Найти тему
Любитель балета

Важная роль Галины Улановой в полузабытом балете

Сервис "Яндекс-картинки"
Сервис "Яндекс-картинки"

Галина Уланова вошла в историю главным образом как великая балерина-актриса. Кто знает, раскрылось ли бы до предела ее дарование, если бы не новые стили и не новые балеты. На пору ее молодости – 30-е – 40-е годы ХХ века – пришлись поиски новых путей в советском балете, самым удачным результатом которых стал драмбалет.

Будь я Винни-пухом, я сказала бы что «драмбалет – странный балет: вроде он есть – а вроде и нет!». Слово «драмбалет» было чуть ли не театрально-жаргонным… Попробуйте найти его хоть в энциклопедии «Балет» (1981, под ред. Ю. Григоровича) – нет его там. Как и синонима – хореодрамы. Официальная советская наука, можно сказать что не давала официального определения ни драмбалету, ни хореодраме. Но драмбалет был! И у него есть даже точная дата рождения – 28 сентября 1934 г. – когда в Ленинградском театре оперы и балета (еще не имени С. М. Кирова, тогда еще живого) прошла премьера нового балета «Бахчисарайский фонтан». С восходящей звездой Галиной Улановой в главной женской роли. Композитор Б. Асафьев, балетмейстер Р. Захаров, сценарист Н. Волков (по поэме А. С. Пушкина), режиссер С. Радлов (не путать с братом, художником Н. Радловым, которого через несколько лет полюбит Уланова... сорри за оффтоп).

"А почему полузабытый балет?" – может быть, спросите вы. Позволяю себе считать так. Потому что сейчас идет он в оригинале только в месте своего рождения – Мариинском театре. Совсем ведь немного… А ведь балет прекрасен, независимо от хореографической скромности. Но «хитом», как «Ромео и Джульетта» (вершина драмбалета) стать ему все же было не суждено.

Целиком «Бахчисарайский фонтан» с Улановой не сохранился. Есть 25-минутная, хорошо скомпонованная «нарезка» в фильме-балете «Мастера русского балета» (с 32-й минуты по 57-ю).

«Бахчисарайский фонтан» – балет о любви, трагедии, силе духа. Главная героиня, дочь польского шляхтича Мария, юная, чистая девушка – теряет все: родных, возлюбленного, родину, и оказывается пленницей в гареме хана Гирея, который влюбляется в нее. Но ни намека на взаимность не удается получить Гирею. Но этого совершенно не понимает недалекая, ослепленная ревностью любимая жена Гирея Зарема.

Подруги в жизни - Т. Вечеслова (Зарема) и Г. Уланова - Мария. "Яндекс-картинки"
Подруги в жизни - Т. Вечеслова (Зарема) и Г. Уланова - Мария. "Яндекс-картинки"

Но духовно сильная Мария морально победила их всех. Она выше необузданной пылкости Заремы. Как на этой удачной фотографии: «Убью! – Не боюсь! Вот грудь, рази». Как известно, после этого Зарема отступила, практически поверив Марии, и все могло бы кончиться хорошо, если б Гирей не терял своего головного убора… Позади у Марии было объяснение-дуэт с Гиреем. Ничего кроме отчуждения не чувствовала она к убийце всех своих родных и близких. Ее любовь – шляхтич Вацлав, с которым она, полная безоблачного счастья, танцует на балу первого акта. Этот персонаж специально введен либреттистами, на премьере им был знаменитый партнер Улановой Константин Сергеев (в фильме – Юрий Жданов).

Ю. Жданов и Г. Уланова. Яндекс-картинки.
Ю. Жданов и Г. Уланова. Яндекс-картинки.

Образ, созданный Улановой, пленил не одно поколение зрителей. Даже просто фотографии впечатляют.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки
Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Сама же она ближе к концу карьеры признавалась, что уже не может танцевать не столь актерски выразительные партии, как классические Аврора и Раймонда - так повлиял на на ее драмбалет. Успех первого драмбалета позволил жанру развиваться и продолжаться, и даже попасть за рубеж (в Великобритании в этом стиле стал творить К. Макмиллан). Случайно так получилось, что эпоха драмбалета почти полностью совпала с периодом правления И. В. Сталина, из-за чего его часто называли стилем балета времен сталинизма. В конце 50-х в балете наступила своеобразная "оттепель" от драмбалета... но это тема отдельного разговора.

Спасибо за внимание!! Подписывайтесь