Найти в Дзене

ЗПР+СДВГ, учимся дома по Школе России

Оглавление
Анины писульки в тетради по русскому. Я обычно стою в метре от нее, диктую, потом каждое задание проверяю. Красной ручкой! С разрешения нашего  педагога))) Дети уже пишут ручкой, мы - карандашом. Правда, в тетради по математике пробуем тоже ручкой - там Анюта пишет аккуратнее.
Анины писульки в тетради по русскому. Я обычно стою в метре от нее, диктую, потом каждое задание проверяю. Красной ручкой! С разрешения нашего педагога))) Дети уже пишут ручкой, мы - карандашом. Правда, в тетради по математике пробуем тоже ручкой - там Анюта пишет аккуратнее.

В октябре 2020 года была ПМПК. Мы получили программу АООП 7.1. Ту самую, где ребенку просто дают послабления, но не растягивают первый класс на два года. По сути, мы проходим все то же самое, что дети в классе, но к нам предъявляют меньше требований. В чем это выражается:

  • объемы выполняемых заданий снижаются на 20-30%;
  • мы можем растягивать непонятную тему и проходить ее дольше, отставая от класса;
  • к нам меньше придираются, то есть критерии оценивания успехов дочки ниже;
  • мы не берем сложных и непонятных заданий;
  • имеем право на послабления в количестве уроков и посещаемости.

Про последний пункт расскажу чуть подробнее.

Почему мы учимся дома, но документов на это не имеем

Итак, с конца сентября Аня учится дома, но не с педагогом, а со мной. Это достаточно необычный расклад. Дело в том, что справку КЭК (клинико-экспертной комиссии) нам запорол психиатр. Подробно о мытарствах, связанных с походами по больницам, я рассказала на своем сайте вот в этой статье. Не хочу здесь повторяться. Там же вы поймете, в чем разница между КЭК и ПМПК. Это разные комиссии. Одна отвечает за медицинские заключения и рекомендации, а вторая - за образовательный маршрут.

В общем, справку с рекомендациями мы не получили. Школа пошла на все уступки, чтобы Ане было комфортно. Нас никто не выпроваживал из класса, но посоветовавшись с учителем и завучем, я решила, что такой вид обучения сгладит многие острые углы. Все равно дочка не сядет за парту и не будет слушать на уроке, а также продолжит драконить других детей. Мне это не нужно! Считаю, что обучение должно приносить реальную пользу, а не номинальную. Собственно, мне не все равно на остальных детей, которым мешала Аня.

Как у нас получается до нынешнего времени учиться дома, ни дня не посещая школу?

На руку сыграла пандемия. До сегодняшнего дня в нашем лицее разрешают писать заявление на обучение в свободном режиме! Раз в пару месяцев я обновляю свое заявление, а также иной раз беру справки у педиатра, что дочка была на больничном. В ноябре писала заявление "по семейным обстоятельствам" на целый месяц. В общем, до конца учебного года мы протянем вполне.

Как мы отчитываемся за пройденную программу

Элементарно. По Ватсапп. Либо сам педагог, либо мамочки в группе скидывают пройденное за день в классе, а мы это выполняем дома, примерно на 70-80%. Если ничего не скинули, делаю на свое усмотрение. План урока я прекрасно понимаю и знаю, потому мне не так сложно составить примерный план следующей темы.

Мы то отстаем, то снова нагоняем одноклассников - процесс нестабильный и сложный. Однако обучение идет.

Хочу отметить, что изучаем мы три основных предмета: письмо (сейчас уже русский), чтение и математику. Окружающий мир берем время от времени и очень поверхностно. Остальные предметы с нас никто не спрашивает в силу ее особенностей. Я много писала, что ЗПРки и СДВГшки быстрее истощаются, хуже понимают абстракции и темы, требующие пластичности мышления. На это школа и я делаем ей скидки.

Сейчас мы отстали по математике на 5 страниц в учебнике. По чтению и письму идем тема в тему.

Успехи моей ЗПРки

Знаете, порой у нее бывает прорыв. И в такой момент мне кажется, что мы осилим все! Потом наступает застой. И создается впечатление, что она никогда не восстановится. Я до сих пор не знаю, насколько она сможет скомпенсироваться.

Она пишет. Корявенько, но все-таки. И, кстати, достаточно грамотно. В начале учебного года я сильно понервничала с ее каллиграфией. Она вообще не воспринимала написание элементов букв, сами буквы и их соединения. Сказывались нарушения пространственного праксиса и восприятия вообще. Но к декабрю она как-то незаметно воспряла и начала писать. Так что сегодня мы пишем в тетрадке "косая линейка", особо не заезжая за пределы линий. Она соблюдает поля, отступы, понимает правила орфографии и элементарной пунктуации. Здесь я могу выдохнуть.

Чтение. Она читает, но не всегда понимает сложные тексты. Привет, мышление, называется. Порой я вижу, что понимание есть, но ОНР (общее недоразвитие речи) мешает ответить на вопросы, порассуждать, кратенько передать смысл прочитанного. Работаем над этим ежедневно.

Математика... Это беда. Я не могу сказать, что Аня совсем дубок. Нет. Она понимает сложение, вычитание, принцип решения задач, но у нее не заходит состав числа. Точнее она его учит, а применять не умеет. Шагает больше по линеечке. Краткая запись условия задачи - совсем мрак. Каждый день мы бьемся над одним и тем же, но автоматизации нет. В отдельности все в голове есть, а вместе пазл пока что не складывается.

Я максимально имитирую урок, использую наглядный материал, стараюсь объяснять все на пальцах, задействую все свои педагогические знания, но... ЗПР есть ЗПР - этим детям нужно повторять тысячу раз одно и то же, в то время как обычный ребенок запомнит и поймет за пару уроков. Не всегда прописанные методы и принципы помогают образовывать такого ученика.

У меня занимает ее обучение весь день. Конечно, садимся мы не с 8 утра, потому что Ане для нормального функционирования требуется свой распорядок. Где-то с 10 до 11 утра мы начинаем первый урок. Разрывы между предметами могут быть небольшими, по 30-40 минут и даже по часу. Все зависит от психического и физического настроения моей ученицы. Ее можно заставить, принудить, но пользы от подобных занятий не будет. У нас свой режим и распорядок. Даже расписанию мы не следуем, а делаем то, что заходит здесь и сейчас. У нас могут быть два урока математики вместо русского или чтения, а на следующий день, наоборот, побольше того предмета, что пропустили.

В общем, действует принцип гибкости и вариативности.

Ребенок-позитивчик. Никогда особо не грустит. Она всегда примерно в таком настроении, как на фото))) Моя Нютка...
Ребенок-позитивчик. Никогда особо не грустит. Она всегда примерно в таком настроении, как на фото))) Моя Нютка...

Очень подробно об успехах и построении нашего учебного дня я писала в статье про Анины успехи в учебе. Заходите, читайте, комментируйте! Здесь читайте также:

У Анюты третий диагноз ОНР. Что это такое

Что такое плоское мышление у детей с особенностями развития?

Общая характеристика ребенка с ЗПР

Я редко пишу, так как занята дочкой, ее учебой и реабилитацией - да-да, у нас еще есть адаптивное плавание и нейрокоррекция. Однако буду рада видеть вас в гостях у себя на канале!

В следующих статьях хочу поговорить о планах на семейное обучение, о своем психологическом состоянии, которое тоже иной раз дает сбой, и порассуждать о том, как еще помочь Анютке. В планах есть взять в помощь учителя-дефектолога, занимающегося именно по школьной программе.

Обнимаю и целую)))