Найти тему
Исторический музей

Необычные обряды русской свадьбы

Оглавление

Русский свадебный обряд сформировался к XVI веку. Это был целый комплекс процедур, которые должны были пережить будущие супруги, чтоб вступить в законный брак. В этот комплекс входили совершенно понятные современному человеку традиции, например, сватовство. Но были и достаточно экстравагантные. Сегодня мы расскажем вам о нескольких странных обрядах, которые проходили во время русской свадьбы.

Свадьба была торжественным и исключительно праздничным действом, направленным на постепенное введение молодой пары в новый статус женатых людей, в иную возрастную категорию, в новую жизнь и семью.
Свадьба была торжественным и исключительно праздничным действом, направленным на постепенное введение молодой пары в новый статус женатых людей, в иную возрастную категорию, в новую жизнь и семью.

У вас курочка - у нас петушок

Все свадебные обряды начинаются со сватовства – церемонии, во время которой сторона жениха вместе со сватами предлагали родителям невесты выдать их дочь замуж.

О своем желании сватать невесту сообщали в иносказательной форме: «у вас товар, у нас купец», «у вас курочка – у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок».

Чаще всего, родители невесты сразу же давали свое согласие, так как заранее знали о намерении семьи жениха.

Петров Н.П. Сватовство чиновника к дочери портного. Кон. XIX - нач. XX вв. ГИМ
Петров Н.П. Сватовство чиновника к дочери портного. Кон. XIX - нач. XX вв. ГИМ

Супрядки

Перед сватовстом, на пути к созданию будущей семьи, стояло важное мероприятие — молодёжные гуляния и игрища, во время которых молодежь могла «себя показать» и присмотреться друг к другу для выбора подходящей пары.

-3

Основная часть гуляний проходила весной и летом. Как только сезон заканчивался, девушка после праздника Покрова Богородицы (1 (14) октября) ждала в своём доме сватов. Считалось, что «не дождалась девица жениха до Покрова, не дождётся и после Рождества», но это не совсем так. Осенью и зимой тоже проходили посиделки, которые назывались супрядками и часто именно после них начиналась «вторая волна» свадеб, которая начиналась после Крещения и заканчивалась после масленичной недели.

Название этого обычая происходит от слова «прясть», потому что первоначально девушки приходили на супрядки не чтобы петь и веселиться, а работать.

Необычные ухаживания

«Голубец» — это старинный танец, в котором пара имитировала ухаживания голубя за голубкой.

Аткинсон Д.А. Танец «Голубец». Гравюра из альбома «Живописное изображение обычаев, одежды и увеселений русских». 1803-1804 гг. ГИМ
Аткинсон Д.А. Танец «Голубец». Гравюра из альбома «Живописное изображение обычаев, одежды и увеселений русских». 1803-1804 гг. ГИМ

Движения начинались в медленном темпе, при этом танцор ходил вокруг возлюбленной, приступая к осторожным ухаживаниям. Женщина в этот момент стояла на одном месте, отворачивая лицо от танцующего, изображая отказ от его знаков внимания. Постепенно темп музыки ускорялся, мужчина выделывал разнообразные коленца, демонстрируя настойчивость. Танцующая в ответ уступала его желаниям и присоединялась к нему в веселой пляске, которая заканчивалась имитацией соития.

Приворотное зелье, над которым придётся попотеть

Играть роль обрядового хлеба могли пряники, но они участвовали в ритуалах более сложного свадебного обряда. Кроме угощений и подарков, их могли использовать как приворотное средство. Для этого во время молодежных гуляний или совместных посиделок парень заворачивал пряник в тонкую тряпку, а затем клал подмышку, пока тот не пропитается потом, и только после этого дарил пряник любимой девушке.

Пряник в виде женской и мужской фигуры. Тверская губерния. 70-ые г. XIX в. ГИМ
Пряник в виде женской и мужской фигуры. Тверская губерния. 70-ые г. XIX в. ГИМ

Непреступный сговор

Момент, когда молодые официально считались женихом и невестой наступал во время сговора.

Сговаривались семьи не о противоправном деянии, а о порядке проведения свадьбы, подарках, гостях, составе приданого и расходах.

Для закрепления такой договоренности устраивали запой – пиршество, в котором принимали участие не только родственники молодых, но и их друзья, соседи и односельчане.
А. Акимов (Рис.), А. Екимов (Грав.) Благословление при сговоре. Кон.XVIII в. ГИМ
А. Акимов (Рис.), А. Екимов (Грав.) Благословление при сговоре. Кон.XVIII в. ГИМ

Во время сговора совершалось и первое благословение на брак. Молодые вставали перед родителями невесты, отец благословлял иконой, а мать хлебом с солью.

Девичник

Казалось бы, посидеть с девчонками да разойтись, но нет. Девчиник был самым важным днём в жизни девушки до свадьбы. В этот день невеста вместе со своими подругами завершала свое прощание с прежней жизнью.

Главным обрядом было расставание с главным символом красоты – девичьей косой – символом невинности и чистоты.

Подруги невесты заплетали косу, используя мелкие пряди, веревки, ленточки, связывали узлы, чтобы косу было как можно сложнее расплести. Затем сторона жениха должна была выкупить косу, а затем расплести ее. Выкуп и расплетание косы означали полную власть жениха над невестой, а также устранение всех препятствий на пути к браку.

Пейте пиво пенное - будет жизнь отменная!

Брак без церковного венчания в XVI–XVII вв. был еще широко распространен среди простых людей, но без традиционного «пира» он считался недействительным. Пир и свадебное веселье придавали браку законность в глазах общества.

Е.Я. Яковлев. Сельская свадьба. Хромолитография, 1875 г. ГИМ
Е.Я. Яковлев. Сельская свадьба. Хромолитография, 1875 г. ГИМ

Пиву отводилась одна из самых важных ролей во всем свадебном обряде. Угощение этим напитком родственников жениха и невесты символизировало собой закрепление всех договоренностей. На свадебном пиру качество и количество пива говорило о зажиточности семьи, поэтому его старались варить в больших количествах и приглашали самых искусных пивоваров. На предсвадебный период жених должен был приготовить не меньше 10 ушатов напитка (40 ведер), в богатых домах – до 20 ушатов; на свадебный пир обе семьи выставляли до 200 ведер.

Первая брачная ночь

А без неё никак.

А. Петров. Крестьянская свадьба. 1817 г. ГИМ
А. Петров. Крестьянская свадьба. 1817 г. ГИМ

После окончания свадебного пира молодых уводили для совершения постельного обряда.

Как правило, брачную постель готовили в холодном неотапливаемом помещении – в амбаре, клети, чулане, конюшне или хлеве. Чтоб молодым так или иначе пришлось бы согреться.

Широко был распространен обычай «греть постель молодым », согласно которому на брачное ложе сначала ложилась чета супругов, живших в любви и согласии. В знак покорности молодая должна была разуть мужа, за что получала выпавшую из сапога монету. Там же могла быть спрятана плеть, которой новобрачный слегка ударял жену, демонстрируя этим свое главенство.

Вечером того же дня или утром следующего те же лица, которые провожали молодых на брачное ложе, приходили будить их. Широко распространенным, особенно в южных регионах, был обычай устанавливать факт девственности невесты. Пришедшие могли лично проверять постель и рубашку молодой.