Здравствуйте! Моя подруга много лет работала в налоговой инспекции, потом уволилась и стала работать в аудиторской фирме. Клиентов было море, зарплата хорошая, но работы ооочень много, времени на личную жизнь просто не было, а вот приглашения от конкурентов поступали периодически. Одно из них Наталью заинтересовало и она уволилась, но благодарные клиенты быстро узнали её новое место работы и перекочевали к ней….
Бывший руководитель теперь в негодовании, стращает обратиться в суд…Дело в том, что с Натальей было подписано соглашение о неразглашении коммерческой тайны, содержащий пункт, что если после расторжения трудового договора работник вступает во взаимодействие с клиентами бывшего работодателя, работодатель вправе взыскать штрафную неустойку с работника в размере 200.000 рублей 00 коп., не исключающей возможность предъявления иска о взыскании убытков с работника.
Что здесь сказать? Само по себе указание в Соглашении о неразглашении коммерческой тайны на возможность взыскания с работника «штрафной неустойки» в случае взаимодействия с клиентами бывшего работодателя после прекращения действия трудового договора, еще не порождает у работодателя безусловного права на взыскание с работника данной денежной суммы, при отсутствии совокупности условий, предусматривающих привлечение работника к материальной ответственности. Из анализа правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.
Согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
Так что факт, что в соглашении есть условие, запрещающее действующим и бывшим работникам компании общаться с клиентами, не дает еще право на взыскание штрафной неустойки. Нельзя возлагать дополнительную ответственность на работника, с которым уже расторгли трудовой договор. К тому же надо доказать, что бывшая работница причинила компании прямой действенный ущерб.
Спасибо за внимание! Буду очень рада, если информация окажется полезной для Вас. Буду признательна, если Вы, по возможности, оцените эту статью, это очень влияет на развитие моего канала. Приглашаю Вас также ПОДПИСАТЬСЯ на канал, чтобы не пропустить полезной, актуальной информации!