Галина Уланова вошла в историю главным образом как великая балерина-актриса. Кто знает, раскрылось ли бы до предела ее дарование, если бы не новые стили и не новые балеты. На пору ее молодости – 30-е – 40-е годы ХХ века – пришлись поиски новых путей в советском балете, самым удачным результатом которых стал драмбалет.
Будь я Винни-пухом, я сказала бы что «драмбалет – странный балет: вроде он есть – а вроде и нет!». Слово «драмбалет» было чуть ли не театрально-жаргонным… Попробуйте найти его хоть в энциклопедии «Балет» (1981, под ред. Ю. Григоровича) – нет его там. Как и синонима – хореодрамы. Официальная советская наука, можно сказать что не давала официального определения ни драмбалету, ни хореодраме. Но драмбалет был! И у него есть даже точная дата рождения – 28 сентября 1934 г. – когда в Ленинградском театре оперы и балета (еще не имени С. М. Кирова, тогда еще живого) прошла премьера нового балета «Бахчисарайский фонтан». С восходящей звездой Галиной Улановой в главной женской роли. Композитор Б. Асафьев, балетмейстер Р. Захаров, сценарист Н. Волков (по поэме А. С. Пушкина), режиссер С. Радлов (не путать с братом, художником Н. Радловым, которого через несколько лет полюбит Уланова... сорри за оффтоп).
"А почему полузабытый балет?" – может быть, спросите вы. Позволяю себе считать так. Потому что сейчас идет он в оригинале только в месте своего рождения – Мариинском театре. Совсем ведь немного… А ведь балет прекрасен, независимо от хореографической скромности. Но «хитом», как «Ромео и Джульетта» (вершина драмбалета) стать ему все же было не суждено.
Целиком «Бахчисарайский фонтан» с Улановой не сохранился. Есть 25-минутная, хорошо скомпонованная «нарезка» в фильме-балете «Мастера русского балета» (с 32-й минуты по 57-ю).
«Бахчисарайский фонтан» – балет о любви, трагедии, силе духа. Главная героиня, дочь польского шляхтича Мария, юная, чистая девушка – теряет все: родных, возлюбленного, родину, и оказывается пленницей в гареме хана Гирея, который влюбляется в нее. Но ни намека на взаимность не удается получить Гирею. Но этого совершенно не понимает недалекая, ослепленная ревностью любимая жена Гирея Зарема.
Но духовно сильная Мария морально победила их всех. Она выше необузданной пылкости Заремы. Как на этой удачной фотографии: «Убью! – Не боюсь! Вот грудь, рази». Как известно, после этого Зарема отступила, практически поверив Марии, и все могло бы кончиться хорошо, если б Гирей не терял своего головного убора… Позади у Марии было объяснение-дуэт с Гиреем. Ничего кроме отчуждения не чувствовала она к убийце всех своих родных и близких. Ее любовь – шляхтич Вацлав, с которым она, полная безоблачного счастья, танцует на балу первого акта. Этот персонаж специально введен либреттистами, на премьере им был знаменитый партнер Улановой Константин Сергеев (в фильме – Юрий Жданов).
Образ, созданный Улановой, пленил не одно поколение зрителей. Даже просто фотографии впечатляют.
Сама же она ближе к концу карьеры признавалась, что уже не может танцевать не столь актерски выразительные партии, как классические Аврора и Раймонда - так повлиял на на ее драмбалет. Успех первого драмбалета позволил жанру развиваться и продолжаться, и даже попасть за рубеж (в Великобритании в этом стиле стал творить К. Макмиллан). Случайно так получилось, что эпоха драмбалета почти полностью совпала с периодом правления И. В. Сталина, из-за чего его часто называли стилем балета времен сталинизма. В конце 50-х в балете наступила своеобразная "оттепель" от драмбалета... но это тема отдельного разговора.