В последние дни активно обсуждается новость о том, что наследники председателя концерна Samsung Ли Гонхи (이건희), который скончался 25 октября, заплатят в Южной Корее рекордную сумму налога на наследство.
У покойного Ли остались вдова и трое детей — сын Ли Чжэён (이재용), фактически являющийся руководителем Samsung последние пять лет, а также две дочери Ли Буджин (이부진) и Ли Сохён (이서현).
Покойный Ли Гонхи был самым богатым человеком в Южной Корее. Ему принадлежали 4,18% акций флагманской компании Samsung Electronics Co., а также 0,08% их привилегированных акций. Он владел 29,76% акций Samsung Life Insurance Co., 2,88% акций Samsung C&T Corp. и 0,01% Samsung SDS Co.
По версии журнала «Forbes», сегодня компания Samsung является восьмой в мире по стоимости бренда (годовой доход составляет около 20% ВВП Южной Кореи).
По данным Службы финансового контроля Ли Гонхи владел финансовыми активами на сумму около 18,2 триллионов вон (≈ $16 млрд), которые теперь унаследовали его дети и жена. И теперь они должны заплатить налог на наследство в размере около 10,6 трлн вон (≈ $9 млрд).
Давайте же разберемся, почему такая сумма и что такое «налог на наследство» в Корее.
Южная Корея имеет одну из самых высоких ставок налога на наследство среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития – до 50%.
К слову, во всем мире наблюдается тенденция к отмене налога на наследство. Из 35 стран ОЭСР 13 стран не имеют налога на наследство. Средняя ставка налога среди членов ОЭСР составляет 26,2 процента. Но это в других странах.
Рекордный налог.
В Южной Корее налог на наследство самый большой и зависит от суммы наследуемого имущества.
Согласно Закону о налоге на наследство, если сумма наследуемого имущества превышает 3 миллиарда вон, налог составит 50%.
Но в налоговом кодексе Кореи существует поправка: если умерший являлся главным акционером, перед применением 50% ставки налога на наследство в отношении зарегистрированных на бирже акций, к оценочной стоимости активов умершего человека добавляется 20% ставка, которая основывается на четырехмесячном среднем показателе стоимости акций.
В общем, наследники главы Самсунга, в соответствии с южнокорейскими законами, должны выплатить в качестве налогов на наследство приблизительно 10,6 трлн вон ($9 млрд), то есть около 60% стоимости наследуемых финансовых активов.
И это только за акции.
Отдельно будет оцениваться недвижимость. Например, Ли Гонхи был владельцем двух самых дорогих частных домов в центре Сеуле с земельными участками 1 245,1 и 3 422,9 кв.м, которые были оценены примерно в 40,9 млрд вон и 34,2 млрд вон.
Законодательство Южной Кореи разрешает рассрочку платежей по этому налогу на срок до пяти лет, чем, скорее всего, и воспользуются наследники. Возможно, им также придется продать некоторые активы для покрытия долга.
Какой процент от стоимости наследства платят в Южной Корее?
- До 100 млн вон – 10%.
- От 100 млн вон до 500 млн вон – 20% (+ 10 млн. вон – сбор за оформление).
- От 500 млн вон до 1 млрд вон – 30% (+ 60 млн. вон – сбор за оформление).
- От 1 млрд вон до 3 млрд вон – 40% (+ 160 млн. вон – сбор за оформление).
- Более 3 млрд вон – 50% (+ 460 млн. вон – сбор за оформление).