет;
  • вовсе не красавицей.

Возможно, это оттого, что в XVII веке, уже, конечно, ценили наличие у женщин талии, но больше радовались пышности их форм (смотрим картины Рубенса и Рембрандта). А Генриетта отличалась живостью, худощавостью, как сказали бы сейчас – «гипертимностью». По её переписке с Людовиком и Карлом современные ученые даже считают, что она страдала «нервической анорексией». И художники тех лет как могли, старались «приукрасить» портреты анорексички с большим «фамильным бурбоновским» носом – характерной деталью на изображениях что Карла II, что Луи XIV.

Наиболее удачными считаются картины Каспара Нетшера и Сэмуэля Купера.

Каспар Нетшер «Генриетта»
Каспар Нетшер «Генриетта»

Ей было далеко до красавца-мужа (занимающего почетное место в изданной в XXI веке энциклопедии «Самые знаменитые геи и лесбиянки»).

Но на портретах Филиппа Орлеанского видна только мужская красота. А вот изображения Генриетты, несут чуть ироничный, но умный взгляд умной юной женщины. За что её и любили все – кроме мужа и его любовников! – включая таких себялюбцев, как Луи номер 14 и Карл II Сэмуэл Пепис свидетельствует:

«в своей жизни, несмотря на большое число любовниц, он любил лишь двух человек: своего отца и память о нем, и свою сестру Генриетту».
Сэмуэль Купер «Генриетта»
Сэмуэль Купер «Генриетта»
В браке с Филиппом у них родилось четверо детей (3 девочки, к сожалению одна умерла во младенчестве, и один мальчик, также прожил недолго, всего 2 года). Генриетта помимо рождения детей перенесла и 4 выкидыша.

Генриетта – тайный дипломат двух королей

Молодая женщина доказала свой ум на практике, обеспечив многолетний мир между исконными когда-то врагами, Францией и Англией.

После реставрации монархии Англии было суждено возглавить «Антанту» того времени – союз Голландии и Швеции против Франции. Двум государствам предстояла тяжелая война с неясными перспективами. Причем, если бы симпатизировавшие друг другу короли, Людовик и Карл, попытались бы официально заключить перемирие или мир, их бы никто не понял.

Людовик XIV
Людовик XIV

«Король-Солнце» в свои 22 года был далеко не авторитарен – министры, вельможи (не будем забывать о не столь давно угасшей «Фронде»), буржуазия – все требовали войны, минимум, с Голландией (да и самому королю и его брату Филиппу, мужу Генриетты, хотелось повоевать). Что означало и войну со Швецией и с закалившейся за времена Кромвеля английской армией.

А у Карла II была более сложная ситуация: буржуазно-протестантский парламент и группа «друзей» короля («Министерство Интриг» из пяти прожженных вельмож-хитрецов) практически лишали короля возможности маневра.

Но там, где нельзя поручить дело дипломатам, можно ведь переписываться с любимой сестрой! Которая передаст вам тайные мысли монарха Франции (есть версия, что Людовик читал ряд писем Карла своей «Minette», как называли Генриетту близкие друзья и серьезно обсуждал с невесткой – в тайне от Филиппа!- возможные уступки).

Филипп Орлеанский, муж Генриетты
Филипп Орлеанский, муж Генриетты

Дуврский договор и убийство

В 22 года Генриетта становится личным посредником между Людовиком и Карлом: супружество не задалось, Филипп ждал воинской славы и страшно боялся, что жена нажалуется брату на его пристрастия, вельможи и буржуазия обеих стран жаждали войны.

В 1663 году Генриетта, в свои 23 года, удалившись от мужа из Тюильри в Пале-Рояль (где между делом спроектировала первый в Европе «водный сад») начинает передавать Карлу и Людовику конкретные предложения и условия, при которых можно было бы заключить не только мир, но и военный союз:

  • 1669 г. – к полному изумлению дипломатов и высших чинов обеих стран, Карл II и Людовик XIV сообщают своим министрам о том, какие они прекрасные короли и дипломаты: заключен выгоднейший для королевств мир!
  • 1669 г. - умирает мать Карла и Генриетты, от передозировки опиатов (из них тогда делали помады и притирания);
  • 1670 г. - обескураженные дипломаты Англии и Франции, не в силах придраться ни к одному пункту, подписывают «Дуврский договор»;
  • 1670 г. апрель-май, – впервые король Людовик делает жестокий выговор своему брату, и тот отпускает Генриетту в Англию, к Карлу, где она явно участвует в работе дипломатов по Дуврскому договору;
  • 1670 г. июнь – Генриетта выпивает стакан «цитрусовой воды» и кричит: «какая жуткая боль, меня отравили!».

Практически моментально Людовик XIV собирает целый конклав врачей и даже (по слухам) лично проводит эксперимент: поит собаку водой из графина, откуда наливали принцессе. Собака остается жива. Врачи ставят покойной диагноз «гастроэнтерит».

Смерть герцогини Орлеанской (Генриетта-Анна английская)
Смерть герцогини Орлеанской (Генриетта-Анна английская)

Расследование мадам де Лафайет

Генриетта дружила со многими людьми искусства, в день её смерти у неё в гостях оказалась тридцатипятилетняя писательница, графиня Мари-Мадлен Лафайет. Как и большинство придворных, она не поверила диагнозу врачей (при гастроэнтерите должны быть поносы, да и не умирают от него за несколько часов), но эксперимент с собакой, которая осталась жива, ставил крест на версии отравления.

Но Мари Лафайет не сдалась: её беспокоило то, что в тот день на кухне принцессы вертелся маркиз д’Эффринэ, любовник и друг злейшего врага принцессы – шевалье де Лоррена (сам он был сперва заключен в замок Иф, а потом и выслан из страны).

Госпожа де Лафайет
Госпожа де Лафайет

Расспросив служанок, Мари Лафайет установила, что маркиз действительно задерживался на кухне, дольше чем это пристало человеку его положения. Более того, одна из служанок видела, как тот протирал носовым платком личный бокал Генриетты. «Не графское это дело!» . И тем более – не маркиза. Когда д’Эффринэ увидел, что служанки смотрят на него разинув рты, он неловко оправдался тем, что заметил на бокале пыль. Такая вот трогательная забота о ненавистной молодой женщине.

Многие ученые и сегодня считают, что принцесса была отравлена не самим питьем, а смазанным ядом бокалом. Более того: если судить по тому, что с 1670 года Филипп Орлеанский окончательно впал в немилость у Людовика, а Карл II до конца своих дней был уверен, что любимую «Minette» отравили, оба короля были в курсе реальной причины смерти их выдающегося дипломата. Но раздувать скандал, признать смерть убийством – значило поставить крест на договоре, ради которого принцесса и жила последние годы.

Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Илья Кулагин

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
Наш сайт: worldofhistory.ru - еще больше интересного и увлекательного