Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Наследник вертолёта Ка-26 и первый реактивный самолёт Югославии. «День в истории авиации» №43 (19 — 25 октября)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Очередное начало недели и очередной выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — несостоявшийся потомок Ка-26, первый реактивный самолёт Югославии, последний деревянный бомбардировщик Британии и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

19 октября

19 октября 1987 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-126. /СССР/

Двухвинтовой вертолёт соосной схемы Ка-26, созданный в ОКБ Камова ещё в середине 1960-х годов, получил широкую популярность как в СССР, так и зарубежом. Поэтому в 1984 году было принято решение о разработке его модификации с модернизированной силовой установкой.

Ка-126 взял всё лучшее от предшественника. 2 поршневых двигателя заменили на 1 газотурбинный ТВО-100. Это увеличило скорость до 190 км/ч, улучшило аэродинамику и упростило обслуживание вертолёта. Доработали кабину пилота и съёмную транспортную кабину, а также бортовое оборудование и навесное сельхозоборудование. Полезная нагрузка Ка-126 — 6 пассажиров или 1 тонна груза.

Новый вертолёт должен был производиться в Румынии на заводах Industria Aeronautică Română. Но румынская революция 1989 года, а позже и распад СССР не позволили планам сбыться. Выпустили всего 17 экземпляров Ка-126. Дальнейшим развитием проекта стал вертолёт Ка-226.

20 октября

20 октября 1946 года — первый полёт лёгкого самолёта Fokker F.25 Promotor. /Голландия/

Во время Второй мировой войны на заводах Fokker было налажено производство немецких военных самолётов. После освобождения Голландии авиапроизводитель вернулся к собственным проектам. F.25 Promotor стал одним из первых самолётов Fokker, выпущенных после войны.

F.25 представлял собой низкоплан с двухбалочным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Двигатель Lycoming O-435-A приводил в движение толкающий винт. В кабине могло разместиться до 4 человек — 1 пилот + 3 пассажира. Максимальная скорость — до 217 км/ч. Полностью заправленных баков хватало на 850 км полёта.

Несмотря на хорошие лётные характеристики, коммерческого успеха проект не имел — после войны на рынке было множество недорогих самолётов, списанных из ВВС воевавших стран. Всего было выпущено 20 единиц Fokker F.25 Promotor. Производство свернули в 1948 году.

21 октября

21 октября 1930 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта Couzinet 30. /Франция/

В 1928 году конструктор Рене Кузине (Rene Couzinet) спроектировал Couzinet 10 — первый самолёт семейства Arc en ciel («Радуга»). Он предназначался для установления рекорда дальности полёта, но потерпел аварию и был разрушен. Дальнейшим его развитием стал Couzinet 30 для туристических полётов и почтовых перевозок.

Как и его предшественники, Couzinet 30 представлял собой деревянный низкоплан с неубирающимся шасси и оригинальной формой хвостовой части. 3 × двигателя Salmson 9AD позволяли развить скорость до 178 км/ч, дальность полёта — 2000 км. В кабине самолёта размещались 1-2 члена экипажа (пилот и штурман) и 4 пассажира.

Couzinet 30 показал отличные лётные характеристики и демонстрировался на авиасалоне Ле-Бурже. Но покупателей найти не удалось и в серийное производство самолёт не запустили. Единственный построенный Couzinet 30 использовался лично Рене Кузине до 1935 года.

22 октября

22 октября 1930 года — первый полёт пассажирского самолёта Fairchild 100 Pilgrim. /США/

Шерман Фэрчайлд, основатель компании Fairchild Aircraft, считал, что для самолёта главное практичность и эффективность, а не изящный внешний вид. Не стал исключением и небольшой авиалайнер Fairchild 100 Pilgrim, спроектированный конструктором Вирджиниусом Кларком на базе модели Fairchild 71.

Pilgrim был подкосным высокопланом с неубирающимся шасси. На уровне крыла находилась кабина пилота, а в пассажирском салоне могло разместиться до 9 пассажиров. Устанавливался двигатель Wright R-1820-1 Cyclone. Максимальная скорость — до 217 км/ч, дальность полёта — 821 км.

Всего было выпущено 27 самолётов Fairchild 100 Pilgrim всех модификаций. Они эксплуатировались авиакомпанией American Airways, ВВС США и другими владельцами (в основном в труднодоступной местности). На сегодня в мире сохранился 1 экземпляр Piligrim в лётном состоянии. Он находится в Авиационном музее Аляски.

23 октября

23 октября 1923 года — первый полёт тяжёлого бомбардировщика Handley Page H.P.24 Hyderabad. /Великобритания/

Хотя бомбардировщик Vickers Vimy был принят на вооружение в 1919 году, но Королевские ВВС Великобритании быстро начали думать о его замене. В 1922 году Авиационное министерство выпустило спецификацию 31/22. Свой проект представила компания Handley Page — бомбардировщик H.P.24 Hyderabad, созданный на базе авиалайнера W.8.

H.P.24 был типичным для своего времени бомбардировщиком-бипланом с неубирающимся шасси. Устанавливалось 2 × двигателя Napier Lion VA. Максимальная скорость — до 175 км/ч, дальность полёта — 800 км. Экипаж состоял из 4 человек в открытых кабинах. Вооружение — 3 × 7,7-мм пулемёта Lewis и до 500 кг бомб.

Всего выпустили 39 самолётов H.P.24 Hyderabad. Они были приняты на вооружение в 1925 году и эксплуатировались до 1933 года. Hyderabad стал последним цельнодеревянным бомбардировщиком в Королевских ВВС.

24 октября

24 октября 1953 года — первый полёт истребителя-перехватчика Convair F-102 Delta Dagger. /США/

В 1948 году ВВС США оформили требования к новому перехватчику, который должен был поступить на вооружение в 1954 году. Через год был проведён конкурс на «Основной перехватчик 1954» ("1954 Ultimate Interceptor"). Из 6 компаний-участниц комиссия предпочла Convair с её проектом F-102 Delta Dagger.

F-102 представлял собой среднеплан-«бесхвостку» с дельта-крылом. Двигатель Pratt & Whitney J57-P-25 позволял превысить скорость звука и достичь скорости 1328 км/ч. Дальность полёта — 2170 км. Вооружение — до 6 управляемых ракет AIM-4 Falcon и до 24 × 70-мм неуправляемых ракет FFAR.

Delta Dagger стал первым принятым на вооружение сверхзвуковым перехватчиком с треугольным крылом. Стоял на вооружении ВВС США, Греции и Турции. Ограничено применялся во время Вьетнамской войны как эскорт для бомбардировщиков и штурмовик. Всего было выпущено 1000 единиц F-102 Delta Dagger.

25 октября

25 октября 1952 года — первый полёт лёгкого экспериментального штурмовика Ikarus S-451M. /Югославия/

В 1950-х годах в Главном управлении авиационной промышленности Югославии сформировалась группа конструкторов во главе с Драголюбом Бешлином. В рамках семейства Ikarus 451 они создали 7 экспериментальных самолётов. В том числе и первый югославский реактивный самолётIkarus S-451M.

S-451M был цельнометаллическим низкопланом с убирающимся шасси. На подкрыльевых пилонах устанавливались 2 × двигателя Turbomeca Palas 056A. Максимальная скорость — 470 км/ч, дальность полёта — 300 км. Вооружение состояло из 1 × 20-мм пушки Hispano Suiza и 6 × ракет РС-82.

Самолёт получился хорошим в управлении, но для серийного производства не годился. Сказалась слабая мощность двигателя и отсутствие у югославских конструкторов опыта в проектировании реактивных самолётов. Единственный построенный S-451M потерпел аварию в 1959 году и проект свернули. После восстановления самолёт передали в Музей воздухоплавания — Белград.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории