Найти тему
pro.жильё

Как выглядит рынок недвижимости в российских регионах

В августе мы писали о старте проекта «Риелторская экспедиция», который при поддержке Нмаркет.ПРО запустили бизнес-тренер Яна Лурье и руководитель Нмаркет.ПРО во Владивостоке Наталья Моисеева. Они проехались по российским городам и составили картину происходящего на рынке недвижимости страны. 5 октября Яна и Наталья вернулись из автотурне и рассказали нам о любопытных фактах, с которыми столкнулись во время «экспедиции».

– Расскажите еще раз о том, что такое «Риелторская экспедиция» и какие цели она преследовала?

Яна Лурье: Это было исследование собственной страны с профессиональной точки зрения. Прежде всего, нам было интересно узнать о рынке недвижимости то, информацию о чем нельзя найти в гугле. О чем могут рассказать только риелторы из регионов в ходе личного общения — какие-то неочевидные факты, особенности. И многое оказалось удивительным.

Наталья Моисеева: Мы думали, что едем за ответами. Но, проехав буквально три города, поняли, что едем за правильными вопросами для риелторов. В результате у нас появился огромный список вопросов для коллег, которые невозможно придумать, сидя в своем городе.

На стандартные вопросы все отвечают шаблонно. Например, если спросить человека, какие самые яркие особенности рынка он может отметить в своем регионе, он скажет: «Сейчас идет рост, люди выходят из кэша, ипотека — 20/20, первичка растет, вторичка падает», и так далее.

Яна: Да. Или отвечают: «У нас маленький город, в нем ничего не строится, ничего не происходит…» И только когда задаешь вопрос за вопросом, вдруг выясняется, например, что в этом городе окупаемость вторички — три года.

Наталья: Или капитализация, если считать от первоначального взноса, составляет 250% за два года. Этого не узнаешь, пока не спросишь.

– Сколько всего городов вы посетили, и сколько дней заняла экспедиция?

Наталья: Вместе с Санкт-Петербургом — 35 городов за 47 дней.

– Встречались ли за эти дни города, чьи особенности рынка недвижимости стали для вас полнейшей неожиданностью?

Яна: Это произошло сразу же, во втором городе. И это был Мурманск. Когда мы туда приехали и попытались снять квартиру посуточно, оказалось, что стоит это не 1500–2500 рублей, как мы предполагали, а минимум 3500. При этом возможность выбрать действительно хорошую квартиру обходилась минимум в 5500 рублей.

Наталья: И тут у нас возник вопрос: а сколько же стоит жилье в таком городе? Оказалось, в Мурманске окупаемость недвижимости может составлять три года — если напрячься, и пять лет — совершенно легко. В России таких городов оказалось очень много, и это не миллионники, напротив — небольшие города.

Например, в Усолье-Сибирском, городе под Иркутском, при населении в 76 000 человек можно купить квартиру за миллион и сдавать ее за 1300 рублей в сутки. Представляете, какая окупаемость!

Яна: И при этом на такую квартиру очередь, простоев нет. В Петербурге, чтобы сдавать квартиру за 35 000 в месяц, ее нужно купить за очень приличные деньги. А в Мурманске это может стоить 2,5 миллиона.

– Как в регионах выглядит ситуация с кросс-региональными продажами?

Наталья: В «передающих» городах риелторы говорят, что у них есть партнеры во всех регионах, куда переезжают клиенты, сделки проводятся постоянно. А риелторы в «принимающих» городах, таких как Санкт-Петербург, говорят, что переданных клиентов практически нет. Покупатели к ним приходят сами, успев обзвонить всех застройщиков, растерявшись на рынке и не понимая, что им делать.

– А насколько риелторы, с которыми вы общались, вообще осведомлены о возможности проведения кросс-региональных сделок и о таком продукте, как «Нмаркет.ПРО: Кросс-регион»?

Яна: Мне казалось, что осведомлено больше людей, чем оказалось на самом деле. Когда мы с ними обсуждали идеального партнера для передачи клиента по первичке и говорили риелторам, что такой партнер существует в лице Нмаркет.ПРО, наши собеседники удивлялись и спрашивали: «Подождите, вы хотите сказать, что я и мой клиент можем позвонить, и нас проконсультируют?». Мы отвечали, что да, для этого есть специалисты, чья работа заключается именно в этом. И это вызывало реальное удивление.

Наталья: Да, они уточняли: «И что, я могу в любой момент спросить, как идут дела, что со сделкой, и так далее?». И мы говорили, что все это можно просто посмотреть в личном кабинете. Удивлялись даже риелторы в городах, где присутствует Нмаркет.ПРО. Они были не в курсе такой услуги и спрашивали, как ей воспользоваться, даже не зная, что и к «Кросс-региону» они уже подключены, как партнеры компании.

– Откуда и куда сейчас чаще всего переезжают люди?

Яна: Во время экспедиции мы поняли многое о том, как меняется ситуация с миграцией. До этого мы многого не видели. Классическая миграция «с окраины в центр» сейчас выглядит несколько иначе и намного интереснее. Сегодня она, на мой взгляд, больше похожа на европейскую или американскую модель, когда люди переезжают из города в город в рамках одного региона.

Это происходит потому, что качество жизни во многих городах улучшается. Если раньше люди часто убегали от отсутствия возможностей и низкого качества жизни в региональные центры и города-миллионники, то сегодня они видят, что можно получить эти плюсы в близлежащих городах. Совсем не обязательно ехать за ними в Москву или Питер.

В последние годы возникли специфические переезды — экологические. Например, люди переезжают из Красноярска не в Краснодар и не в Питер, а в Томск. Очень многие люди не хотят уезжать из Сибири, там на самом деле прекрасно. Я пять лет прожила в Красноярске, жила бы и дальше, если бы не экология.

Есть переезды между равнозначными городами в центре России. Человек, скажем, смотрит на свои три миллиона рублей и понимает, что это всего лишь первоначальный взнос для «бешеной» ипотеки в Москве. Но зато — полная стоимость классной двушки во многих городах России — и без всякой ипотеки. Плюс все больше людей работают дистанционно, это облегчает переезд.

– А часто ли переезжают из крупных городов в маленькие?

Наталья: По-разному. Люди помоложе, конечно, чаще переезжают в центры. Хотя бывает, что москвичи, работающие, например, на удаленке, переезжают во Владимир, куда можно доехать меньше чем за два часа. Люди же старшего возраста часто уезжают из крупных городов в места, где темп жизни более размеренный.

– Напоследок расскажите немного о планах. Будет ли вторая «Риелторская экспедиция»?

Наталья: На 99 процентов — да.

Яна: Возможно, она будет в марте, чтобы застать Сочинский конгресс. Хотя мы не исключаем возможность сибирской экспедиции, поскольку в Сибири мы многое не успели сделать. Мы проехались с запада на восток, надеемся, в следующий раз получится прокатиться с севера на юг.